Приложение 1. Фильм
Приложение 2. Презентация к уроку
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Задачи этапа |
||||||||||
I. Целеопределение 1. Организация детей на занятие |
Почему его прозвали Кощеем? Что вы можете сказать о его внешнем виде? |
Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально- положительного настроения на урок, создание ситуации успеха, доверия |
||||||||||
2. Сообщение темы и цели урока. |
Слайд 3. – Для чего человек ест? (Для роста, движения, работы). Какое значение в жизни человека имеет питание? Долго ли человек и другие живые организмы могут обходиться без пищи? (Человек – около 30 дней, змеи несколько месяцев.) Слайд 4. – Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужна почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае – означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как всё время расходуем нашу энергию. – Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться? – Предположите о чём будем говорить на уроке? (О питании и органах пищеварения). Слайд 5. Тема урока: «Питание и органы пищеварения». – Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму. Сопровождать нас будет удивительный доктор – Здоровая Пища. – А ещё сегодня будем постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи и какую пищу необходимо принимать человеку. |
Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми. Фронтальная работа с классом и ответы учеников на заданные вопросы. Деление детей на группы. |
||||||||||
II. Планирование |
Слайд 6. Учитель: А ещё сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы:
|
Дисциплинирует, активизирует их внимание, помогает им собраться. |
||||||||||
III. Выполнение деятельности |
Продукты питания и витамины. – Какой должен быть состав пищи? |
|
||||||||||
3. Изучение нового материала. |
Учитель: – Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. – Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Слайд 7. Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Слайд 8. (Ответы детей) Учитель. – Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Слайд 9. – Что значит умеренность? (Не переедать) – А разнообразие? (Ответы детей) Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Слайд 10. – На какие группы две группы можно разделить эти продукты? (Рстительного и животного происхождения) Посмотрите на экран. Слайд 11. – Назовите, какие продукты – растительного происхождения, а какие – животного? – Послушайте и посмотрите рекламу о пользе овощей. |
Фронтальная работа с учащимися. Учащиеся учатся выполнять данный вид работы самостоятельно, доводя свои действия до автоматизма. Коллективная работа учащихся. Дети учатся различать продукты питания растительного и животного происхождения |
||||||||||
Группа детей рекламирует полезную пищу Слайд 12 Реклама овощей (Приложение 1. Видеоролик) |
Реклама используется для придания уроку положительных эмоций |
|||||||||||
Для чего нужно питаться? Работа по учебнику (ч. 2, с. 25-26): чтение статьи. Беседа по вопросам: – С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие все это вещества? – Во всех продуктах питания есть определённые группы веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. – Соли кальция и фосфора входят в состав костей, железо – в состав крови. – В продуктах питания преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это все вместе (с опорой на иллюстрацию в учебнике, ч. 2, с. 25). Практическая работа. Слайд 13. Белки, жиры, углеводы Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Послушайте, для чего они нужны нам. |
Расширение кругозора учащихся. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. |
|||||||||||
Сообщают дети, которые получили жетона с названием веществ. Сообщение «Белки» – строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Сообщение «Углеводы» – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега, физической и умственной работы.
Сообщение «Жиры» – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего. Строительный материал для мозга и нервной системы.
– Может ли человек питаться однообразной пищей? – Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным. – Какой вывод можно сделать? Слайд 14. Вывод: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразно, есть больше овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Это очень важно особенно в детском и юношеском возрасте, когда идёт формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и так далее. Работа по тетради №2 (задание 16 ) – по усмотрению учителя. Учащиеся работают самостоятельно. |
Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. |
|||||||||||
Физкультминутка |
Слайд 15.
|
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается настрой, развивается внимание. |
||||||||||
|
Как организм переваривает пищу. – Вот мы и выяснили, какая пища полезная, а какая вредная и также выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым. Теперь доктор Здоровая Пища попадает в рот. Проведём исследовательскую работу: «Что происходит с пищей во рту?» Все ребята берут в рот печенье и откусывают кусочек, жуют и делают вывод, что пища мокнет (смачивается слюной и измельчается зубами) – Но куда, же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? Слайд 16. – На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи. – Давайте, посмотрим весь путь движения пищи по нашему организму, как она видоизменяется и усваивается организмом. А помогут мне в этом наши дети (группа детей исполняют роли органов пищеварения и рассказывают путь превращения пищи). |
Фронтальная работа с классом. |
||||||||||
Слайд 17, 18. Ученик 1. (В руках рисунок ротовой полости.) Сначала пища попадает в ротовую полость, мы откусываем и пережёвываем её зубами, перемешиваем языком, Уже во рту пища начинает перевариваться с помощью слюны. Ученик 2. Во рту у нас разные зубы, посмотрим на экран: Определяют их роль
Слайд 19. Ученик 3. (В руках рисунок языка). Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. Мозг получает информацию от языка и слизистой оболочки рта и определяет съедобна пища или нет. |
Работа в группах. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализовать свой потенциал |
|||||||||||
Слайд 20. Ученик 4. (В руках рисунок пищевода) Язык проталкивает пищу в глотку, оттуда пища проходит в ПИЩЕВОД. Пищевод-трубка, соединяющая глотку и желудок. Мышцы ПИЩЕВОДА проталкивают пищу в желудок. |
Осознание детьми вкусовых качеств языка. |
|||||||||||
Слайд 21. Ученик 5. (В руках рисунок желудка) Желудок – растяжимый мышечный мешок, расположенный в брюшной полости. Желудок получает пережёванную и смоченную слюной пищу, СМЕШИВАЕТ ЕЁ С ЖЕЛУДОЧНЫМ СОКОМ и проталкивает в кишечник (двенадцатиперстную кишку). Пища в желудке переваривается 3–6 часов. БЕЛКИ начинают перевариваться в желудке. Жирная пища задерживается в желудке дольше (7–8 ч), чем молочная и содержащая углеводы (3–4 ч). Вода быстрее проходит через желудок, чем молоко. Учитель: Почему плохо пережёванная пища дольше задерживается в желудке? Уже в ЖЕЛУДКЕ начинается ВСАВЫВАНИЕ веществ (сахар, растворенные соли) |
Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала. |
|||||||||||
Слайд 22. Ученик 6. Рисунок кишечника) Из желудка пища поступает в КИШЕЧНИК Он состоит из тонкого (2–4 м) и толстого кишечника (1,5 м). Не смотрите на то, что кишечник свернут очень плотно, длина его целых 8 метров. Слайд 23. Ученик 7. (рисунок печени) Начальный отдел тонкого кишечника ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА (25 см), она соединяется с печенью и поджелудочной железой. ПЕЧЕНЬ и ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА играют большую роль в пищеварении. ПЕЧЕНЬ выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения – ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ) ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА выделяет в кишечник поджелудочный сок, который тоже необходим для пищеварения. За 7–9 ч пища окончательно переварилась. Здесь отделяется вода от пищи. Она всасывается ВОРСИНКАМИ. Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника. Какие органы участвуют в пищеварении? Назовите по порядку. Слайд 24. |
Во время работы учащиеся могут получать помощь в случае необходимости, учитель находится рядом с детьми. |
|||||||||||
ВЫВОД: Кажется, так просто вы сели за стол и съели кусочек бутерброда, он снабдил вас энергией для вашего активного движения, для полёта ваших мыслей. Мы даже и не задумываемся, какой это сложный процесс. Чтобы получить энергию из пищи, надо строить вот такую огромную фабрику кухню. |
Качественная оценка деятельности учащихся. |
|||||||||||
IV. Рефлексия (самоконтроль и самооценка) |
Работа по тетради №2 (задание 20) Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано) Задание 1 группе. Соедини название органа и его определение:
Задание 2-й группе. Запиши названия отделов пищеварительной системы по порядку: 1. 2. 3. 4. 5. |
Задания позволили ощутить радость открытия детям с разными возможностями. |
||||||||||
|
Задание 3-й группе. Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ: Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед:
Составьте своё меню. (РТ №2 задание 18) |
Решение проблемной ситуации. Работа в группах. |
||||||||||
Слайд 25. – Чтобы фабрика кухня работала слаженно, надо выполнять правила приёма пищи:
|
Анализ и корректировка самостоятельной работы |
|||||||||||
5. Рефлексия. |
Слайд 26. Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие ещё по одной станции. Я хочу сказать: Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным… |
Вызвать у детей чувства удовлетворённости результатами урока. Формируется самооценка учащихся |
||||||||||
6. Д/З: с. 26–28 вопросы, РТ З. 16, 17 |
Слайд 27. |
|