Сочинение "Письмо моему учителю"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Основные цели урока: обучающие, развивающие, воспитывающие:

  • продолжить знакомство с эпистолярным жанром; познакомить с правилами написания письма; развивать навыки правильного написания письма – личного;
  • развивать коммуникативные навыки через различные формы общения;
  • воспитывать любовь к русскому языку, понимание ценности родного языка;
  • воспитывать уважение к учителям, ко всему старшему поколению.

Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия; иллюстрации на школьную тему для физкультминуток; маленькие конверты и листочки для добрых записок, конверты для писем, розовый и зелёный конверты для рефлексии; Словарь русского языка, орфографические словари у каждого ребёнка (Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков); персональная папка с Приложениями (1-12) по написанию письма у детей на партах; компакт-диски с записью письма Ваньки Жукова, сказка «Птичка» для физкультминутки, запись лёгкой классической музыки; экран, проектор, мультимедийная презентация; кубики для самооценивания.

Презентация

Приложение

Ход урока

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

Дети пишут своему товарищу несколько добрых пожеланий на этот урок или целый день.

Учитель: Теперь прочитайте, что вам пожелали (прочесть 1-2 записки по желанию).

- Вижу, что у многих появились улыбки. Значит, мы настроились на урок и начнём его с известного нам пожелания.

Слайд № 1. Пожелание.

Ученики: Желаю себе и всем детям вниманья, пониманья и добра.

II. Повторение о формах речи. Речь – важнейшее средство общения.

Слайд № 2. Формы речи. Устная, письменная, внутренняя, внешняя.

Учитель: Для чего же вам и всем людям нужна речь?

Ученики: Для общения.

Учитель: Верно, речь – важнейшее средство общения.

Слайд № 3. Речь – важнейшее средство общения.

Для всей планеты нет дороже достоянья.
И мы должны его беречь
В дни радости, и злобы, и страданья,
Бессмертный дар – родную речь.
Дымченко Г.В.

- Каждый из нас должен сделать всё возможное, чтобы овладеть ею как можно лучше.

III. Возникновение письменности – важнейшее событие в жизни разных народов.

Учитель: Ребята, кого вы видите на портретах, и почему мы сегодня просто обязаны упомянуть их имена. (На слайде № 4 портреты Кирилла и Мефодия.)

Ученики: Мы видим Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянскую азбуку.

Учитель: Как вы думаете, существует ли праздник славянской азбуки? Выразите своё мнение, показав кубики гранью определённого цвета. (Зелёной - да, жёлтой - сомневаюсь, красной - нет.) Выступление инициативной группы ребят по этому вопросу (1-5 ученики).

6 ученик: С 1986 года праздник славянской азбуки стали ежегодно отмечать и в нашей стране.

Слайд № 5. 24 мая – день рождения славянской письменности.

Учитель: О том, где родились Кирилл и Мефодий, как учились и почему стали монахами, читайте в приложении.

IV. Введение в новую тему. Определение темы урока по ключевым словам.

Учитель: Внимание на экран! Догадайтесь, о чём будем говорить и писать сегодня на уроке по ключевым словам, которые от нас скрыты.

Слайд № 6. Ключевое слово «учитель».

Наших душ, ума строитель –
Мудрый школьный наш … (учитель)

Слайд № 7. Знаете ли вы? Ключевое слово «сочинение».

За какой вид школьных заданий по словесности А.П. Чехов никогда не получал выше тройки? (сочинение)

Учитель: Сформулируйте, что такое сочинение.

Ученик: Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.

Учитель: Вспомним требования к написанию сочинений (см. приложение).

Слайд № 8. Догадайся, о чём идёт речь.

  • адресат и адресант
  • написанный текст
  • посылаемое для сообщения
  • служит для переписки людей

письмо (эпистола)

Учитель: Отгадайте загадку!

Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (Письмо)

- Сформулируйте, что же такое письмо одним предложением. (Ответы учащихся.)

Слайд № 9. Что такое письмо?

Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения.

Учитель: Вспомним, что такое эпистола.

Слайд №10. Эпистола:

  1. Жанр литературы 18- нач. 19 вв. – послание в форме письма.
  2. Устарелое, теперь шутливо письмо.

Учитель: Ребята, чем отличается записка от письма?

Ученик: Записка – это коротенькое письмо.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока по ключевым словам. (Ответы учащихся.)

Слайд № 11. Ключевые слова по теме урока: учитель, сочинение, письмо.

V. Физкультминутка (по ключевым словам).

VI. Уточнение темы и цели урока.

Учитель:

Сегодня будем сочинение-письмо писать,
Продолжим эпистолярный жанр изучать.

Слайд № 12. Тема урока «Письмо моему учителю».

Учитель: Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам. Что будете писать после слова «сочинение»?

Ученик: Заголовок.

Учитель: Любое сочинение должно иметь название. Заголовок должен быть ёмким, то есть отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.

Слайд № 13. Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Четверостишие С. Бондаренко.

Учитель: Запишите название сочинения «Письмо моему учителю».

VII. Мотивация к написанию письма на чувственном уровне.

Воспоминание Галины Васильевны о своей первой учительнице Вороновой Ирине Александровне.

Слайд № 14. Фотографии из личного архива.

Слайд № 15. Отрывок из письма первой учительницы, датированный 5.06.1976 года.

Учитель: Письмо оказалось пророческим. И вот я перед вами – ваша первая учительница. И отдаю вам своё сердце, мои любимые ученики, уже более четверти века.

А замечательные учителя нашего лицея не только вас учат, но и дарят вам своё тепло и заботу. Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла следующие строки из песни.

Слайд № 16. Эпиграф к теме урока.

Учитель…
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.

Дети вспоминают, что такое эпиграф, и, где он пишется. Подбирают свои эпиграфы.

Cлайды № 17, 18. Определения эпиграфов. (Приложение – Эпиграфы).

Исполнение авторской песни под гитару «Учительница первая моя».

Учительница первая моя

1.
Здание трёхэтажное,
Уже большие тополя.
Со школой связано всё очень важное:
Подруги и учителя

Припев. (2 раза)
Учительница первая моя,
Здесь учила ты меня

2.
Мы буквы выводили,
Старались мы не зря,
С учительницей стали
Мы лучшие друзья.

Припев. (2 раза)
Учительница первая моя,
С тобою стали мы друзья.

3.
И вот мы стали взрослыми,
Но школьного звонка забыть нельзя.
От А до Я с детьми проходим вновь,
Теперь уж мы учителя.

Припев. (2 раза)
Учительница первая моя,
Теперь уж мы учителя.
Учительница первая моя,
Мы учились у тебя.

VIII. Физкультминутка для рук и пальчиков «Птичка». Слайд № 19.

IX. Повторение правил написания письма.

Дети слушают звуковое письмо из рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Учитель: Дошло ли письмо Ваньки Жукова о своей тяжёлой участи дедушке?

Ученик: Нет, так как Ванька не указал адрес.

1. Адресат.

Учитель: Значит, существуют правила написания писем. Давайте повторим их. Итак, правило первое: правильно напиши адрес на конверте. Слайд № 20.

Работа с приложением, где рассматриваются правила написания письма.

Слайд № 21. Что входит в адрес? (Не спеши, адрес правильно спиши!)

Слайд № 22. Понятия: адресат (кому?), адресант (от кого?).

Оформление конверта. Написание адреса.

2. Вступление. Обращение к адресату. (К каждому слайду приводятся примеры.)

Слайд № 23. Правило второе: начинай письмо с обращения к адресату.

Учитель: Как можно начать вступление? (уч-ся обращаются к приложению - Правила написания сочинений).

Слайд № 24. Помни! Вступление – это лицо сочинения.

3. Раскрытие основного содержания письма.

Учитель: О чём будем писать в основной части? (учащиеся обращаются к приложению о правилах написания письма)

Ученик: Нужно спросить в вежливой форме, как идут дела у того, кому мы пишем.

Слайд № 25. Спроси, как идут дела у того, кому вы пишете.

Слайд № 26. Скажите о своём отношении к услышанным от учителя новостям.

Слайд № 27. Если ты услышал о чём-то грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.

Слайд № 28. Ответь на вопросы, заданные тебе ранее.

Слайд № 29. Сообщи новости, расскажи о своих радостях и печалях.

4. Вопрос к адресату.

Учитель: Наверняка, вы захотите задать вопросы учителю. У вас их всегда так много!

Слайд № 30. Задай вопросы адресату.

5. Благодарность. Пожелание.

Слайд № 31. Напиши слова благодарности своему учителю.

Слайд № 32. Напиши пожелания своему учителю.

6. Заключительная часть (прощание, подпись).

Слайд № 33. Когда будешь прощаться, не забудь подписаться.

7. «Р.S». Слайд № 34. Постскриптум - как «после написанного», приписка в письме.

Слайд № 35. Примеры

Учитель: Мы составили план, которым будем руководствоваться для написания письма.

Слайд № 36. Правила написания письма.

X. Физкультминутки. Слайды № 37, 38. «Голова-мяч», «Осьминог».

XI. Использование элементов описания и рассуждения для написания письма.

Слайд № 39. Виды сочинений. (Работа с приложением.)

Слайды 40, 41, 42, Сочинение-описание. Определение. Признаки. Схема построения.

Слайды 43, 44, 45 Сочинение-рассуждение. Определение. Признаки. Схема построения.

XII. Предупреждение стилистических ошибок в сочинении. Объём письма.

Учитель: Вы определили, в каком жанре будете писать своё письмо. Теперь необходимо поработать над правильным построением письма по содержанию и речевому оформлению. (Приложение - Памятка «Как избежать стилистических ошибок в сочинении»). Соблюдайте эти правила и придерживайтесь объёма письма (90-100 слов).

XIII. Лексическая и орфографическая подготовка. Орфографический словарь.

Учитель: Пользуйтесь во время написания сочинения «учительским» словариком. Не все слова можно проверить, а ведь письмо должно быть грамотным. Что это за слова?

Ученик: Словарные слова. (Исполнение авторской песни «Словарные слова» детьми).

Н.И. Мыськова, Г.В. Дымченко. Рабочая тетрадь для 2-3 классов, с.22. «Правильные песенки».

Словарные слова

Но такие есть слова,
Их проверить нам нельзя.
Хорошо запоминайте,
Ведь они из словаря.

Учитель: Ведь даже сам великий Пушкин обращался за советом к словарю.

Слайды № 46, 47 (четверостишия, посвящённые словарю)

XIV. Практическая работа. Дети пишут сочинение-письмо.

XV. Проверка сочинения. Памятка в приложении.

XVI. Подведение итогов работы. Обобщающая беседа.

а) История учреждения Самарской почты.

Учитель: Отгадайте загадку!

Всё на ней ездит:
И радость, и горе. (Почта.)

Учитель: Сейчас трудно представить себе, как же люди раньше обходились без письма, а тем более без почтовых услуг. Историческая справка инициативной группы.

Ученики: В 1742 году была учреждена одна из первых регулярных почт между Самарской и Орской крепостью. В 2007 году Самарский почтамт отметил своё 135-летие.

Учитель: В современном филиале Самарской области трудятся около 9 500 человек, из которых 79 сотрудников имеют звание «Мастер связи». Слайд № 48.

б) Выступление сотрудника почты.

Почтальон: Дорогие ребята! Вы сегодня пишите письмо своему учителю. Это очень важное событие в жизни каждого из вас. Ведь именно учитель помогает вашим родителям воспитывать в вас самые лучшие качества. Но сегодня я пришла к вам ещё с одной необычной просьбой. Галина Васильевна предложила вам принять участие в конкурсе «Лучший урок письма». А я предлагаю вам и Галине Васильевне воспользоваться услугами нашего почтового отделения.

Слайд № 49. Конкурс «Лучший урок письма». Кто организатор конкурса?

- Оглашение итогов конкурса и награждение победителей проводится 9 октября во Всемирный день почты. (Слайд № 50). Коллектив почты желает вам успехов.

в) Рефлексия.

Учитель: Отгадайте, что это?

Каждый вечер я спешу
К домику из жести.
Выселить жильцов хочу.
А жильцы те – вести.
Дымченко Г. В.

Ученики: Почтовый ящик. Жильцы в нём – письма.

Учитель: Напишите на листочках, что нового вы узнали на нашем занятии, чему научились, и вложите их в конверт зелёного цвета. А на других листочках напишите, чему бы ещё вы хотели научиться, и вложите в конверт розового цвета. Оба конверта бросьте в наш классный почтовый ящик. Я прочту и учту ваши пожелания.

г) Заключительное слово учителя.

Учитель: Ребята, было ли наше занятие воспитывающим?

Ученица: Мы учились уважительно относиться к старшим, особенно, к учителям.

Учитель: Позвольте закончить сегодняшний урок следующими словами.

Вы знаете, нам по-прежнему верится:
Если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут, когда-нибудь, учителя!