Методические разработки по теме "Использование «Танграма» на уроках информатики

Разделы: Информатика


Введение.

"Танаграм" – это квадрат 10 х 10 см, расчерченный на геометрические фигуры по следующему принципу


рисунок 1

С помощью фигур входящих в "Танграм" можно собирать различные контуры

Использовать "Танграм" можно на уроках математики, а также информатики. Используя "Танграм" на уроках информатики учитель может осуществить межпредметную связь урока информатики и математики. В ходе уроков учащиеся закрепляют свои знания по знакомству с геометрическими фигурами, развивая при этом пространственное воображение, фантазию и творчество. Используя контуры "Танграма", можно интересно познакомить учащихся с графическим редактором, тема: «Растровая графика». Если ученик при знакомстве с графическим редактором затрудняется что-либо нарисовать, то ему можно предложить исполнить знакомые контуры, добавив к ним фон, новые очертания. В результате учащийся получит прекрасную картинку. Используя фигуры «Танграма» можно познакомить учащихся с возможностями панели рисования текстового редактора WORD по теме «Векторная графика». Показать возможности вращения фигур, их раскрашивание, придание объема, тени и т.д. Все это развивает творческие способности учащихся и дает возможность интересно преподнести материал.

Урок 1

1 часть урока – теоретическая.

Цель: знакомство с геометрическими фигурами, входящими в "Танграм".

Раздаем конверты с "Танграмом". Каждый из учащихся вынимает свои фигуры из конверта. Начинаем проверку содержимого конверта. В процессе проверки знакомимся с фигурами и проверяем все ли фигуры на месте.

            Должно быть:

  1. Два больших треугольника, учащиеся ищут его и поднимают его вверх. Одновременно вспоминаем, что треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и отрезков, их соединяющих. Точки называются вершинами, а отрезки – сторонами. Признаки треугольника – 3 угла, 3 стороны. Понятие равнобедренного треугольника – это треугольник, у которого две стороны равны. Равные стороны называют боковыми, а третью – основанием. Понятие равностороннего треугольника – треугольник, у которого все стороны равны.
  2. Один средний треугольник
  3. Два маленьких треугольника. Здесь можно повторить для закрепления свойства треугольника, рассмотренные ранее.
  4. Один квадрат. Учащиеся поднимают квадрат и вспоминаем, что квадрат это прямоугольник, у которого все стороны равны. Свойства квадрата – все углы квадрата прямые, диагонали квадрата равны.
  5.  Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны т. е. лежат на параллельных прямых.
    Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм.

Рассматривая параллелограмм, можно вспомнить о таких геометрических фигурах как: ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны; прямоугольник – параллелограмм, у которого все углы прямые; квадрат, с которым познакомились раньше. Можно обсудить с учащимися отличительные признаки одной фигуры от другой, спросить, а какие еще фигуры они знают. Можно здесь же обсудить свойства вновь названных фигур.

После знакомства с фигурами учащимся можно предложить из двух больших (маленьких) треугольников получить квадрат, параллелограмм, большой треугольник. Цель – показать учащимся, что из двух фигур можно получить знакомую фигуру, но уже другую ( было два треугольника – получили квадрат, сложили по-другому – параллелограмм или еще больший треугольник и т. д.).

Таким образом, мы осуществляем межпредметную связь урока информатики и математики.

           

Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.

После такой разминки переходим к большим контурам, в основе которых лежат все фигуры "Танграма". Первый раз, прежде чем предложить учащимся собрать контур, лучше разобрать состав этого контура, показав, где и какая лежит фигура (см. рисунок 2).

 

Отметить, что два средних треугольника лежат в основе дома и из них получили большой квадрат. По краям крыши два параллелограмма. Один у нас есть, а второй мы уже умеем складывать из двух маленьких треугольников. В центре крыши средний треугольник, а труба квадрат.

В ходе составления контура с учащимися можно придумать вместе с ними и его название, например:

Что напоминает Вам эта фигура? (рисунок 3). Ответ – ученик бежит в школу на урок и т. д.

2 часть урока - практическая

Цель: Закрепление знакомства с геометрическими фигурами, использование панели рисования текстового редактора WORD по теме векторной графики: вращение фигур, раскрашивание, придание тени, объема. Развитие пространственного воображения учащихся, коллективной творческой деятельности обучающихся.

Учащиеся загружают текстовой редактор «WORD» и открывают указанный файл, в котором находится заготовка по «Танграму». Учащиеся выбирают понравившийся им контур и с помощью вращения и перемещения фигур по листу собирают его. В ходе работы можно предложить учащимся дать названия понравившимся им контурам, обсудить вместе со всеми, какое название подходит больше, если поступают новые предложения. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, могут придать фигуре объем, тень, раскрасить её, добавить фон.

Вот так выглядит первый лист, на котором выбирается контур, а по гиперссылке переходим на лист, выбранного контура.

   

Так выглядит лист выбранного контура.  

Содержание

  

Урок 2