Цели:
- уточнить представления о понятиях «однокоренные слова», «корень»; «общая часть», «родственные слова», отработать правило;
- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить развитие умений работать со словарём;
- совершенствовать знания об окружающем мире.
Оборудование: учебник, карточки со словами, орфографический словарь, наглядность: рисунок Незнайки, Дерево с корнем СВЕТ.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.
2. Минутка чистописания. (3 мин.)
На доске написаны слова: м. лина, р.бота, л.пата.
– Прочитайте написанные на доске слова. Напишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Найдите в данных словах общее.
(Данные слова существительные, это словарные слова, у всех слов ударение на втором слоге, в каждом слове по 3 слога).
– Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания.
(лишнее слово – лопата. В словах малина и работа непроверяемая гласная – а, а в слове лопата – о. Значит, мы будем писать букву о)
– Гласную мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. В двух последних словах, написанных на доске, они обозначают согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Какие это буквы? (б-п)
– Очерёдность написания букв в данном ряду: обп .
– Напишите буквы в указанной последовательности до конца строки.
– Не забывайте о посадке при письме.
3. Словарно-орфографическая работа. (5 мин.)
На доске изображено игровое поле: (внутри доски)
– Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.
Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.
Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово получилось?
Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки.
(Получилось слово – товарищ).
– Что обозначает слово товарищ в сочетании боевой товарищ?
(Товарищ – это человек, близкий кому-либо по общей деятельности, условиям жизни, общим взглядам на что-либо.)
– Что обозначает слово товарищ в предложении: «Этот человек – хороший товарищ»? (Товарищ – это надежный человек, способный помочь в трудную минуту, дружески относящийся к кому-либо.)
– Найдите слово товарищ в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Какую особенность его написания вы заметили? (В слове товарищ непроверяемая безударная гласная о.) Подчеркните её, запомните правописание слова товарищ.
– Прочитайте написанные на доске пословицы.
Конный пешему не товарищ.
Волк коню не товарищ.
– Определите смысл данных пословиц. (Люди разного положения, разных взглядов не могут быть близкими.)
– Найдите в этих пословицах сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах сходные по значению слова: коню, конный. Они имеют общую часть – кон.)
– Определите тему сегодняшнего урока.
(Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть.)
4. Изучение нового материала. (5 мин.)
– Послушайте сказку, которая поможет рассказать, чему будем учиться на уроке.
Деревья из слов.
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная «смыслиночка» из них – корень.
– Как? – спросите вы. Разве у слова может быть корень? Это же не растение!
– А вот послушайте.
Много-много лет назад появилось на свете слово СВЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посади меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СВЕТ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…Много ростков появилось от слова СВЕТ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! На доске: (Рисунок дерева)
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна ОБЩАЯ ЧАСТЬ. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, РОДСТВЕННЫЕ слова.
– А теперь образуйте группу слов, связанных со словом рыба (пишу на доске: слово рыба, а дальше – его производные в порядке их образования детьми.)
- Назовите одним словом сочетание: небольшая, мелкая рыба.
Рыбка, рыбёшка. - Рыбная ловля.
Рыбалка. - Человек, занимающийся рыбной ловлей.
Рыбак. - Ловить рыбу.
Рыбачить.
– Прочитайте написанные на доске слова.
Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак.
– Сравните их и скажите, что в них общего?
(В этих словах есть общая часть – рыб.)
– Что можете сказать о значении данных слов?
(Данные слова сходны по значению.)
– Откройте учебник, страница 48. Прочитайте правило.
(Рисунок Незнайки)
– Объясните Незнайке, что значит общая (одинаковая) часть слова (не всё слово)
5. Закрепление нового материала. (20 мин.)
1) – Прочитайте слова. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? (Однокоренные. В этих группах один и тот же корень и значение.) Работа на доске:
Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовник, горный, лесник.
– Выделите корень.
2) – Прочитайте. Напишите слова, устранив лишнее. Ответ обоснуйте.(Один корень и одно и тоже значение)
- нос, носильщик, носик, носатый;
- час, часок, часть, часовщик;
- гусь, гусята, гусеница, гусыня;
- циркуль, цирк, цирковой, циркач.
6. Физминутка.
– А сейчас немного отдохнём и отправимся «В гости к родственникам»
Участники получают карточки с родственными словами.
Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, Снегурочка;
Земля, земляной, землянка, землистый, землица;
Ветер, ветерок, ветрище.
Выигрывает та группа родственников, которая быстрее соберётся вместе.
– Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.
– Продолжаем с вами работать.
(Индивидуальные задания + коллективные, одновременно)
Карточки – Приложение 1.
3) На доске:
– Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти в тетрадь. Выделите корень..
(закрыть)
Куст – кустик;
море – моряк;
зима – зимовать;
сон – сонливый.
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Исправления делать только карандашом.
Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!
4) На доске:
– Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово. Ответ обоснуйте.
Вода – 2, водянка – 3, подводные - ?
с | с | ? | ||
ветка | веточка | ветвистый |
предмет – соль; качество – соленый; действие – ?
Сокол – соколиный; медь – медный; седина – ?
О кедре. Приложение 2.
– Сделайте проверку (с доской.)
Оцените себя сами. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки! Тот получает за урок оценку «5».Одну, две ошибки? Оценку «4».
7. Обобщение
– Какие слова называются однокоренными?
– Что такое корень?
8. Домашнее задание:
Упр.125, повторить с/с
– Урок окончен. Тетради сдайте на проверку. Можно готовиться к физической культуре.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Я буду называть пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы поднимаете руку.
Лес лесник
Река плот
Стена гвоздь
Кот котик
Сад садовый
Дом домашний
Дом дым
Поле полюшко
Обед стол
– Руки в стороны, вверх, вперед, на парту поставили, положили
Литература:
- В.Волина «Занимательное азбуковедение»
- Журналы «Начальная школа»1986г.
Анализ урока:
Это урок – изучение нового материала. В словообразовании – он первый. Урок получился интересный. Цели достигнуты. Далее будет продолжено знакомство со строением слова. Найдём ответ на вопрос: какие части слова принимают в жизни слов участие и какую роль они играют в образовании новых слов? Разгадаем шарады и ребусы. Научимся разбирать слова по составу.
Минутка чистописания: предусматривает совмещение нахождения букв, предназначенных для написания, с неполным фонетическим разбором.
Словарно-орфографическая работа: цель состоит в том, чтобы увеличить инициативу детей и усилить воздействие на их интеллект. Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного участия учителя и учащихся. Благодаря таким рассуждениям у учащихся формируется понятие. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями сравнения, анализа, классификации, обобщения. В словарно-орфографической работе существенным моментом является использование дополнительных сведений из истории слова, этимологических справок. Работа такого рода позволяет расширить интерес к изучению слова и языка в целом. А также углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и орфографии, позволяет увидеть слово с разных сторон.
Изучение нового материала: предпочтение отдается частично-поисковому методу. Но так как материал стал намного сложнее, то предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление и активное запоминание в процессе обобщения и вывода.
Закрепление изученного материала: На этом этапе применяется лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта.
Работа с текстом: Текст носит воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребенка, совершенствовать знания об окружающем мире. При работе с этим текстом развивается мыслительная деятельность, формируется творческое воображение, образное мышление.
На уроке русского языка закладываются предпосылки логического мышления. При этом использованы такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовали детей своей необычностью, нетрадиционными подходами, наполнение игровыми моментами. Это возбуждает детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.