Цели:
- дать понятие “бытовая сказка”,
- познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,
- развивать речь детей, пополнять словарный запас,
- учить ребят анализировать и оценивать прочитанное,
- прививать интерес к устному народному творчеству.
ХОД УРОКА
I. Повторение изученного.
Речевая разминка.
Та-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Ваня-Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
II. Работа в группах с карточками.
В карточках пословицы, загадки, считали, потешки, скороговорки.
Часть текста написана слева, другая часть справа. Следует соединить две части, прочитать, определить жанр устного народного творчества.
Карточка № 1 | |
Вдоль по реченьке Лебёдушка плывёт. Выше бережка Головушку несёт. |
Топы-топы по лавочке Цапы-цапы за лапочки. |
Та-та-та Вышла кошка за кота. Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки. |
Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. (ПОТЕШКИ) |
Карточка № 2 | |
Скатерть бела | а пашет и косит. |
Конь стальной Овса не просит, |
обожгу и без огня. |
Ой, не трогайте меня, | всю землю одела. (ЗАГАДКИ) |
Карточка № 3 | |
Сделал дело – | ни одного не поймаешь. |
За двумя зайцами погонишься | а товарища выручай. |
Сам погибай, | один раз отрежь. |
Семь раз измерь, | гуляй смело. (ПОСЛОВИЦЫ) |
Карточка № 4 | |
Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть |
И матросы три недели. Карамель на мели ели. |
Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. |
Раз дрова, Два дрова, Три дрова. |
На дворе трава, На траве дрова. |
И смешно спешат старушки, Сушек Сашиных поесть. (СКОРОГОВОРКИ) |
Карточка № 5 | |
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети |
Небо, звёзды, луг, цветы - ты пойди-ка поводи! |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. |
Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. |
Начинается считалка: На берёзу села галка, |
Все кричали – Ку-ку-мак! Убирай один кулак. (СЧИТАЛКИ) |
Ученики делают вывод: потешки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы – это жанры устного народного творчества.
III. Беседа. Постановка проблемы. Вопросы к детям.
Дети, каким словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор)
Какого фольклорного жанра не было в карточках? (Сказки).
Назовите виды сказок. (Волшебные, сказки о животных)
“Отгадай сказку” (название, вид сказки).
1. Нет, соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья. (Сказка о животных “Пусть будут и Соловей и Жук”)
2. Кумушка, кумушка, право, больше нечем потчевать. (Сказка о животных “Лиса и Журавль”)
3. Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась Василисой Премудрой и стала ковёр ткать. (Волшебная сказка “Царевна – лягушка”)
4. Сестричка, Алёнушка, хлебну я из колодца!
Не пей, братец, козлёночком станешь. (Волшебная
сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
5. Работа в группах с карточками. Прочитать отрывок, выполнить задание, предположить название и вид сказки. Ученики формулируют свой вывод.
Карточка № 1. Начало сказки “Самое дорогое”
- На равном месте, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились.
а) “глухая деревушка”, “ивовые прутья”, “лён пряла да ткала”- объясните смысл словосочетаний. Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи в глухой деревне.
Карточка № 2. Отрывок из сказки
-Дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась, а у тебя, гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится. Сходи-ка ты в лес, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.
а) Почему стало трудно работать старикам? “Сходи-ка ты в лес” - объясните значение леса в жизни стариков.
Вывод: сказка о труде, о жизни старика и старухи возле леса.
Карточка № 3. Отрывок из сказки
- Есть у нас коровушка – молоко даёт, есть шесть овечек – шерсть дают. Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок - нам и довольно.
а) Чем занимаются каждый день старик и старуха? Для чего?
Вывод: сказка о жизни и труде в деревне, добывают себе пропитание.
Карточка № 4
- И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет. Тем и кормятся. И хорошо живут, счастливо!
а) Почему они живут хорошо? Почему они счастливы? Вывод: сказка о любимой работе.
IV. Побуждение к проблеме.
Вопрос ко всем ученикам.
Назовите вид сказки? (Обсуждение).
Ребята затрудняются назвать вид сказки.
Дети читают сказку “Самое дорогое” по цепочке. При прочтении сказки провести словарную работу.
кормиться – добывать средства к жизни, пропитание.
прут – тонкая ветка без листьев.
ивовый – сделан из прутьев ивы.
прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.
Вывесить иллюстрацию Лесного Деда, показать прялку, прут, корзину.
V. Поиск решения. Диалог “учитель – ученики”, “ученики - учитель” (работа с текстом).
а) Главное в сказке “Самое дорогое” – люди, чудес – нет. Вид сказки – не о животных, волшебства нет. Новый вид сказки? Какой?
б) Герои сказки – старик, старуха, Дед Лесник.
в) О чём сказка? О жизни старика и старухи.
г) Где они жили? чем занимались? (Ответы детей по содержанию сказки)
Дети, представим деревню, в ней живут пожилые люди. Скажите, в наше время дедушка может плести корзины? (Да). А его жена может скручивать шерстяную нить? (Да). Для чего нужна нить? (Связать тёплые носки, варежки). Корзины – плетут, носки - вяжут – это работа, а если много сплести корзин, тёплых вещей, что можно с ними сделать? Можно продать - появятся деньги, средства для жизни. Эти деньги помогут старикам прокормиться, жить. Эта сказка о чём? (О повседневной жизни, об укладе жизни)
Словосочетания “повседневная жизнь”, “уклад жизни” - каким словом можно заменить? (Быт)
На доске вывесить слово “быт”, обсудить значение слова.
“Быт” - повседневная жизнь, жизненный уклад, правила и порядки жизненного уклада.
Ученики называют тему урока: “Новый вид сказки – бытовая”.
На доске пословицы. Ребята выбирают пословицу к названию сказки и выписывают в тетрадь.
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
3. Где труд, там и счастье.
Вывод: самое дорогое для человека – это трудиться. Человек счастлив в труде.
VI. Подведение итога. Закрепление поставленной темы.
Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.
1. Какую сказку прочитали? (“Самое дорогое” - бытовая )
2. Какие виды сказок знаете? Как понимаете новый вид сказки?
3. Сказка “Самое дорогое” (ответы по содержанию).
4. Что нового и интересного узнали на уроке?
VII. Итог урока. Оценка.
VIII. Домашнее задание. Чтение сказки “Самое дорогое”, нарисовать иллюстрацию к сказке. Ответить на вопрос: Что бы тебе хотелось попросить у Лесного Деда?