Урок биологии по темам "Кровь. Кровообращение. Дыхание"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Выработать у учащихся коммуникативные (способность работать в группе в интересах общей цели) и социальные компетенции.
  2. Развить динамические навыки каждого ученика (личностные компетенции), готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.
  3. Научить учащихся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Задачи:

  1. Научиться на практике определять количественные показатели организма человека, правильно расшифровывать результаты анализов, объяснять их, делать выводы и рекомендации.
  2. Приобрести умения и навыки по оказанию первой медицинской помощи и научить этому других.

Затем ребята сами дают название уроку – консилиуму, исходя из поставленных задач.

Ход урока

Определение основных количественных показателей организма человека.

На уроке используется групповая форма работы (ребята заранее распределяются в группы по желанию, получают домашнее задание).

В классе 4 группы, каждая группа сидит за своим столом. На каждом столе находятся приборы, необходимые для выполнения заданий.

I Группа – Гематологи – врачи, изучающие кровь.

На столе находятся микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, карточки больных с анализами крови, пробирки с физиологическим раствором, дистиллированной водой, 3% раствором хлорида натрия, бычьей кровью.

II Группа – Кардиологи – врачи, изучающие строение и работу сердца.

На столе находятся манометры для измерения давления, фонендоскопы, секундомеры, миллиметровая бумага с записью электрокардиограммы.

III Группа – Пульмонологи – врачи, изучающие строение и функции органов дыхания.

На столе находятся спирометры, секундомеры.

IV Группа – Спасатели – группа скорой медицинской помощи – 03. 

На столе находятся жгуты, вата, бинты, секундомеры, йод, полиэтиленовые пакеты, клеенка.

У каждого ребенка на груди табличка, соответствующая его профессии, а у учителя – табличка главный врач больницы.

Этот урок имеет профессиональную направленность. Он позволяет познакомить учащихся с медицинскими профессиями.

Так как каждая группа представляет собой ту или иную медицинскую профессию, то должна принять клятву Гиппократа. Каждой группе дано задание на дом разработать основные положения этой клятвы для себя.

 После зачитывания этих положений вырабатывается общая клятва Гиппократа. Она зачитывается, ребята ее принимают, расписываются под ней и листок с этой клятвой лежит на каждом столе.

Клятва Гиппократа.

  1. Жизнь человека и его здоровье – самое главное богатство.
  2. Не навреди, а умей правильно оказать первую помощь.
  3. Будь терпеливым с больными, облегчи их страдания.
  4. "Зеркалом организма" является кровь.
  5. В практической медицине многие заболевания у человека определяются по результату анализа крови.
  6. По пульсу и артериальному давлению сделай вывод о работе сердца.
  7. В организме человека все взаимосвязано, нужно, необходимо.
  8. Клянемся в верности медицинскому долгу.

Работа по группам.

Гематологи.

Овладение компетенциями.

Часть А.

Описание умений Аргументы, информация
1. "Зеркалом организма" назвал кровь видный французский физиолог Клод Бернар. 1. В практической медицине многие заболевания у человека определяются по результатам анализа крови.
2. Дан анализ крови: Нв = 102 г/л, СОЭ = 18 мм/ч, лейкоциты = 6,4·103 в 1 мм3. 2. Работа с литературой по основным показателям крови человека. Выявлено малокровие и воспалительный процесс в организме.

Часть В.

Практические навыки Аргументы, информация
1. Работа с микроскопами, микропрепаратами крови человека и лягушки. 1. Работа со справочной литературой по количественным показателям крови (количеству, поверхности, строению эритроцитов). Выяснение, чья кровь больше переносит кислорода и почему.
2. Работа с кровью быка. Проведение опытов по определению состава кровяной плазмы (физиологический раствор, дистиллированная вода, 3% раствор хлорида натрия). 2. Кровяная плазма имеет постоянный состав минеральных солей. Он равен количеству минеральных солей в физиологическом растворе (0,9%). 

Работа со справочной литературой о разнообразии лейкоцитов.

Кровь содержит пять типов белых кровяных телец, или лейкоцитов; все они имеют ядро, лишены гемоглобина и способны к активному амебоидному движению. Их число колеблется от 5000 до 9000 или 10000 у разных людей и даже у одного и того же человека в разное время суток: меньше всего лейкоцитов рано утром, а больше всего после полудня.

Два типа лейкоцитов, лимфоциты и моноциты образуются в лимфоидной ткани, в селезенке, зобной железе и лимфатических узлах. Три других типа, нейтрофилы, эозинофилы и базофилы, образуются, так же как и эритроциты в костном мозге.

Нейтрофилы составляют 60-70% всех лейкоцитов. Они поедают бактерии, болезнетворные микробы, остатки мертвых тканевых клеток.

Моноциты – самые крупные из них. Они могут сильно увеличиваться в размерах и становиться макрофагами, поглощать до 100 и более бактерий. Они играют большую роль при хронических инфекционных заболеваниях, а также при очистке очага инфекции после уничтожения бактерий.

Эозинофилы – это амебоидные, способные к фагоцитозу клетки, цитоплазма которых содержит крупные гранулы, окрашенные эозином. Число эозинофилов сильно возрастает во время аллергических реакций и при заражении паразитами.

Лимфоциты – чрезвычайно интересные клетки, обладающие способностью превращаться в другие клетки. Лимфоцит может увеличиваться в размерах и превращаться в моноцит, а затем перейти в соединительную или иную ткань и стать макрофагом. Лимфоциты могут

также проникать в костный мозг и становиться предшественниками эритроцитов. 

Часть С. Выводы и обобщения.

  1. Кровь человека больше переносит кислорода, чем кровь лягушки.
  2. Кровяная плазма имеет постоянный химический состав.
  3. Все лейкоциты имеют ядро, способны к активному амебоидному движению, выполняют защитную функцию.

Учитель показывает счетчик Горяева и рассказывает, как им пользоваться для подсчета количества кровяных клеток, а также сыворотки для определения групп крови и как ими пользоваться.

Вопросы для самопроверки гематологам.

(письменно для каждого гематолога на столе)

  1. Вспомните схему переливания крови и ответьте на вопросы:
    – В каком случае у родителей возможно рождение детей со всеми 4 группами крови?
    – В каком случае возможно рождение детей только с одной группой крови?
  2. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов, называется…
  3. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов, называется…
  4. Плазма крови, лишенная фибриногена это…
  5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, называются…
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ, называется…
  7. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови, называется…
  8. Орган, где формируются клетки крови и лимфы…
  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, является..
  10. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка… 

Кардиологи.

Часть А.

Умения Аргументы, информация
1. Умение измерить артериальное давление. 1. Умение расшифровать АД. Верхняя граница и нижняя граница АД.
2. Умение выслушивать тоны сердца. 2. Количественные показатели работы сердца за 1 минуту по сравнению с нормой.
3. Умение подсчитать пульс за 10 секунд. 3. Соотнести подсчитанный пульс с работой сердца.
4. Рассчитать свое собственное давление по формуле для молодого организма:
АД верхнее = 1,7· возраст + 95;
АД нижнее = 1,6· возраст +42.
4. Провести соответствие между подсчетом по данным формулам и полученными измерениями.

Часть В.

Практические навыки Аргументы, информация
1. Измерить пульс до и после дозированной нагрузки. 1. Сделать вывод о влиянии нагрузки на частоту пульса.
2. Изучить методику снятия электрокардиограммы. 2. Рассмотреть зубцы линий, о чем они говорят и почему ее снимают в 4-х ответвлениях.

Часть. С – выработка рекомендаций по здоровому образу жизни. 

  1. Рабочий день начинать с утренней зарядки.
  2. Чаще ходить пешком, так как периодические сокращения и расслабления скелетных мышц благотворно влияют на работу сердца.
  3. Дружить с физкультурой и спортом.
  4. Правильно чередовать нагрузку и отдых.
  5. Не курить и не употреблять спиртных напитков.

Биологические задачи для кардиологов.

(письменно ответить в тетради каждому кардиологу)

  1. Сколько литров крови перекачает сердце бегуна, если пульс марафонца в период бега 150 ударов в минуту, а время в пути 2 часа 30 минут. В период бега левый желудочек за 1 сокращение выбрасывает 1000 мл крови.
  2. Получены следующие результаты: 120/80 мм рт. ст.; 190/110 мм рт. ст.; 90/50 мм рт. ст. Что означают эти цифры? Какие показатели являются нормальными, а какие нет?
  3. Вес сердца человека составляет 0,5% веса. Рассчитайте вес своего сердца.
  4. Хорошо известно, что кровеносные сосуды в нашем теле замкнуты, но оказывается из этого правила есть исключение. В брюшной полости есть орган, где замкнутость кровообращения сохраняется наполовину. Сначала там кровь движется по капиллярам, а потом изливается в различные полости. Какой орган имеется в виду? Что достигается такой особенностью его строения?

Пульмонологи.

Часть. А.

Умения Аргументы, информация
Умение пользоваться прибором спирометром. Знание устройства прибора спирометра.

Часть. В.

Практические навыки Аргументы, информация
1. Измерение ЖЕЛ (жизненной емкости легких). 1. ЖЕЛ – основной показатель работы легких.
2. Расчет своей ЖЕЛ по формулам:
мужчины 2,5·рост в м.;
женщины 1,9·рост в м.
2. Объяснение разницы ЖЕЛ у мужчин и женщин, спортсменов и неспортсменов, курильщиков и людей, ведущих здоровый образ жизни.

Часть. С. – выработка рекомендаций по здоровому образу жизни.

  1. Чередование нагрузки и отдыха.
  2. Занятия физкультурой и спортом.
  3.  Чтобы не было одышки при выполнении разнообразных работ надо:
    а) вести здоровый образ жизни;
    б) не курить, так как снижается ЖЕЛ.

Биологические задачи для пульмонологов.

Решите, правильно или нет то или иное суждение.

  1. Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются.
  2. Во время выдоха диафрагма принимает плоскую форму.
  3. Во время вдоха давление в легочных пузырьках выше атмосферного.
  4. Во время выдоха объем грудной клетки уменьшается.
  5. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге.
  6. В организме кислород усваивается носоглоткой.

Спасатели. 

Часть. А.

Папка с вопросами лежит на столе и каждый из группы выбирает себе задание и готовит рекомендации.

Умения Аргументы, информация.
1.Определение вида кровотечения. 1. Правильное оказание I медицинской помощи.
2. Определение характера травмы. 2. Своевременное оказание I медицинской помощи.
3. Определение вида травмы грудной клетки. 3. Не растерявшись оказать посильную медицинскую помощь и вызвать 03.

Часть. В. 

Практические навыки Аргументы, информация
1. Наложение стерильной повязки, обеззараживание раны, наложение холода. 1. Оказание I медицинской помощи при капиллярном кровотечении, ушибе.
2. Наложение давящей стерильной повязки, закрутки. 2. Оказание I медицинской помощи при венозном кровотечении.
3. Правильное наложение жгута. 3. Оказание I медицинской помощи при артериальном кровотечении с указанием времени наложения жгута.
4. Искусственное дыхание по Каллистову и Сильвестеру (изо рта в рот и изо рта в нос). 4. Оказание I медицинской помощи утопающему и при остановке дыхания.
5. Непрямой массаж сердца. 5. Оказание I медицинской помощи при клинической смерти.

Часть. С. – выработка рекомендаций.

  1. Умей правильно распознать вид травмы.
  2. Правильно окажи I медицинскую помощь.
  3. Не навреди здоровью человека.
  4. Не растеряйся в критической ситуации и призови на помощь других.

Тесты для спасателей.

  1. Дыхательный центр расположен:
    а) в мозжечке,
    б) в продолговатом мозге,
    в) в коре больших полушарий.
  2. В организме кислород усваивается:
    а) носоглоткой,
    б) легкими,
    в) эритроцитами.
  3. При артериальном кровотечении кровь:
    а) равномерно растекается по поверхности кожи,
    б) бьет фонтаном,
    в) вытекает медленной струей.
  4. Жгут можно наложить на:
    а) 5 часов,
    б) не более 2-х часов,
    в) на 0,5 часа.
  5. В норме у взрослого человека число дыхательных движений в минуту:
    а) 18-20,
    б) 10-12,
    в) 5-7.
  6. В спокойном состоянии в дыхании участвуют:
    а) диафрагма,
    б) мышцы спины,
    в) брюшные мышцы,
    г) межреберные мышцы.
  7. Затруднение дыхания у человека вызывают:
    а)…
    б)…
    в)…
    г)…
    д)…

Вопрос о связи тем кровь, кровообращение, дыхание.

  1. Поступление кислорода в организм.
  2. Кислород вступает в реакцию с гемоглобином с образованием окси гемоглобина.
  3. Кровь разносит кислород ко всем клеткам, тканям, органам.
  4. Газообмен в тканях и легких.

Общие выводы по уроку. 

  1. Снабжение организма необходимым количеством кислорода обеспечивается совместной деятельностью органов дыхания и кровообращения.
  2. Работой органов дыхания и кровообращения управляет дыхательный центр.
  3. Кислород нужен для поддержания обмена веществ в организме.
  4. Прекращение обмена веществ означает гибель организма.

Домашнее задание: каждой группе подготовить кроссворд по своей тематике и ответ на вопрос как эти темы связаны с темой пищеварение.

Викторина к уроку. 

  1. В одной популярной книге по физиологии было сказано: «В каждую секунду в Красном море млн. кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но млн. новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что такое корабли и гавани?
  2. Выдающийся русский ученый И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой- то частью для спасения целого». Какую реакцию организма имел ученый? Почему она названа чрезвычайной?
  3. Почему жгут, наложенный выше раны не способствует остановке кровотечения и может какое-то время усилить его?
  4. Группа альпинистов совершала восхождение. При подъеме свыше 2000 метров несколько человек стали жаловаться на головокружение, слабость, одышку, шум в ушах. В чем причина столь резкого ухудшения самочувствия альпинистов?
  5. Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка с 2-х сторон была пробита, а легкие при этом оставались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?
  6. В романах Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать так можно, когда глубина погружения не превышает 1,5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
  7. Кошка, собака, кролик и другие наземные млекопитающие умирают через несколько минут после полного погружения в воду. Утка, однако, может переносить 10-20 минутное погружение под воду, тюлень более 20 минут, а некоторые виды китов уходят на глубину более чем на час. Как можно объяснить эти факты?
  8. Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережевывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи?
  9. Почему при артериальном кровотечении рекомендуют сгибать руку? Почему жгут накладывают в этом случае выше раны?
  10. Часто в быту мы слышим: «разбил нос в кровь», «расквасил нос», «расшиб нос». Это отражает действительное положение вещей. Малейший удар может вызвать носовое кровотечение. Как можно объяснить слабость сосудов носа?

Приложение