Цели и задачи:
образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач;
развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление учащихся в процессе решения задач, развитие познавательного интереса и любознательности учащихся, развитие умений самостоятельной работы, грамотно математическим языком излагать свою мысль;
воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью измерительных инструментов, формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.
План урока:
- Вводное слово учителя (настрой учащихся на положительную мотивацию обобщения темы) с показом слайдов.
- Устная работа (повторение видов углов).
- Практическая работа.
- Решение задач.
- Практическая работа (проведение биссектрисы углов);
- Минута отдыха.
- Лабораторная работа “Нахождение градусной меры углов с помощью транспортира”.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок и подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово. В школе вы изучаете интересную и важную науку - математику. Сейчас она проникает почти во все отрасли знаний, являясь языком, на котором говорят другие науки. Раздел математики, где изучаются фигуры и их свойства, называется геометрией. Мы изучили очень важную и необходимую фигуру в геометрии – угол. Слайд 1-3. Презентация
Слайд 4 (мы должны на уроке показать следующие знания, и учитель поможет вам в этом).
2. Повторение теории “Виды углов” - фронтальный опрос.
Слайд5
Слайд 6 (посмотрите внимательно, какого угла нет на слайде).
Слайд 7(определите, чему равен прямой угол, острый угол, тупой угол, развернутый угол).
3. Практическая работа.
Отметьте цветными дугами углы: красными – острые, синими – прямые углы, зелеными – тупые углы. (Раздаточный материал)
В чем измеряются углы?
Слайд 8 (посмотрите, правильно ли вы ответили на вопрос).
4. Решение задач.
Найдите градусную меру угла, который равен 1/3 развернутого угла, 1/2 прямого угла, 5/6 прямого угла, 0,2 прямого угла (устно).
№ 1617 (самостоятельно - фронтальная проверка учителем, дети сами исправляют ошибки).
Слайд 9 (найдите угол).
6. Что такое биссектриса?
Слайд 10 (выберите правильный ответ и поясните).
7. Провести биссектрисы углов (практическая работа).
Как, не зная градусной меры угла, только с помощью треугольника провести биссектрису угла?
(От вершины угла на его сторонах отложить отрезки одинаковой длины и поставить точки, в этих точках к сторонам угла провести перпендикуляры, точку пересечения перпендикуляров соединить с вершиной угла, полученный луч и будет искомой биссектрисой)
Проблема (как провести биссектрису развернутого угла?)
Слайд 11. (Решение задач на нахождение углов.) Ребята в первой задаче биссектриса делит угол на 2 угла, для решения этой задачи нам необходимо знать… Делаем анализ второй задачи. Решаем задачу самостоятельно. (Ответ сравниваем в парах)
Минута отдыха. (Мы находимся у моря, плещется волна, поют птицы, мы закрыли глаза и отдыхаем, к нам приплыли дельфины, они разговаривают с нами и желают нам успехов в наших познаниях). Учитель говорит нежным и ласковым голосом. Звучит тихая и спокойная музыка: плеск волн, пение птиц, голоса дельфинов.
Слайд 12–13 (нажать курсором на громкоговоритель 2 раза и зазвучит тихая спокойная музыка).
8. Измерение углов.
Слайд 14–15 (учащиеся повторяют правило измерения углов при помощи транспортира).
(Вспомним правило измерения углов транспортиром)
9. Лабораторная работа “Нахождение градусной меры угла с помощью транспортира”.
Прежде, чем приступить к этой работе, еще раз пройдемся по музею “истории создания математики, как науки”. Вспомним, как был создан транспортир.
Выступление ученика.
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир?. Оказывается эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изобретение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картину с древним календарем легко сделать, имея транспортир.
Слайд 17 (инструкция по выполнению лабораторной работы).
Раздаточный материал для проведения лабораторной работы.
Провести необходимые измерения с помощью транспортира и результаты отметить на шаблоне фигуры (учащиеся выполняют такой объем работы, какой соответствует уровню усвоения отдельно взятого ученика).
10. Домашнее задание №1667, 1669, 1692.
11. Выставление оценок и подведения итогов урока.
Слайд 18 (знания помогают человеку красиво и правильно жить, с пользой для общества).
Использованная литература
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика. 5-й класс. "Мнемозина", 2008.
- Рудницкая В.Н.. Рабочая тетрадь для 5-го класса. Мнемозина, 2008.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия “Учебное пособие для 5–6-х классов”.
- Энциклопедия для детей, т. 11. Математика, Москва: Аванта +, 1999.
- Методические рекомендации по курсу “История математики”, ПГПУ: Пермь, 2006.