Урок окружающего мира в начальной школе по теме "Питание и органы пищеварения"

Разделы: Начальная школа


Приложение 1. Фильм

Приложение 2. Презентация к уроку

Ход урока

Этап урока

Содержание

Задачи этапа

I. Целеопределение

1. Организация детей на занятие

Внимание, ребятки,
Отгадайте загадку!
Что за сказочный герой,
Он не ест, не пьёт порой.
На него как взглянешь ты,
Только кости и видны.
(Кощей)

Почему его прозвали Кощеем?

Что вы можете сказать о его внешнем виде?

Мотивационный компонент урока.

Поддержание эмоционально- положительного настроения на урок, создание ситуации успеха, доверия

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3.

– Для чего человек ест? (Для роста, движения, работы).

Какое значение в жизни человека имеет питание? Долго ли человек и другие живые организмы могут обходиться без пищи? (Человек – около 30 дней, змеи несколько месяцев.)

Слайд 4.

– Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.

Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужна почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае – означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как всё время расходуем нашу энергию.

– Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться?

– Предположите о чём будем говорить на уроке? (О питании и органах пищеварения).

Слайд 5. Тема урока: «Питание и органы пищеварения».

– Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму. Сопровождать нас будет удивительный доктор – Здоровая Пища.

– А ещё сегодня будем постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи и какую пищу необходимо принимать человеку.

Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми.

Фронтальная работа с классом и ответы учеников на заданные вопросы.

Деление детей на группы.

II. Планирование

Слайд 6.

Учитель: А ещё сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы:

  • Какая пища полезная и какая вредная?
  • Как пища преобразуется и усваивается нашим организмом?
  • Какие органы участвуют в этом процессе?

Дисциплинирует, активизирует их внимание, помогает им собраться.

III. Выполнение деятельности

Продукты питания и витамины.

– Какой должен быть состав пищи?
(Ответы детей)

 

3. Изучение нового материала.

Учитель: – Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

Слайд 7.

Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:

Слайд 8. (Ответы детей)

Учитель. – Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

Слайд 9.

– Что значит умеренность? (Не переедать)

– А разнообразие? (Ответы детей)

Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

Слайд 10.

– На какие группы две группы можно разделить эти продукты? (Рстительного и животного происхождения)

Посмотрите на экран.

Слайд 11.

Назовите, какие продукты – растительного происхождения, а какие – животного?

– Послушайте и посмотрите рекламу о пользе овощей.

Фронтальная работа с учащимися.

Учащиеся учатся выполнять данный вид работы самостоятельно, доводя свои действия до автоматизма.

Коллективная работа учащихся. Дети учатся различать продукты питания растительного и животного происхождения

Группа детей рекламирует полезную пищу

Слайд 12

Реклама овощей (Приложение 1. Видеоролик)

Реклама используется для придания уроку положительных эмоций

Для чего нужно питаться?

Работа по учебнику (ч. 2, с. 25-26): чтение статьи.

Беседа по вопросам:

– С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие все это вещества?

– Во всех продуктах питания есть определённые группы веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.

– Соли кальция и фосфора входят в состав костей, железо – в состав крови.

– В продуктах питания преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это все вместе (с опорой на иллюстрацию в учебнике, ч. 2, с. 25). Практическая работа.

Слайд 13. Белки, жиры, углеводы

Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Послушайте, для чего они нужны нам.

Расширение кругозора учащихся.

Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.

Сообщают дети, которые получили жетона с названием веществ.

Сообщение «Белки»строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.

Чтобы вырасти, ты, мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он и тебе поможет.

Сообщение «Углеводы» топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.

Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа –
Нам в тепло и в непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.

Сообщение «Жиры»продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. Строительный материал для мозга и нервной системы.

Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

– Может ли человек питаться однообразной пищей?

– Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным.

– Какой вывод можно сделать?

Слайд 14.

Вывод: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразно, есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов.

Это очень важно особенно в детском и юношеском возрасте, когда идёт формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и так далее.

Работа по тетради №2 (задание 16 ) – по усмотрению учителя.

Учащиеся работают самостоятельно.

Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.

Физкультминутка

Слайд 15.

Люди с самого рождения,
Жить не могут без движения!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко
(ходьба с подниманием рук).
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперёд.)

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается настрой, развивается внимание.

 

Как организм переваривает пищу.

– Вот мы и выяснили, какая пища полезная, а какая вредная и также выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым. Теперь доктор Здоровая Пища попадает в рот.

Проведём исследовательскую работу: «Что происходит с пищей во рту?»

Все ребята берут в рот печенье и откусывают кусочек, жуют и делают вывод, что пища мокнет (смачивается слюной и измельчается зубами)

– Но куда, же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?

Слайд 16.

– На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи.

– Давайте, посмотрим весь путь движения пищи по нашему организму, как она видоизменяется и усваивается организмом.

А помогут мне в этом наши дети (группа детей исполняют роли органов пищеварения и рассказывают путь превращения пищи).

Фронтальная работа с классом.

Слайд 17, 18.

Ученик 1. (В руках рисунок ротовой полости.)

Сначала пища попадает в ротовую полость, мы откусываем и пережёвываем её зубами, перемешиваем языком, Уже во рту пища начинает перевариваться с помощью слюны.

Ученик 2. Во рту у нас разные зубы, посмотрим на экран:

Определяют их роль

  • резцы (8 шт.) – отрезают, откусывают
  • клыки (4 шт.) – отрывают
  • коренные зубы – дробят и мельчат

Слайд 19.

Ученик 3. (В руках рисунок языка). Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку.

Мозг получает информацию от языка и слизистой оболочки рта и определяет съедобна пища или нет.

Работа в группах.

Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализовать свой потенциал

Слайд 20.

Ученик 4. (В руках рисунок пищевода) Язык проталкивает пищу в глотку, оттуда пища проходит в ПИЩЕВОД.

Пищевод-трубка, соединяющая глотку и желудок. Мышцы ПИЩЕВОДА проталкивают пищу в желудок.

Осознание детьми вкусовых качеств языка.

Слайд 21.

Ученик 5. (В руках рисунок желудка) Желудок – растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости.

Желудок получает пережёванную и смоченную слюной пищу, СМЕШИВАЕТ ЕЁ С ЖЕЛУДОЧНЫМ СОКОМ и проталкивает в кишечник (двенадцатиперстную кишку).

Пища в желудке переваривается 3–6 часов.

БЕЛКИ начинают перевариваться в желудке.

Жирная пища задерживается в желудке дольше (7–8 ч), чем молочная и содержащая углеводы (3–4 ч).

Вода быстрее проходит через желудок, чем молоко.

Учитель: Почему плохо пережёванная пища дольше задерживается в желудке?

Уже в ЖЕЛУДКЕ начинается ВСАВЫВАНИЕ веществ (сахар, растворенные соли)

Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала.

Слайд 22.

Ученик 6. Рисунок кишечника) Из желудка пища поступает в КИШЕЧНИК Он состоит из тонкого (2–4 м) и толстого кишечника (1,5 м). Не смотрите на то, что кишечник свернут очень плотно, длина его целых 8 метров.

Слайд 23.

Ученик 7. (рисунок печени)

Начальный отдел тонкого кишечника ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА (25 см), она соединяется с печенью и поджелудочной железой.

ПЕЧЕНЬ и ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА играют большую роль в пищеварении.

ПЕЧЕНЬ выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения – ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ)

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА выделяет в кишечник поджелудочный сок, который тоже необходим для пищеварения.

За 7–9 ч пища окончательно переварилась.

Здесь отделяется вода от пищи. Она всасывается ВОРСИНКАМИ.

Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.

Какие органы участвуют в пищеварении? Назовите по порядку.

Слайд 24.

Во время работы учащиеся могут получать помощь в случае необходимости, учитель находится рядом с детьми.

ВЫВОД: Кажется, так просто вы сели за стол и съели кусочек бутерброда, он снабдил вас энергией для вашего активного движения, для полёта ваших мыслей. Мы даже и не задумываемся, какой это сложный процесс. Чтобы получить энергию из пищи, надо строить вот такую огромную фабрику кухню.

Качественная оценка деятельности учащихся.

IV. Рефлексия (самоконтроль и самооценка)
4. Воспроизведение новых знаний

Работа по тетради №2 (задание 20)

Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано)

Задание 1 группе.

Соедини название органа и его определение:

1. Полость, в которой происходит пережёвывание и смачивание пищи слюной.

ПИЩЕВОД

2. Растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости.

ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА

3. Трубка, соединяющая глотку с желудком.

ТОЛСТАЯ КИШКА

4. Начальный отдел тонкого кишечника, соединённый с печенью поджелудочной железой.

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ

5. Конечный отдел пищеварения.

ЖЕЛУДОК

Задание 2-й группе.

Запиши названия отделов пищеварительной системы по порядку:

1.

2.

3.

4.

5.

Задания позволили ощутить радость открытия детям с разными возможностями.

 

Задание 3-й группе.

Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ:

Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед:

  • Первое блюдо: Блины с вареньем
  • Второе блюдо: Кусок торта
  • Третье блюдо: Пепси

Составьте своё меню. (РТ №2 задание 18)

Решение проблемной ситуации. Работа в группах.

Слайд 25.

– Чтобы фабрика кухня работала слаженно, надо выполнять правила приёма пищи:

  • Питайся разнообразной пищей.
  • Меньше ешь сладостей, они угнетают отделение желудочного сока.
  • Не перенасыщайте себя жирной пищей.
  • Всегда полезны овощи, фрукты.
  • Старайтесь есть в одно и то же время.
  • Пить лучше обычную воду.
  • Перед едой мойте руки.

Анализ и корректировка самостоятельной работы

5. Рефлексия.

Слайд 26.

Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие ещё по одной станции.

Я хочу сказать:

Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

Вызвать у детей чувства удовлетворённости результатами урока.

Формируется самооценка учащихся

6. Д/З: с. 26–28 вопросы, РТ З. 16, 17

Слайд 27.