Цели:
- Повторить и систематизировать знания, способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики;
- Контроль и проверка знаний, умений применять знания для решения расчетных, графических, экспериментальных и качественных задач.
Время проведения: "неделя физики" в школе.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа.
Оборудование:
- Мультимедиа;
- Таблицы плотностей некоторых веществ;
- Стакан, вода;
- Молочная бутылка, спички, вареное яйцо;
- Металлический стержень;
- Пробирка с водой и льдом:
- Свеча, пушинка.
I. Организационный момент
Ведущий: учитель физики.
Участники: 8 лучших учеников 8 классов.
Жюри: учитель физики, ученики старших классов.
Правила игры:
Игра состоит из 6 раундов. Каждый раунд - из трех этапов. (На 1 этапе проверяются теоретические знания, а на 2 и 3 - умения их применять). На 1 и 3 этапе каждому игроку задается 1 вопрос. Если игрок не может ответить, то на этот же вопрос может ответить другой ученик, получая возможность заработать дополнительный балл.
Задания второго этапа ученики выполняют на листах в течение определенного времени, по истечении которого ведущий собирает работы и передает членам жюри.
Жюри оценивает ответы игроков, заполняет таблицу подведения итогов (приложение 1). По окончании каждого раунда игрок, набравший меньшее количество баллов, выбывает из игры. Таким образом, в финале остаются два участника. Им (по очереди) задают по 5 вопросов. Игрок, набравший наибольшее количество баллов в финале (или за всю игру) считается победителем.
После каждого раунда (пока жюри подводит итоги) проводится конкурс для зрителей.
II. Основная часть
(приложение 2).
В процессе игры могут возникнуть спорные ситуации, поэтому привожу дополнительные вопросы:
- Почему нельзя соединить 2 линейки, плотно прижав их друг к другу?
- Почему пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз?
- Почему трудно разбить орех на мягкой опоре?
- Держа на ладони кирпич, ударяют по нему молотком. Почему рука, держащая кирпич, не ощущает боли?
- Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему?
- Можно ли приготовить такое каменное ложе, чтобы на нем можно было лежать также удобно, как на мягком диване?
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
- Какие животные - водные или сухопутные могут иметь большую массу?
- Глубоководные рыбы, поднятые на поверхность, погибают, даже если находятся в воде. Почему?
- Для чего применяют подшипники?
- Если к точильному камню приложить кусок стали, то сыплются искры. Каково их происхождение?
III. Подведение итогов