Учебный проект "Что я знаю о войне?"

Разделы: Начальная школа


Введение.

Одним из приоритетных направлений в области образования является патриотическое воспитание учащихся. В конце 90-х годов ХХ века в результате развала Советского Союза и тяжёлых испытаний нашего народа в период 1985 - 2000 гг. возникли существенные проблемы и недостатки, в том числе и в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Развал экономики, резкое социальное разделение общества, падение духовности и нравственности народа оказали негативное влияние на общественное сознание большинства различных социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стало всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В сознании многих подростков и молодых людей стали более проявлены такие негативные явления как эгоизм и равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к лёгкой наживе и противоправным действиям, невысокий культурный уровень и слабое физическое развитие. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы, утрачивается понимание необходимости воинского и гражданского долга, обесцениваются понятия подвига и героизма во благо Отечества. Поэтому надо вернуть из прошлого то прекрасное, чем жил народ - это высоконравственные ориентиры как источник воспитания патриотизма и любви к Родине, верности воинскому и гражданскому долгу, воспитание Гражданина и Защитника Отечества. Этому способствует учебный проект "Что я знаю о войне?".

Цель проекта: понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

  • формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России;
  • доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;
  • формирование глубокого понимание воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
  • сохранение памяти о Героях, на конкретных примерах подвигов Героев содействовать проявлению у учащихся готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
  • побуждение у учащихся желание познать и приблизиться к высоконравственным понятиям - Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
  • формирование здорового образа жизни учащихся, их физической развитости, неприязни к аморальности и корысти, наркомании, алкоголизму и правонарушениям.

Форма организации детей: индивидуально - групповая работа .

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая

Сфера применения результатов: краеведческий, культурологический

Форма продуктов проектной деятельности:

  • стендовые доклады
  • сочинения
  • плакаты
  • макеты моделей

Способ объединения результатов на презентации: конкурс чтецов, посвящённых Сталинградской битве, уроки Мужества, тематические экскурсии в школьный музей, в музей Вооруженных Сил, Исторический музей, подготовка и выпуск праздничных плакатов и газет

Вид презентации: презентация проектной деятельности в виде музыкально-литературной композиции "Что я знаю о войне?".

Темы учебно-тематического плана:

  • образовательная программа "Школа 2100" автор Е.В.Бунеева, О.В.Смирнова, М.А.Яковлева, литературное чтение: "В одном счастливом детстве" 3 класс
  • вторая часть книги для чтения, раздел 13, "День Победы" - 5 часов
  • урок 136 Введение в раздел. А.Ахматова "Памяти друга"
  • урок 137 В.Драгунский "Арбузный переулок"
  • урок 138 Стихи о Войне В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского
  • урок 139 Творческая работа "Что я знаю о войне?" (доклады, сочинения)
  • урок 140 Музыкально-литературная композиция "Что я знаю о Войне?"

Информационно-техническое оснащение: Интернет, районные и школьные библиотеки, экскурсии в музей школы и музеи города по данной тематике, встречи с ветеранами, беседы с учителями, родителями, дедушками, бабушками, видео и аудиозаписи по данной проблеме.

Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя истории, экскурсоводы музеев, библиотекари, родители, ветераны Великой Отечественной войны.

Этапы работы над проектом

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовительный этап

а) Выбор темы, цели и задач проекта.

Обсуждение темы через беседу и постановка проблемной ситуации. Обсуждение темы через беседу и получение дополнительной информации, постановка целей и задач. Создаёт проблемную ситуацию, знакомит с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся на работу, помогает в постановке целей и задач.
б) Определение количества участников проекта. Обсуждение. Обсуждение, беседа. Обсуждение, беседа.
II. Планирование работы

а) Определение источников информации.

б) Планирование способов сбора и анализы информации.

в) Планирование итогового продукта (формы представления результата).

г) Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результата.

д) Распределение обязанностей среди членов команды.

Получение информации через Интернет, районные и школьные библиотеки, экскурсии в музей школы и музеи города по данной тематике, встречи с ветеранами, беседы с учителями, родителями, дедушками, бабушками, видео- и аудиозаписи по данной проблеме.

Доклады, сочинения, макеты моделей, плакаты, литературно-музыкальная композиция

Конкурс чтецов (определение победителей) оценивается по следующим критериям: подбор произведения согласно тематике, артистизм, выразительность, сопутствующее оформление (внешний вид, презентация, аудио и видео записи); доклады, сочинения (оценивается стиль, содержание, оформление);

макеты моделей и плакаты оцениваются содержание, эстетические нормы.

По результатам учащихся отмечают дипломами, грамотами, благодарностями.

Вырабатывают план действий, формулируют задачи, распределяют обязанности среди членов команды. Предлагают идеи, высказываю предложения, определяют сроки работы поэтапно.
III. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы.

Организация и посещение школьного музея и музеев города.

Изучение литературных источников, исторических материалов, чтение произведений, очерков о Великой Отечественной войне в Интернете, библиотеках, в аудио и видеоматериалах.

Беседы, интервью, опросы участников ВОВ, учителей истории.

Собирают и анализируют информацию, проводят исследование. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
IV. Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

а) Представление разнообразных форм результата работы.

б) Представление итогового результата работы.

Анализ информации с выходом докладов, сочинений, макеты моделей, плакаты, газеты по данной проблеме.

Демонстрация музыкально - литературной композиции "Что я знаю о войне?".

Анализируют информацию, оформляют результаты.

Отчитываются, рассказывают, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Выступление.

Слушает, наблюдает, советует.

Слушает, наблюдает.

Наблюдает, слушает.

V. Оценка процесса и результатов работы. Процесс рефлексии учащихся выполненной работы. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, качество проделанной работы.

Заключение

В течении года учащимися третьих классов была проделана большая работа по военно-патриотическому воспитания в рамках предмета "Литературное чтение". Учащиеся под руководством учителей научились самостоятельно искать и анализировать, обмениваться, систематизировать информацию. Учились оформлять, представлять полученные результаты. Данный проект объединил усилия учителей, родителей, ветеранов в патриотическом и гражданственном воспитании, создал благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребёнка. Итогом данной работы стала музыкально-литературная композиция "Что я знаю о войне?", прошедшая на высоком нравственном, патриотическом и эстетическом уровне.

Приложение 1.

Приложение 2.