Цели:
- повторить и привести в систему знания по темам: безударные гласные, непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные. Склонение существительных.
- способствовать развитию орфографической зоркости, умению работать сплоченно, собранно.
- воспитывать интерес к учебе, взаимовыручку.
Оборудование: карта путешествия с названием островов, карты-задания.
План-конспект.
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
-Дорогие ребята, к нам пришло необычное письмо, и шло оно не обычным путем , а по океану плыло.(открываю бутылку , в которой письмо) Прочтем что же в нём? ( возможно его принесет юнга с корабля).
«SOS, SOS всем ученикам 3 класса. Мы попали в плен к звукоморам и пожирателчям безграмотных. Спасите SOS.»
-Ой, как же быть? Я думаю, мы им не сможем помочь, ведь к острову проплывут только те, кто знает все правила орфографии, а если нет, мы сразу попадем на остров и нас никто не спасет? Что-то , ребята, я боюсь, вдуг мы не справимся?( дети твердо намерены помочь. Справимся!)
-Значит мы идем в море. Но у матросов есть свои законы, давайте и мы возьмем свои, которым будем следовать во время тяжелого плавания ( Дружно, быстро, помогать друг другу.)
-принимаем решение: мы уже многое знаем и докажем, что знаем хорошо!
II. Работа по теме урока.
Дети закрывают глаза, звучит музыка, дети покачиваются , воображая себя на плывущем корабле.
- Мы в океане орфографических знаний, приближаемся к острову «Безударных гласных»
(картинка острова с его названием)
-Но вот беда! Некоторых жителей острова захватили в плен злые медузы.Освободить их может только Королева уджарение.как вы думаете почему?( правило проверки безударных гласных)
-Поможем жителям остова?
Перед вами сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами: Задание: убрать медузу и вставить нужную гласную.
К*аменистое дно, к*олючий ёрш, м*л*дая чайка, п*тнистый осьминог, п*л*сатый краб, ск*листый берег, м*рской к*нёк, с*ленные брызги, к*товая акула.[1].
(слова разбиты на столбики по 3 словосочетания. У доски работают по 31 человеку от ряда)
остальные на своих местах :
з(е)л(е)неют водоросли, в(о)лнуется море, уд(и)вительная рыба, вд(а)леке от острова, пос(е)лился рак, вьются рыбы- пр(и)липалы. .[1].
Работы детей у доски проверяем хлопками(верно-дети хлопают в ладоши)
Работы на местах 1 комментирует . Дети выставляют баллы за работу и записываем в «бортовой журнал» .
Итог: Какие гласные чаще всего ошибкоопасные? Как проверить безударную гласную в корне?
Путь открыт, плывем дальше.
III. Остров «Парных согласных».
Плавание продолжается, на нашем пути остров «Парных согласных».
Здесь ещё утро и некоторые из звуков ещё не проснулись. Произнесем их парами (б/п, в/ф,….). Правит этим островом господин гласный. Сейчас вы должны показать умение обозначать на письме буквами парные согласные и доказывать правописание.
Задание: выпишите слова с парными согласными , требующими проверки:
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет.
Вылез из-под камня краб .Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка .[1].(проверяем , баллы в «бортовой журнал»)
Итог: как проверит написание парных согласных?
Но чтобы отплыть от этого острова нам нужно по этим словам восстановить текст по памяти:
Легко, рыбки, селёдка, вылез, краб, ёрш, соседка, улитка.
IV. Остров «Непроизносимых согласных» (письмо по памяти)
-Вот ещё один остров! Здесь часто бывают извержения вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне котроых есть сочетания согласных, то один из согласных звуков теряется, как будто в этом слове его и нет. Кто догадался, как называется этот звук?
-что нужно сделать, чтобы при написании не потерять каую-нибудь букву или не написать лишнюю?(правило)
Задание:
Дуют ветры ярос?ные
Гонят лодки парус?ные.
(Маяковский) [1]
Работа в парах, каждый объясняет. друг другу и доказывает.
Прочтите орфографически верно.
Читаем шепотом, запишем по памяти.
V. Остров «Пиратов».
-Наш корабль приближается к острову. Посмотрите кто нас встречает? Это же пираты! Их остров так и называется.
Чтобы спасти пленных и самим не остаться на этом острове надо исправить их сообщение:
Сланиха, сланёнок и слон устали
Стаять в зоапарки,
и в мори умчялись насиней байдарки
слониха, слонёнок и слон.
VI. Итог.
1.
-А какое слово является подлежащим?
-Кого освобождали? –Слоников!
-Они вас благодарят и вручают пирог.
-Но что-то мы не можем отплыть?
2. Черепаха приносит конверт с заданиями каждому:
Отчет о путешествии.
1. Вставь гласную:
З.мля, неск . лько, скв . рец,с . Нева, сл . за.
2. Вставь нужную букву:
Счас .ливый, чу . сво, со . нце, чудес . но, вкус . но.
3.Разбери по составу.
Селедка, край, крепкий, бородач, рыбешка.
4. Определи склонение.
Сухарь, поварешка, вркемечко, боксер, дикарь, ночь, весна, орлица, вещь, мечть.
5. Просклоняй по падежам.
Море.
По желанию задания можно и не давать или изменить объем. Эти листочки дети сдают, их оценивает учитель.
Используемая литература:
- В.П. Канакина «Радость познания в слове» Москва. Новая школа. 1996 год.