Цели:
- Учить детей правильно писать слова с сочетаниями чк – чн.
- Развивать речь, мышление, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать интерес к учёбе, бережное отношение к птицам.
Оборудование: рисунок весёлого солнышка, фотография медведя, запись голоса синицы, разрезные карточки со стихотворением.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(На доске рисунок весёлого Солнышка).
Учитель:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?
- Правильно. Весеннее солнышко засветило у нас в классе. Оно приготовило вам всем подарки. Но чтобы их получить, как будем работать на уроке?
2. Минутка чистописания и словарная работа.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
Мм
Москва, машина, (записать, разделить на слоги и поставить ударение)
- Сегодня познакомимся с новым словом, написание которого надо запомнить.
- Кто это?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
медведь (открывается рисунок медведя)
- Кто такой медведь?
- Каким медведь изображается в сказках?
- На самом же деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. Когда он крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
- А что делает медведь зимой?
- Да, он спит, но при этом лапу не сосёт. Это выдумки.
На доске записаны фразеологические обороты и их значения.
Медведь на ухо наступил. | Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом. |
Медвежья услуга. | Раньше времени говорить о результатах дела, которое ещё не закончено. |
Делить шкуру неубитого медведя | Отсутствие музыкального слуха. |
- Соотнести обороты с их значением.
3. Повторение.
На доске записаны слова: по, бродит, медведь, чаще, лесной.
- Составьте из слов предложение и запишите его.
- Что нужно помнить при записи предложения?
- Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.
- Как написали сочетание ча?
- Какое ещё правило должны помнить при написании слов с буквой ч?
4. Работа по теме урока.
- Послушайте стихотворение и подумайте, слова с какими сочетаниями мы будем сегодня учиться писать?
Ёлочка и белочка,
Шуточка, минуточка.
Строчный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка.
Где ЧН, а где ЧК.
Ребята говорят, что будем учиться записывать слова с сочетаниями чн и чк.
На доску вывешиваются две таблицы.
чк печка удочка свечка ёлочка |
чн печник сочный скучный ёлочный |
- Прочитайте слова из первого столбика?
- Прочитайте слова из второго столбика?
- Произнесите [ч’]. Какой это звук?
- Есть ли у [ч’] парный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?
- Почему?
- Как написаны сочетания чк и чн в словах на доске?
- Кто может вывести правило из наших наблюдений? (Дети сами формулируют правило.)
- Спишите слова и подчеркните в них сочетания чк и чн.
5. Физ. пауза.
Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
6. Работа с карточками.
- Ребята, попробуйте по голосу определить, какая птица это поёт?
(Включается запись голоса синицы).
- Прочитайте стихотворение на карточках, которые лежат у вас на столе, и вы узнаете, о какой птице идёт речь.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
- А для чего дети повесили сало?
- Для чего нужно кормить птиц?
- Чем ещё можно подкармливать птиц зимой?
- Выпишите из стихотворения слова с сочетаниями чк или чн.
7. Упражнение для развития письменной речи.
- Ребята, кто из вас знает сказку «Лисичка со скалочкой»?
(У доски стоит книга для тех, кто захочет взять и прочитать сказку).
- Внимательно послушайте начало сказки:
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
- Запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк и чн:
- Что нашла лисичка?
- Где она легла спать?
- Куда лисичка спрятала скалочку?
(Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчёркивают сочетания чк и чн).
8. Итог урока.
- Ребята, какое новое правило узнали на уроке?
- Не ставьте ь между чк и чн, чтобы не обижать букву ч. Это конечно, не закон природы, но правило (как и правила дорожного движения), и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
- А как вы работали сегодня на уроке?
- Какое у вас было настроение?
- Чтобы радостное настроение никогда вас не покидало, Солнышко дарит вам свой лучик, который будет освещать вашу тетрадь!
(Ребятам раздаются солнечные лучики, вырезанные из жёлтой самоклеющейся бумаги).