Основные цели урока: обучающие, развивающие, воспитывающие:
- продолжить знакомство с эпистолярным жанром; познакомить с правилами написания письма; развивать навыки правильного написания письма – личного;
- развивать коммуникативные навыки через различные формы общения;
- воспитывать любовь к русскому языку, понимание ценности родного языка;
- воспитывать уважение к учителям, ко всему старшему поколению.
Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия; иллюстрации на школьную тему для физкультминуток; маленькие конверты и листочки для добрых записок, конверты для писем, розовый и зелёный конверты для рефлексии; Словарь русского языка, орфографические словари у каждого ребёнка (Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков); персональная папка с Приложениями (1-12) по написанию письма у детей на партах; компакт-диски с записью письма Ваньки Жукова, сказка «Птичка» для физкультминутки, запись лёгкой классической музыки; экран, проектор, мультимедийная презентация; кубики для самооценивания.
Ход урока
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
Дети пишут своему товарищу несколько добрых пожеланий на этот урок или целый день.
Учитель: Теперь прочитайте, что вам пожелали (прочесть 1-2 записки по желанию).
- Вижу, что у многих появились улыбки. Значит, мы настроились на урок и начнём его с известного нам пожелания.
Слайд № 1. Пожелание.
Ученики: Желаю себе и всем детям вниманья, пониманья и добра.
II. Повторение о формах речи. Речь – важнейшее средство общения.
Слайд № 2. Формы речи. Устная, письменная, внутренняя, внешняя.
Учитель: Для чего же вам и всем людям нужна речь?
Ученики: Для общения.
Учитель: Верно, речь – важнейшее средство общения.
Слайд № 3. Речь – важнейшее средство общения.
Для всей планеты нет дороже достоянья.
И мы должны его беречь
В дни радости, и злобы, и страданья,
Бессмертный дар – родную речь.
Дымченко Г.В.
- Каждый из нас должен сделать всё возможное, чтобы овладеть ею как можно лучше.
III. Возникновение письменности – важнейшее событие в жизни разных народов.
Учитель: Ребята, кого вы видите на портретах, и почему мы сегодня просто обязаны упомянуть их имена. (На слайде № 4 портреты Кирилла и Мефодия.)
Ученики: Мы видим Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянскую азбуку.
Учитель: Как вы думаете, существует ли праздник славянской азбуки? Выразите своё мнение, показав кубики гранью определённого цвета. (Зелёной - да, жёлтой - сомневаюсь, красной - нет.) Выступление инициативной группы ребят по этому вопросу (1-5 ученики).
6 ученик: С 1986 года праздник славянской азбуки стали ежегодно отмечать и в нашей стране.
Слайд № 5. 24 мая – день рождения славянской письменности.
Учитель: О том, где родились Кирилл и Мефодий, как учились и почему стали монахами, читайте в приложении.
IV. Введение в новую тему. Определение темы урока по ключевым словам.
Учитель: Внимание на экран! Догадайтесь, о чём будем говорить и писать сегодня на уроке по ключевым словам, которые от нас скрыты.
Слайд № 6. Ключевое слово «учитель».
Наших душ, ума строитель – |
Слайд № 7. Знаете ли вы? Ключевое слово «сочинение».
За какой вид школьных заданий по словесности А.П. Чехов никогда не получал выше тройки? (сочинение) |
Учитель: Сформулируйте, что такое сочинение.
Ученик: Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.
Учитель: Вспомним требования к написанию сочинений (см. приложение).
Слайд № 8. Догадайся, о чём идёт речь.
письмо (эпистола) |
Учитель: Отгадайте загадку!
Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (Письмо)
- Сформулируйте, что же такое письмо одним предложением. (Ответы учащихся.)
Слайд № 9. Что такое письмо?
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения. |
Учитель: Вспомним, что такое эпистола.
Слайд №10. Эпистола:
- Жанр литературы 18- нач. 19 вв. – послание в форме письма.
- Устарелое, теперь шутливо письмо.
Учитель: Ребята, чем отличается записка от письма?
Ученик: Записка – это коротенькое письмо.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока по ключевым словам. (Ответы учащихся.)
Слайд № 11. Ключевые слова по теме урока: учитель, сочинение, письмо.
V. Физкультминутка (по ключевым словам).
VI. Уточнение темы и цели урока.
Учитель:
Сегодня будем сочинение-письмо писать,
Продолжим эпистолярный жанр изучать.
Слайд № 12. Тема урока «Письмо моему учителю».
Учитель: Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам. Что будете писать после слова «сочинение»?
Ученик: Заголовок.
Учитель: Любое сочинение должно иметь название. Заголовок должен быть ёмким, то есть отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.
Слайд № 13. Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Четверостишие С. Бондаренко.
Учитель: Запишите название сочинения «Письмо моему учителю».
VII. Мотивация к написанию письма на чувственном уровне.
Воспоминание Галины Васильевны о своей первой учительнице Вороновой Ирине Александровне.
Слайд № 14. Фотографии из личного архива.
Слайд № 15. Отрывок из письма первой учительницы, датированный 5.06.1976 года.
Учитель: Письмо оказалось пророческим. И вот я перед вами – ваша первая учительница. И отдаю вам своё сердце, мои любимые ученики, уже более четверти века.
А замечательные учителя нашего лицея не только вас учат, но и дарят вам своё тепло и заботу. Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла следующие строки из песни.
Слайд № 16. Эпиграф к теме урока.
Учитель… |
Дети вспоминают, что такое эпиграф, и, где он пишется. Подбирают свои эпиграфы.
Cлайды № 17, 18. Определения эпиграфов. (Приложение – Эпиграфы).
Исполнение авторской песни под гитару «Учительница первая моя».
Учительница первая моя
1.
Здание трёхэтажное,
Уже большие тополя.
Со школой связано всё очень важное:
Подруги и учителяПрипев. (2 раза)
Учительница первая моя,
Здесь учила ты меня2.
Мы буквы выводили,
Старались мы не зря,
С учительницей стали
Мы лучшие друзья.Припев. (2 раза)
Учительница первая моя,
С тобою стали мы друзья.3.
И вот мы стали взрослыми,
Но школьного звонка забыть нельзя.
От А до Я с детьми проходим вновь,
Теперь уж мы учителя.Припев. (2 раза)
Учительница первая моя,
Теперь уж мы учителя.
Учительница первая моя,
Мы учились у тебя.
VIII. Физкультминутка для рук и пальчиков «Птичка». Слайд № 19.
IX. Повторение правил написания письма.
Дети слушают звуковое письмо из рассказа А.П. Чехова «Ванька».
Учитель: Дошло ли письмо Ваньки Жукова о своей тяжёлой участи дедушке?
Ученик: Нет, так как Ванька не указал адрес.
1. Адресат.
Учитель: Значит, существуют правила написания писем. Давайте повторим их. Итак, правило первое: правильно напиши адрес на конверте. Слайд № 20.
Работа с приложением, где рассматриваются правила написания письма.
Слайд № 21. Что входит в адрес? (Не спеши, адрес правильно спиши!)
Слайд № 22. Понятия: адресат (кому?), адресант (от кого?).
Оформление конверта. Написание адреса.
2. Вступление. Обращение к адресату. (К каждому слайду приводятся примеры.)
Слайд № 23. Правило второе: начинай письмо с обращения к адресату.
Учитель: Как можно начать вступление? (уч-ся обращаются к приложению - Правила написания сочинений).
Слайд № 24. Помни! Вступление – это лицо сочинения.
3. Раскрытие основного содержания письма.
Учитель: О чём будем писать в основной части? (учащиеся обращаются к приложению о правилах написания письма)
Ученик: Нужно спросить в вежливой форме, как идут дела у того, кому мы пишем.
Слайд № 25. Спроси, как идут дела у того, кому вы пишете.
Слайд № 26. Скажите о своём отношении к услышанным от учителя новостям.
Слайд № 27. Если ты услышал о чём-то грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.
Слайд № 28. Ответь на вопросы, заданные тебе ранее.
Слайд № 29. Сообщи новости, расскажи о своих радостях и печалях.
4. Вопрос к адресату.
Учитель: Наверняка, вы захотите задать вопросы учителю. У вас их всегда так много!
Слайд № 30. Задай вопросы адресату.
5. Благодарность. Пожелание.
Слайд № 31. Напиши слова благодарности своему учителю.
Слайд № 32. Напиши пожелания своему учителю.
6. Заключительная часть (прощание, подпись).
Слайд № 33. Когда будешь прощаться, не забудь подписаться.
7. «Р.S». Слайд № 34. Постскриптум - как «после написанного», приписка в письме.
Слайд № 35. Примеры
Учитель: Мы составили план, которым будем руководствоваться для написания письма.
Слайд № 36. Правила написания письма.
X. Физкультминутки. Слайды № 37, 38. «Голова-мяч», «Осьминог».
XI. Использование элементов описания и рассуждения для написания письма.
Слайд № 39. Виды сочинений. (Работа с приложением.)
Слайды 40, 41, 42, Сочинение-описание. Определение. Признаки. Схема построения.
Слайды 43, 44, 45 Сочинение-рассуждение. Определение. Признаки. Схема построения.
XII. Предупреждение стилистических ошибок в сочинении. Объём письма.
Учитель: Вы определили, в каком жанре будете писать своё письмо. Теперь необходимо поработать над правильным построением письма по содержанию и речевому оформлению. (Приложение - Памятка «Как избежать стилистических ошибок в сочинении»). Соблюдайте эти правила и придерживайтесь объёма письма (90-100 слов).
XIII. Лексическая и орфографическая подготовка. Орфографический словарь.
Учитель: Пользуйтесь во время написания сочинения «учительским» словариком. Не все слова можно проверить, а ведь письмо должно быть грамотным. Что это за слова?
Ученик: Словарные слова. (Исполнение авторской песни «Словарные слова» детьми).
Н.И. Мыськова, Г.В. Дымченко. Рабочая тетрадь для 2-3 классов, с.22. «Правильные песенки».
Словарные слова
Но такие есть слова,
Их проверить нам нельзя.
Хорошо запоминайте,
Ведь они из словаря.
Учитель: Ведь даже сам великий Пушкин обращался за советом к словарю.
Слайды № 46, 47 (четверостишия, посвящённые словарю)
XIV. Практическая работа. Дети пишут сочинение-письмо.
XV. Проверка сочинения. Памятка в приложении.
XVI. Подведение итогов работы. Обобщающая беседа.
а) История учреждения Самарской почты.
Учитель: Отгадайте загадку!
Всё на ней ездит:
И радость, и горе. (Почта.)
Учитель: Сейчас трудно представить себе, как же люди раньше обходились без письма, а тем более без почтовых услуг. Историческая справка инициативной группы.
Ученики: В 1742 году была учреждена одна из первых регулярных почт между Самарской и Орской крепостью. В 2007 году Самарский почтамт отметил своё 135-летие.
Учитель: В современном филиале Самарской области трудятся около 9 500 человек, из которых 79 сотрудников имеют звание «Мастер связи». Слайд № 48.
б) Выступление сотрудника почты.
Почтальон: Дорогие ребята! Вы сегодня пишите письмо своему учителю. Это очень важное событие в жизни каждого из вас. Ведь именно учитель помогает вашим родителям воспитывать в вас самые лучшие качества. Но сегодня я пришла к вам ещё с одной необычной просьбой. Галина Васильевна предложила вам принять участие в конкурсе «Лучший урок письма». А я предлагаю вам и Галине Васильевне воспользоваться услугами нашего почтового отделения.
Слайд № 49. Конкурс «Лучший урок письма». Кто организатор конкурса?
- Оглашение итогов конкурса и награждение победителей проводится 9 октября во Всемирный день почты. (Слайд № 50). Коллектив почты желает вам успехов.
в) Рефлексия.
Учитель: Отгадайте, что это?
Каждый вечер я спешу
К домику из жести.
Выселить жильцов хочу.
А жильцы те – вести.
Дымченко Г. В.
Ученики: Почтовый ящик. Жильцы в нём – письма.
Учитель: Напишите на листочках, что нового вы узнали на нашем занятии, чему научились, и вложите их в конверт зелёного цвета. А на других листочках напишите, чему бы ещё вы хотели научиться, и вложите в конверт розового цвета. Оба конверта бросьте в наш классный почтовый ящик. Я прочту и учту ваши пожелания.
г) Заключительное слово учителя.
Учитель: Ребята, было ли наше занятие воспитывающим?
Ученица: Мы учились уважительно относиться к старшим, особенно, к учителям.
Учитель: Позвольте закончить сегодняшний урок следующими словами.
Вы знаете, нам по-прежнему верится:
Если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут, когда-нибудь, учителя!