Цели:
- Создать условия для восприятия, осмысления и понимания понятия процента.
- Рассмотреть способы перевода процентов в десятичную дробь, и дроби в проценты.
- Рассмотреть основные виды задач на проценты ( нахождение процента от числа и числа по его процентам).
- развивать интеллектуальные умения: сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, анализ.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- презентация (Приложение 1)
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин.)
Постановка целей урока. (Слайд 1,2).
2. Устная работа. (слайды 3,4) (3 мин.)
Вычислите
25 · 3 = 75
2,5 · 3 = 7,5
0,25 · 3 = 0,75
25 · 0 ,3 = 7,5
2,5 · 0 ,3 = 0,75
2,5 · 0,03 = 0,075
0,25 · 0 , 3 = 0,075
0,25 · 0 ,0 3 = 0,075
12,47 · 0,1= 1,247
12,47 : 10 = 1,247
12,47 · 0,001 = 0,01247
12,47 · 0,01 = 0,1247
12,47 : 100 = 0,1247
3. Объяснение нового материала. (20 мин.)
Учитель: Прочитайте предложения: «Всхожесть семян составляет 89 процентов», «Концентрация уксусной кислоты – 70 процентов», «На выборах мэра города приняли участие 69 процентов избирателей», «Кандидат Смирнов набрал 51 процент голосов избирателей, принявших участие в выборах». (Слайд 5)
Учитель: А где вы еще встречали слово «процент»? (выслушать ответы).
Учитель: Давайте вспомним, как называются некоторые доли.
(ответы учеников).
Учитель: Сотую часть центнера называют килограммом, сотую часть метра – сантиметром, сотую часть гектара – аром. Одну сотую часть числа назвали «процентом» и вводим обозначение: . (записать в тетрадь)
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%. (Слайды 6,7)
Учитель: А теперь послушаем сообщение о процентах.
Выступает ученица с сообщением «Проценты»:
«Слово процент происходит от латинских слов «pro centum», что означает «со ста». Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому широко распространены. Знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом «cento»- сто и писали сокращенно – cto. В 1865 году в Париже была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.
Иногда применяют и более мелкие доли целого – тысячные, то есть десятые части процента. Их называют промилле (от латинского «с тысячи») и обозначают ‰.»
Учитель: А теперь давайте узнаем как перевести проценты в десятичную дробь, а дробь – в проценты. (Слайд 8)
Правила:
Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
0,45 = 0,45 · 100% = 45%
32% = 32 : 100 = 0,32
Сегодня мы рассмотрим 2 основные задачи на проценты. (Слайды 9, 10).
- Нахождение процента от числа.
- Нахождение числа по его процентам.
Ученики записывают краткую запись и решение в тетрадь.
4. Закрепление темы. (10 мин.)
Учитель: Давайте потренируемся! Поработаем вместе. (Слайд 11)
Ребята работают в тетрадях, объясняя по очереди решения. Проверяют ответы на доске.
5. Самостоятельная работа(обучающая). (10 мин.)
Математический диктант 2 варианта. (Слайд 12)
Учитель: А теперь я посмотрю, как вы усвоили эту тему! (работа в парах)
Ребята работают самостоятельно в тетрадях, после окончания работы меняются тетрадями и проверяют соседа, выставляя оценки.
6. Итог урока.
Выставление оценок, комментирование домашнего задания.
Домашняя работа. (Слайд 13) № 1600, № 1601
Узнать у родителей, применяются ли проценты в их профессиях.