Виды углов и измерение углов с помощью транспортира. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи:

образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач;

развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление учащихся в процессе решения задач, развитие познавательного интереса и любознательности учащихся, развитие умений самостоятельной работы, грамотно математическим языком излагать свою мысль;

воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью измерительных инструментов, формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи и чертежи; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности.

План урока:

  1. Вводное слово учителя (настрой учащихся на положительную мотивацию обобщения темы) с показом слайдов.
  2. Устная работа (повторение видов углов).
  3. Практическая работа.
  4. Решение задач.
  5. Практическая работа (проведение биссектрисы углов);
  6. Минута отдыха.
  7. Лабораторная работа “Нахождение градусной меры углов с помощью транспортира”.
  8. Домашнее задание.
  9. Выставление оценок и подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово. В школе вы изучаете интересную и важную науку - математику. Сейчас она проникает почти во все отрасли знаний, являясь языком, на котором говорят другие науки. Раздел математики, где изучаются фигуры и их свойства, называется геометрией. Мы изучили очень важную и необходимую фигуру в геометрии – угол. Слайд 1-3. Презентация

Слайд 4 (мы должны на уроке показать следующие знания, и учитель поможет вам в этом).

2. Повторение теории “Виды углов” - фронтальный опрос.

Слайд5

Слайд 6 (посмотрите внимательно, какого угла нет на слайде).

Слайд 7(определите, чему равен прямой угол, острый угол, тупой угол, развернутый угол).

3. Практическая работа.

Отметьте цветными дугами углы: красными – острые, синими – прямые углы, зелеными – тупые углы. (Раздаточный материал)

В чем измеряются углы?

Слайд 8 (посмотрите, правильно ли вы ответили на вопрос).

4. Решение задач.

Найдите градусную меру угла, который равен 1/3 развернутого угла, 1/2 прямого угла, 5/6 прямого угла, 0,2 прямого угла (устно).

№ 1617 (самостоятельно - фронтальная проверка учителем, дети сами исправляют ошибки).

Слайд 9 (найдите угол).

6. Что такое биссектриса?

Слайд 10 (выберите правильный ответ и поясните).

7. Провести биссектрисы углов (практическая работа).

Как, не зная градусной меры угла, только с помощью треугольника провести биссектрису угла?

(От вершины угла на его сторонах отложить отрезки одинаковой длины и поставить точки, в этих точках к сторонам угла провести перпендикуляры, точку пересечения перпендикуляров соединить с вершиной угла, полученный луч и будет искомой биссектрисой)

Проблема (как провести биссектрису развернутого угла?)

Слайд 11. (Решение задач на нахождение углов.) Ребята в первой задаче биссектриса делит угол на 2 угла, для решения этой задачи нам необходимо знать… Делаем анализ второй задачи. Решаем задачу самостоятельно. (Ответ сравниваем в парах)

Минута отдыха. (Мы находимся у моря, плещется волна, поют птицы, мы закрыли глаза и отдыхаем, к нам приплыли дельфины, они разговаривают с нами и желают нам успехов в наших познаниях). Учитель говорит нежным и ласковым голосом. Звучит тихая и спокойная музыка: плеск волн, пение птиц, голоса дельфинов.

Слайд 12–13 (нажать курсором на громкоговоритель 2 раза и зазвучит тихая спокойная музыка).

8. Измерение углов.

Слайд 14–15 (учащиеся повторяют правило измерения углов при помощи транспортира).

(Вспомним правило измерения углов транспортиром)

9. Лабораторная работа “Нахождение градусной меры угла с помощью транспортира”.

Прежде, чем приступить к этой работе, еще раз пройдемся по музею “истории создания математики, как науки”. Вспомним, как был создан транспортир.

Выступление ученика.

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир?. Оказывается эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изобретение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картину с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

Слайд 17 (инструкция по выполнению лабораторной работы).

Раздаточный материал для проведения лабораторной работы.

Провести необходимые измерения с помощью транспортира и результаты отметить на шаблоне фигуры (учащиеся выполняют такой объем работы, какой соответствует уровню усвоения отдельно взятого ученика).

10. Домашнее задание №1667, 1669, 1692.

11. Выставление оценок и подведения итогов урока.

Слайд 18 (знания помогают человеку красиво и правильно жить, с пользой для общества).

Использованная литература

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика. 5-й класс. "Мнемозина", 2008.
  2. Рудницкая В.Н.. Рабочая тетрадь для 5-го класса. Мнемозина, 2008.
  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия “Учебное пособие для 5–6-х классов”.
  4. Энциклопедия для детей, т. 11. Математика, Москва: Аванта +, 1999.
  5. Методические рекомендации по курсу “История математики”, ПГПУ: Пермь, 2006.