Смотр знаний по русскому языку в форме "Путешествия по океану орфографических знаний". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • повторить и привести в систему знания по темам: безударные гласные, непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные. Склонение существительных.
  • способствовать развитию орфографической зоркости, умению работать сплоченно, собранно.
  • воспитывать интерес к учебе, взаимовыручку.

Оборудование: карта путешествия с названием островов, карты-задания.

План-конспект.

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

-Дорогие ребята, к нам пришло необычное письмо, и шло оно не обычным путем , а по океану плыло.(открываю бутылку , в которой письмо) Прочтем что же в нём? ( возможно его принесет юнга с корабля).

«SOS, SOS всем ученикам 3 класса. Мы попали в плен к звукоморам и пожирателчям безграмотных. Спасите SOS.»

-Ой, как же быть? Я думаю, мы им не сможем помочь, ведь к острову проплывут только те, кто знает все правила орфографии, а если нет, мы сразу попадем на остров и нас никто не спасет? Что-то , ребята, я боюсь, вдуг мы не справимся?( дети твердо намерены помочь. Справимся!)

-Значит мы идем в море. Но у матросов есть свои законы, давайте и мы возьмем свои, которым будем следовать во время тяжелого плавания ( Дружно, быстро, помогать друг другу.)

-принимаем решение: мы уже многое знаем и докажем, что знаем хорошо!

II. Работа по теме урока.

Дети закрывают глаза, звучит музыка, дети покачиваются , воображая себя на плывущем корабле.

- Мы в океане орфографических знаний, приближаемся к острову «Безударных гласных»

(картинка острова с его названием)

-Но вот беда! Некоторых жителей острова захватили в плен злые медузы.Освободить их может только Королева уджарение.как вы думаете почему?( правило проверки безударных гласных)

-Поможем жителям остова?

Перед вами сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами: Задание: убрать медузу и вставить нужную гласную.

К*аменистое дно, к*олючий ёрш, м*л*дая чайка, п*тнистый осьминог, п*л*сатый краб, ск*листый берег, м*рской к*нёк, с*ленные брызги, к*товая акула.[1].

(слова разбиты на столбики по 3 словосочетания. У доски работают по 31 человеку от ряда)

остальные на своих местах :

з(е)л(е)неют водоросли, в(о)лнуется море, уд(и)вительная рыба, вд(а)леке от острова, пос(е)лился рак, вьются рыбы- пр(и)липалы. .[1].

Работы детей у доски проверяем хлопками(верно-дети хлопают в ладоши)

Работы на местах 1 комментирует . Дети выставляют баллы за работу и записываем в «бортовой журнал» .

Итог: Какие гласные чаще всего ошибкоопасные? Как проверить безударную гласную в корне?

Путь открыт, плывем дальше.

III. Остров «Парных согласных».

Плавание продолжается, на нашем пути остров «Парных согласных».

Здесь ещё утро и некоторые из звуков ещё не проснулись. Произнесем их парами (б/п, в/ф,….). Правит этим островом господин гласный. Сейчас вы должны показать умение обозначать на письме буквами парные согласные и доказывать правописание.

Задание: выпишите слова с парными согласными , требующими проверки:

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет.

Вылез из-под камня краб .Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка .[1].(проверяем , баллы в «бортовой журнал»)

Итог: как проверит написание парных согласных?

Но чтобы отплыть от этого острова нам нужно по этим словам восстановить текст по памяти:

Легко, рыбки, селёдка, вылез, краб, ёрш, соседка, улитка.

IV. Остров «Непроизносимых согласных» (письмо по памяти)

-Вот ещё один остров! Здесь часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне котроых есть сочетания согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто в этом слове его и нет. Кто догадался, как называется этот звук?

-что нужно сделать, чтобы при написании не потерять каую-нибудь букву или не написать лишнюю?(правило)

Задание:

Дуют ветры ярос?ные
Гонят лодки парус?ные.
(Маяковский) [1]

Работа в парах, каждый объясняет. друг другу и доказывает.

Прочтите орфографически верно.

Читаем шепотом, запишем по памяти.

V. Остров «Пиратов».

-Наш корабль приближается к острову. Посмотрите кто нас встречает? Это же пираты! Их остров так и называется.

Чтобы спасти пленных и самим не остаться на этом острове надо исправить их сообщение:

Сланиха, сланёнок и слон устали
Стаять в зоапарки,
и в мори умчялись насиней байдарки
слониха, слонёнок и слон.

VI. Итог.

1.

-А какое слово является подлежащим?

-Кого освобождали? –Слоников!

-Они вас благодарят и вручают пирог.

-Но что-то мы не можем отплыть?

2. Черепаха приносит конверт с заданиями каждому:

Отчет о путешествии.

1. Вставь гласную:
З.мля, неск . лько, скв . рец,с . Нева, сл . за.

2. Вставь нужную букву:
Счас .ливый, чу . сво, со . нце, чудес . но, вкус . но.

3.Разбери по составу.
Селедка, край, крепкий, бородач, рыбешка.

4. Определи склонение.
Сухарь, поварешка, вркемечко, боксер, дикарь, ночь, весна, орлица, вещь, мечть.

5. Просклоняй по падежам.
Море.

По желанию задания можно и не давать или изменить объем. Эти листочки дети сдают, их оценивает учитель.

Используемая литература:

  1. В.П. Канакина «Радость познания в слове» Москва. Новая школа. 1996 год.