Цели урока:
- Познакомить детей с новым для них видом сочинения, с сочинением-рассуждением.
- Научить отличать текст-рассуждение от других текстов.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение анализировать и сравнивать.
- Добиваться от учащихся грамотного построения текста, безошибочного письма.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Запись темы урока в тетрадь.
- Кто из вас, ребята, знает, что такое текст-рассуждение?
- А чем этот текст-рассуждение будет отличаться от других текстов?
2. Нахождение текста-рассуждения среди разных текстов.
(На каждой парте по три напечатанных текста. Дети читают каждый текст, определяют, можно ли его назвать рассуждением.)
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?
- Какое предложение есть во всех трех текстах?
- А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? (По второму).
- Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? (Есть вопрос и дается ответ на него.)
- Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?
- В зависимости от типа текста меняется и основная мысль, а значит, и название. Озаглавьте каждый текст.
- «Дрессированные тигры»
- «Тигры-красавцы»
- «Почему тигры слушаются человека»
3. Схема построения текста-рассуждения.
(Схему дети могут записать в тетрадь).
- Вступление.
- Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
- Аргументы (доказательства):
а) доводы
б) примеры, случаи, факты, цифры
в) мнение авторитетных людей, цитаты - Выводы.
- Давайте посмотрим, есть ли эти пункты в тексте про цирк.
- А теперь прочитайте еще один текст-рассуждение и найдите в нем все части, которые есть в схеме.
Курочка-ряба
Снесла курочка ряба золотое яичко. И началось… Прекрасно золотое яйцо, но дед и бабка пытаются его разбить. А почему? А для чего? Не знают они, что с ним делать.
Не разбили. А вот мышка разбила. Дед с бабой в плачь. А чего плачут-то?! Ведь они сами хотели его разбить!
Утешает их курочка-ряба, просит не плакать, обещает снести им не золотое, а простое яичко.
В чем же смысл этой сказки? Золотое яичко для деда и бабки бесполезная вещь. Поставил его на полку и смотри на него. А для жизни нужна пища, еда. Эта сказка учит тому, что не нужно гнаться за дорогими, но не нужными вещами. Человеку нужно совсем другое – то, без чего невозможна жизнь.
4. Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях.
(Слова дети могут записать в тетрадь).
В написании рассуждения используются слова:
Во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
III. Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.
(Каждому ученику дается карточка с деформированным текстом, который он должен восстановить, дать ему название, можно текст записать в тетрадь).
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.
Вот что должно получиться:
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.
IV. «Проба пера»
- Давайте сейчас попробуем сами написать сочинение-рассуждение.
Зимой.
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает?
(Начало сочинения дает учитель, а дальше дети сочиняют сами).
Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
V. В конце урока тетради собираются для проверки.
Литература:
- О.В. Узорова «Практическое пособие по развитию речи». М.: «Издательство АСТ», 2000г.
- О.А. Кислицина «Текст на уроках русского языка». Ижевск, издательство ИУУ, 2002г.
- В.С. Мавлетов «Учусь писать сочинение». Уфа, полиграфкомбинат, 2001 г.