Цель урока:
Образовательная:
- научить учащихся выделять новый звук, обозначать его буквой
- учить читать слоги, слова с новой буквой
- совершенствовать умения в звуко-буквенном анализе
- совершенствовать качества чтения
Развивающая:
- развивать речь, мышление, память, воображение, внимание, координацию движений
Воспитательная:
- воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи
- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
II. Подготовка к активной познавательной деятельности.
1) Чтение рассказа, беседа.
У: А начать урок мне хотелось бы с рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя».
(Учитель читает детям рассказ).
У: Чему учит этот рассказ?
У: Так ли поступила Маша?
Д: Эти девочки были подругами, но дружба их не была настоящей.
У: А как надо дружить?
У: Как поступают настоящие друзья?
(Учитель заслушивает ответы детей).
2) Прослушивание песни, беседа.
У: Сейчас мы послушаем песню, которая так и называется «Настоящий друг».
(Звучит запись песни).
У: Так как, ребята, поступают настоящие друзья?
(Учитель выслушивает ответы детей).
3) Чтение пословиц.
У: О дружбе написано много рассказов, стихов, песен. А ещё народ сложил пословицы и поговорки.
У: Какие пословицы о дружбе знаете вы?
(Заслушиваются ответы детей).
III. Усвоение новых знаний.
1) Выделение нового звука, составление его характеристики, проведение звуко-буквенного анализа.
У: Много раз на уроке звучит слово ДРУЖБА. А какой новый звук вы слышите в этом слове?
Д: Звук [ж].
У: Что вы можете сказать об этом звуке?
Д: Он согласный, звонкий, твёрдый.
2) Работа со схемой.
У: А какая схема подойдёт к этому слову? Почему?
(На доске две схемы).
(Дети выбирают правильную схему из предложенных и обосновывают свой выбор).
IV. Первичное закрепление новых знаний.
1) Звуковая работа.
У: Ребята, от кого в природе можно услышать этот звук?
Д: Шмель, жук.
У: Теперь вы назовите мне слова с этим звуком? Определите место этого звука в слове (начало, середина, конец).
(Учитель выслушивает ответы детей).
У: А теперь послушайте мои слова, и каждый раз, встречая этот звук, обозначайте его карточкой.
сажа, ножницы, ежи, жук, Ира, ножи, кружок, артист
У: Я видела, что вы всегда поднимали карточку синего цвета. Почему?
(Выслушиваются ответы детей).
2) Введение буквы.
У: А какой буквой мы обозначим этот звук на письме? Достань и покажи.
У: А что напоминает вам эта буква?
(Заслушиваются ответы детей).
У: А теперь посмотрите, какая она бывает.
(Учитель показывает детям табличку с буквой и читает стихотворение про букву. Дети находят её на ленте букв).
У:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
У: Какой? Что вы можете про него сказать?
Д: Он согласный, твёрдый, звонкий, парный.
У: А правильно ли составлена эта табличка?
(Выслушиваются ответы детей с объяснением).
V. Физкультурная минутка.
(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движение под музыку).
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук.
Улетел на крыльях.
VI. Первичная проверка понимания.
1) Чтение слогов, слов.
У: На доске написаны столбики слов и слогов. Нужно найти соответствия и соединить.
жи |
|
|
жаба |
жа |
|
|
дружок |
жу |
|
|
жук |
жо |
|
|
железо |
же |
|
|
жизнь |
У: Найдите и прочитайте самое маленькое слово?
Д: Жук.
У: А знаете ли вы, что на Земле жуков около 350 видов. Некоторые виды жуков нарисованы в вашей «Азбуке» на странице 148.
2) Работа с книгой.
У: К какой сказке эта иллюстрация?
Д: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».
У: Что там случилось? Кто помогал Дюймовочке? Чем закончилась сказка?
(Заслушиваются ответы детей).
У: Без чего не было бы доброго конца у сказки?
Д: Без дружбы?
3) Прослушивание отрывка из сказки.
(Дети закрывают глаза, а учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» или включает аудиокассету).
4) Работа с книгой, беседа.
У: Ребята, с закрытыми глазами можно не только отдыхать, но и играть. Как называется такая игра?
Д: Жмурки.
У: А вы когда-нибудь играли в эту игру? Какие в ней правила?
(Заслушиваются ответы детей).
У: А теперь давайте прочитаем в «Азбуке» как в жмурки играли дети.
Жужжащее чтение.
Чтение по одному предложению.
У: Прочитайте слова с буквой ж.
У: Придумайте название рассказа.
У: Составьте его схему.
У: Если вы были внимательны, то заметили, что нам встречались слова с ж в начале и в середине слова.
5) Чтение слов.
У: А теперь посмотрите на доску и определите место буквы ж в этих словах. Прочитайте их.
нож, уж, ёж, чиж, стриж
Д: Конец слова.
У: А теперь послушайте, какой звук слышится в конце этих слов?
Д: [ш]
У: А что пишется? Почему?
Д: [ж] Они парные, часто заменяют друг друга.
У:
Гласные и согласные,
Бывают такие опасные.
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
У: С какой буквой познакомились?
У: Какие звуки имеет?
У: Что знаете об этой букве?
У: Что знаете об этом звуке?
VIII. Подведение итогов урока.