Учительские раздумья. Педагогические зарисовки. Самоанализ урока

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


УЧИТЕЛЬ – это призвание, это определенное сочетание генов…

Или оно у человека есть, или его нет! Именно в генах, в ДНК хромосом организмов закодированы и находятся все наследственные признаки. Предрасположенность к профессии тоже.

УЧИТЕЛЬ – это данность свыше, это больше, чем профессия. Это судьба. И не так уж важно, как приходишь к этому пониманию, когда ощущаешь себя учителем. Ощутив в себе потребность передавать накопленные знания другим, не преподавать уже не можешь!

В этом учебном году наша гимназия перешла на концентрическую программу обучения биологии по линии Никишова, которая начинается с 6-го класса. На мой взгляд эта программа очень удачная: четкое и понятное изложение учебного материала, яркие рисунки, стандартный объем параграфов (новый параграф всегда с новой страницы), качественное издание учебника.

Ученики 6-х классов (а, б, в) с удовольствием осваивают новый предмет. Конечно же, изучать биологию лучше начинать в системе и как можно раньше! Прекрасно отремонтированный новый кабинет биологии, обилие наглядных пособий, гербариев для лабораторных работ, красочных плакатов, современные микроскопы – все это способствует развитию интереса к предмету и хорошему усвоению новых знаний.

Свою роль в проведении уроков биологии как учитель я вижу в том, чтобы привить детям любовь к окружающей среде через интерес к предмету. Особенно важны их положительные эмоции на начальной стадии обучения, когда закладывается новая научная терминология, вводятся новые биологические понятия. Хорошо способствует усвоению «осязательный канал», который включается наряду со зрительным и слуховым, когда я даю ребятам настоящий кокос или провожу лабораторное исследование замоченных заранее семян. Об одном из таких уроков я и расскажу.

Все, что касается биологии, мне всегда интересно. Видимо поэтому ребятам передается мой положительный настрой, и их глаза загораются неподдельным интересом к узнаванию нового. А в концентрической программе что ни урок, то новая тема! Все сжато и очень сконцентрировано – как пружина начинает разжиматься и раскручиваться, так и новый материал начинает обрастать все новыми и новыми подробностями. Потом он обретает наглядность. Потом у ребят возникают уточняющие вопросы… Темп урока нарастает. Виды урочной деятельности сменяют друг друга: отвлекаться некогда! Вот биологический диктант на повторение и усвоение новой терминологии, а вот и многообразие плодов: восковая зеленая тыквина огурца, красная ягода томата, желтое яблоко груши… Какие непривычные научные названия знакомых овощей и фруктов! А раньше говорили, что арбуз – это самая большая ягода, а по новой системе понятий – тоже тыквина, как тыква и дыня… Не удивительно ли?! А какой плод у перца?

К следующему уроку в Интернете находят, что коробочка…

-А теперь заносим названия плодов в тетрадь в табличку: три колонки – Сухие плоды, Сочные плоды, Корнеплоды.

- Но это же совсем не плоды!

- Конечно, будем их отличать. Смотрим на муляж или на настоящий сухой плод, которые демонстрирует учитель, и записываем все в тетради.

- А это же картофель! Ой, а для него нет колонки… И правильно. Это же подземный побег клубень! /Остальные тоже соглашаются/.

Так в сомнениях рождается истина. Естественно, что при регулярных последующих повторениях материал откладывается в памяти и усваивается детьми.

А вот и семена: в коробочках для коллекций их по 10 разновидностей – маленькие и большие. Раздаются каждому. Год создания коллекций — 1959! Удивление и восторг! Семенам почти полвека!

- Теперь понятно, как до нас дошла пшеница из пирамид фараонов! Это же сухие семена, они почти не портятся: в них нет воды! А сочные так хранить нельзя: вот почему, оказывается, муляжи! /Вот и первое открытие, сделано через умозаключения/.

Нездоровое оживление вызывают у некоторых детей семена конопли. Смешок, ассоциация с наркотиком. Слышали звон, да не знают, где он. Интерес уже есть. Предложат – не задумываясь попробуют. И все… Страшновато! Мне есть над чем работать для профилактики. Буду беседовать по межпредметной связи с ОБЖ о здоровом образе жизни.

- А конопля наркотик? А можно попробовать? /Несколько 50-летних семян конопли были изъяты из коллекции. Зачем?/

На доске висят плакаты с изображением семян фасоли и пшеницы, записаны число и тема: «Семя». Объяснение.

Работа с учебником. Зарисовка и подпись составных частей семени фасоли и зерновки.

- А сейчас давайте зарисуем по два семени однодольных и двудольных из коллекции (начинаем понимать, что к чему).

- А теперь лабораторная работа «Строение семени». Записываем…

Лабораторная работа проходит по стандартной схеме: записываем цель работы, материалы для работы, ход работы и, обязательно, вывод!

Данная работа была проведена для закрепления только что изученного материала.

После раздачи каждому ученику металлических коробочек, препаровальных игл и семян, после беседы о технике безопасности при работе с этими иглами можно исследовать семена: очищать, разламывать, искать зародыш!

- Нашел! Вот он, оказывается, какой маленький, этот зародыш!

А через некоторое время совсем не детское и не стандартное высказывание: «Я фасоли аборт сделал…» Без комментариев. Мальчику 11 лет.

Вспоминаю наше телевещание. Прямая ассоциация: ЗАРОДЫШ – АБОРТ! Это как КОШКА – МЯУ, ЗИМА—СНЕГ, БЕЖАТЬ-ГОНЯТЬ и прочие ассоциативные пары слов.

А надо: ЗАРОДЫШ –МАЛЕНЬКОЕ ПОКА ЕЩЕ, НО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, СКОРО ВЫРАСТЕТ! Есть разница?

Наверное, скоро уже действительно пора проводить ОБЖ-беседу о здоровом образе жизни!

Урок пролетает незаметно. Домашнее задание. Оценки активным. Но как трудно выделить самых-самых! Оценки стимулируют к деятельности. Бегут с дневничками, убирают за собой рабочее место. Но как хочется, чтобы мотивация к творческой деятельности была не в оценке, а в расширении кругозора! Эмоции у детей положительные. Подходят мамы (наши учителя), говорят, что дома ребенок все исследует – и вообще биология теперь любимый предмет… Наверное, потому что новый?!

Ну как же можно не любить биологию?! Это же наука о жизни. Это все о нас. Это наш мир. Что же должно произойти, чтобы перестать думать об экологических проблемах? В каком возрасте люди черствеют душой? Или у них не было замечательных биологических учебников?

Раздумья - раздумья. А урок-то достиг своей цели! Вот и самоанализ провела.

Материалы для урока: коллекции семян и плодов, раздаточные материалы для лабораторной практической работы, учебники, тетради.

Межпредметные связи: ОБЖ, экология, география.

Проверка домашнего оформления лабораторных работ проводится на следующем уроке. Контроль знаний, умений, навыков проходил в форме биологического диктанта, беседы и индивидуальной работы с ребятами при проведении лабораторной работы.