Урок русского языка "Корень. Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;
  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить развитие умений работать со словарём;
  • совершенствовать знания об окружающем мире.

Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь, наглядность: рисунок Незнайки, Дерево с корнем СВЕТ.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.

2. Минутка чистописания. (3 мин.)

На доске написаны слова: м. лина, р.бота, л.пата.

– Прочитайте написанные на доске слова. Напишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Найдите в данных словах общее.

(Данные слова существительные, это словарные слова, у всех слов ударение на втором слоге, в каждом слове по 3 слога).

Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.

(лишнее слово – лопата. В словах малина и работа непроверяемая гласная – а, а в слове лопата – о. Значит, мы будем писать букву о)

Гласную мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. В двух последних словах, написанных на доске, они обозначают согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Какие это буквы? (б-п)

– Очерёдность написания букв в данном ряду: обп .

– Напишите буквы в указанной последовательности до конца строки.

Не забывайте о посадке при письме.

3. Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)

На доске изображено игровое поле: (внутри доски)

– Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.

Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.

Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?

Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.

(Получилось слово – товарищ).

Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ?

(Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)

Что обозначает слово товарищ в предложении: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)

Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.

 – Прочитайте написанные на доске пословицы.

Конный пешему не товарищ.
Волк коню не товарищ.

Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)

– Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный. Они имеют общую часть – кон.)

Определите тему сегодняшнего урока.

(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть.)

4. Изучение нового материала. (5 мин.)

– Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.

Деревья из слов.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них – корень.

– Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!

– А вот послушайте.

Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! На доске: (Рисунок дерева)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ слова.

– А теперь образуйте группу слов, связанных со словом рыба (пишу на доске: слово рыба, а дальше – его производные в порядке их образования детьми.)

  1. Назовите одним словом сочетание: небольшая, мелкая рыба.
    Рыбка, рыбёшка.
  2. Рыбная ловля.
    Рыбалка.
  3. Человек, занимающийся рыбной ловлей.
    Рыбак.
  4. Ловить рыбу.
    Рыбачить.

– Прочитайте написанные на доске слова.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

– Сравните их и скажите, что в них общего?

(В этих словах есть общая часть – рыб.)

– Что можете сказать о значении данных слов?

(Данные слова сходны по значению.)

– Откройте учебник, страница 48. Прочитайте правило.

(Рисунок Незнайки)

– Объясните Незнайке, что значит общая (одинаковая) часть слова (не всё слово)

5. Закрепление нового материала. (20 мин.)

1) – Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) Работа на доске:

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовник, горный, лесник.

– Выделите корень.

2) – Прочитайте. Напишите слова, устранив лишнее. Ответ обоснуйте.(Один корень и одно и тоже значение)

  • нос, носильщик, носик, носатый;
  • час, часок, часть, часовщик;
  • гусь, гусята, гусеница, гусыня;
  • циркуль, цирк, цирковой, циркач.

6. Физминутка.

– А сейчас немного отдохнём и отправимся «В гости к родственникам»

Участники получают карточки с родственными словами.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, Снегурочка;
Земля, земляной, землянка, землистый, землица;
Ветер, ветерок, ветрище.

Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.

– Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.

– Продолжаем с вами работать.

(Индивидуальные задания + коллективные, одновременно)

Карточки – Приложение 1.

3) На доске:

– Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти в тетрадь. Выделите корень..

(закрыть)

Куст – кустик;

море – моряк;

зима – зимовать;

сон – сонливый.

– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Исправления делать только карандашом.

Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

4) На доске:

– Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово. Ответ обоснуйте.

Вода – 2, водянка – 3, подводные - ?

с     с     ?
ветка   веточка   ветвистый

предмет – соль; качество – соленый; действие – ?

Сокол – соколиный; медь – медный; седина – ?

О кедре. Приложение 2.

– Сделайте проверку (с доской.)

Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».

7. Обобщение

Какие слова называются однокоренными?

– Что такое корень?

8. Домашнее задание:

Упр.125, повторить с/с

– Урок окончен. Тетради сдайте на проверку. Можно готовиться к физической культуре.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы поднимаете руку.

Лес лесник
Река плот
Стена гвоздь
Кот котик
Сад садовый
Дом домашний
Дом дым
Поле полюшко
Обед стол

– Руки в стороны, вверх, вперед, на парту поставили, положили

Литература:

  1. В.Волина «Занимательное азбуковедение»
  2. Журналы «Начальная школа»1986г.

Анализ урока:

Это урок – изучение нового материала. В словообразовании – он первый. Урок получился интересный. Цели достигнуты. Далее будет продолжено знакомство со строением слова. Найдём ответ на вопрос: какие части слова принимают в жизни слов участие и какую роль они играют в образовании новых слов? Разгадаем шарады и ребусы. Научимся разбирать слова по составу.

Минутка чистописания: предусматривает совмещение нахождения букв, предназначенных для написания, с неполным фонетическим разбором.

Словарно-орфографическая работа: цель состоит в том, чтобы увеличить инициативу детей и усилить воздействие на их интеллект. Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного участия учителя и учащихся. Благодаря таким рассуждениям у учащихся формируется понятие. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями сравнения, анализа, классификации, обобщения. В словарно-орфографической работе существенным моментом является использование дополнительных сведений из истории слова, этимологических справок. Работа такого рода позволяет расширить интерес к изучению слова и языка в целом. А также углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и орфографии, позволяет увидеть слово с разных сторон.

Изучение нового материала: предпочтение отдается частично-поисковому методу. Но так как материал стал намного сложнее, то предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление и активное запоминание в процессе обобщения и вывода.

Закрепление изученного материала: На этом этапе применяется лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта.

Работа с текстом: Текст носит воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать знания об окружающем мире. При работе с этим текстом развивается мыслительная деятельность, формируется творческое воображение, образное мышление.

На уроке русского языка закладываются предпосылки логического мышления. При этом использованы такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовали детей своей необычностью, нетрадиционными подходами, наполнение игровыми моментами. Это возбуждает детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.