Введение.
Одним из приоритетных направлений в области образования является патриотическое воспитание учащихся. В конце 90-х годов ХХ века в результате развала Советского Союза и тяжёлых испытаний нашего народа в период 1985 - 2000 гг. возникли существенные проблемы и недостатки, в том числе и в деле духовно-нравственного воспитания детей.
Развал экономики, резкое социальное разделение общества, падение духовности и нравственности народа оказали негативное влияние на общественное сознание большинства различных социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стало всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В сознании многих подростков и молодых людей стали более проявлены такие негативные явления как эгоизм и равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к лёгкой наживе и противоправным действиям, невысокий культурный уровень и слабое физическое развитие. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы, утрачивается понимание необходимости воинского и гражданского долга, обесцениваются понятия подвига и героизма во благо Отечества. Поэтому надо вернуть из прошлого то прекрасное, чем жил народ - это высоконравственные ориентиры как источник воспитания патриотизма и любви к Родине, верности воинскому и гражданскому долгу, воспитание Гражданина и Защитника Отечества. Этому способствует учебный проект "Что я знаю о войне?".
Цель проекта: понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
- формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военно-историческому прошлому России;
- доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;
- формирование глубокого понимание воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
- сохранение памяти о Героях, на конкретных примерах подвигов Героев содействовать проявлению у учащихся готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- побуждение у учащихся желание познать и приблизиться к высоконравственным понятиям - Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
- формирование здорового образа жизни учащихся, их физической развитости, неприязни к аморальности и корысти, наркомании, алкоголизму и правонарушениям.
Форма организации детей: индивидуально - групповая работа .
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая
Сфера применения результатов: краеведческий, культурологический
Форма продуктов проектной деятельности:
- стендовые доклады
- сочинения
- плакаты
- макеты моделей
Способ объединения результатов на презентации: конкурс чтецов, посвящённых Сталинградской битве, уроки Мужества, тематические экскурсии в школьный музей, в музей Вооруженных Сил, Исторический музей, подготовка и выпуск праздничных плакатов и газет
Вид презентации: презентация проектной деятельности в виде музыкально-литературной композиции "Что я знаю о войне?".
Темы учебно-тематического плана:
- образовательная программа "Школа 2100" автор Е.В.Бунеева, О.В.Смирнова, М.А.Яковлева, литературное чтение: "В одном счастливом детстве" 3 класс
- вторая часть книги для чтения, раздел 13, "День Победы" - 5 часов
- урок 136 Введение в раздел. А.Ахматова "Памяти друга"
- урок 137 В.Драгунский "Арбузный переулок"
- урок 138 Стихи о Войне В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Твардовского
- урок 139 Творческая работа "Что я знаю о войне?" (доклады, сочинения)
- урок 140 Музыкально-литературная композиция "Что я знаю о Войне?"
Информационно-техническое оснащение: Интернет, районные и школьные библиотеки, экскурсии в музей школы и музеи города по данной тематике, встречи с ветеранами, беседы с учителями, родителями, дедушками, бабушками, видео и аудиозаписи по данной проблеме.
Привлекаемые специалисты: классные руководители, учителя истории, экскурсоводы музеев, библиотекари, родители, ветераны Великой Отечественной войны.
Этапы работы над проектом
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
I. Подготовительный этап а) Выбор темы, цели и задач проекта. |
Обсуждение темы через беседу и постановка проблемной ситуации. | Обсуждение темы через беседу и получение дополнительной информации, постановка целей и задач. | Создаёт проблемную ситуацию, знакомит с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся на работу, помогает в постановке целей и задач. |
б) Определение количества участников проекта. | Обсуждение. | Обсуждение, беседа. | Обсуждение, беседа. |
II. Планирование работы а) Определение источников информации. б) Планирование способов сбора и анализы информации. в) Планирование итогового продукта (формы представления результата). г) Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результата. д) Распределение обязанностей среди членов команды. |
Получение информации через Интернет,
районные и школьные библиотеки, экскурсии в
музей школы и музеи города по данной тематике,
встречи с ветеранами, беседы с учителями,
родителями, дедушками, бабушками, видео- и
аудиозаписи по данной проблеме. Доклады, сочинения, макеты моделей, плакаты, литературно-музыкальная композиция Конкурс чтецов (определение победителей) оценивается по следующим критериям: подбор произведения согласно тематике, артистизм, выразительность, сопутствующее оформление (внешний вид, презентация, аудио и видео записи); доклады, сочинения (оценивается стиль, содержание, оформление); макеты моделей и плакаты оцениваются содержание, эстетические нормы. По результатам учащихся отмечают дипломами, грамотами, благодарностями. |
Вырабатывают план действий, формулируют задачи, распределяют обязанности среди членов команды. | Предлагают идеи, высказываю предложения, определяют сроки работы поэтапно. |
III. Сбор информации, решение промежуточных задач. | Основные формы работы. Организация и посещение школьного музея и музеев города. Изучение литературных источников, исторических материалов, чтение произведений, очерков о Великой Отечественной войне в Интернете, библиотеках, в аудио и видеоматериалах. Беседы, интервью, опросы участников ВОВ, учителей истории. |
Собирают и анализируют информацию, проводят исследование. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует в случае необходимости отдельные этапы проекта. |
IV. Анализ информации. Формулировка
выводов. Оформление результата. а) Представление разнообразных форм результата работы. б) Представление итогового результата работы. |
Анализ информации с выходом докладов,
сочинений, макеты моделей, плакаты, газеты по
данной проблеме. Демонстрация музыкально - литературной композиции "Что я знаю о войне?". |
Анализируют информацию, оформляют
результаты. Отчитываются, рассказывают, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Выступление. |
Слушает, наблюдает, советует. Слушает, наблюдает. Наблюдает, слушает. |
V. Оценка процесса и результатов работы. | Процесс рефлексии учащихся выполненной работы. | Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. | Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, качество проделанной работы. |
Заключение
В течении года учащимися третьих классов была проделана большая работа по военно-патриотическому воспитания в рамках предмета "Литературное чтение". Учащиеся под руководством учителей научились самостоятельно искать и анализировать, обмениваться, систематизировать информацию. Учились оформлять, представлять полученные результаты. Данный проект объединил усилия учителей, родителей, ветеранов в патриотическом и гражданственном воспитании, создал благоприятные условия для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребёнка. Итогом данной работы стала музыкально-литературная композиция "Что я знаю о войне?", прошедшая на высоком нравственном, патриотическом и эстетическом уровне.