Урок окружающего мира в 1-м классе "Почему идет дождь" с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Расширить и уточнить представления детей о дожде;
  2. Объяснить причины возникновения дождя;
  3. Раскрыть значение дождя для жизни растений, животных и человека;
  4. Развивать речь, мышление, внимание, память, обогащать словарный запас;
  5. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь при работе в паре.

Оборудование:

  1. Мультимедийное приложение урока – Приложение 1;
  2. Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 1 класс
  3. Интерактивная доска;
  4. Губка, вода для опыта, салфетки – каждой паре ребят;
  5. Капитошка; Муравьишка-вопросик,
  6. Лото «Времена года»;
  7. Предметные картинки: дождь, снежинка, иней, сосулька, туман, роса;
  8. Слова на карточках: вода испаряется, названия дождей, дождевик;
  9. Схема образования дождя на каждого ученика;
  10. Жетоны-капельки;
  11. Стакан с испарившейся водой;
  12. Зонтик, плащ-дождевик.

Ход урока

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,

Дети: Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Сколько есть всего на свете,
Всё про всё хотят знать дети.
Почему бывает ночь?
Кто придумал слово «дочь»?
Почему растёт трава?
И зачем нужны слова?
Что у нас над головой?
Что же скрыто под землёй?
И когда наступит лето?
Где найти нам все ответы?
Ну ,конечно, Оле, Васе,
На уроке в первом классе
На любой вопрос ответ
Мы отыщем, спору нет!
Ну, итак, скорее в путь!
Нам с дороги не свернуть!

Сегодня на уроке продолжим знакомство с окружающим миром.

Будете моими помощниками?

2. Введение в тему урока

Ребята, сегодня к нам на урок Муравьишка-Вопросик пригласил маленькую волшебницу. Кто она, вы узнаете, отгадав загадку:

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
(вода)

Знакомьтесь, вот она маленькая волшебница – капелька воды по имени Капитошка.

1 Слайд «Муравьишка-Вопросик и Капитошка поет песенку:

У братишки дождика тучку попрошу,
У сестренки радуги радости спрошу.
Жить на свете весело,
Плакать не хочу!
На крылатой песенке к другу прилечу!

Хотите узнать тайну Капитошки?

Тогда выполните задание: перед вами Лото «Времена года». Назовите времена года по порядку, начиная с первой картинки. Возьмите маленькие предметные картинки и распределите их по временам года.

(Дети выполняют задание).

Во что превращается капелька воды

  • осенью,
  • зимой,
  • весной,
  • летом?

Ну, разве Капитошка не волшебница?

Она словно играет с нами:

* Hа доску вывешиваются предметные картинки: «Превращение капельки».

Осенью она появится в виде дождя,
Зимой – превратится в снежинку или иголочку инея,
Весной – заплачет сосулькой,
Летом станет туманом или капелькой росы.

А какую капельку воды мы сегодня будем изучать на уроке, вы узнаете из стихотворения:

«Ненастье»  Г. Ладонщиков

Дождик, дождик, что ты льёшь?
Льёшь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но всё ж
Надоел ты очень.
В гнёздах птенчики пищат,
Плачут окон стёкла.
Невозможно выйти в сад -
Вся земля промокла.
Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам

Стала разливаться... ,
Ветер, ветер, разгони
Тучи в небе нашем!
Дни погожие верни.
Мы спасибо скажем.

О каком природном явлении рассказали ребята?

Правильно, сегодня мы постараемся ответить на вопрос «Почему идет дождь?».

А пока наша гостья Капитошка предлагает немножко отдохнуть.

Физминутка:

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руками и пожимают плечами).

Мама зонтик свой берет.

(Имитируют движение.)

Почему же? Почему же?

(Дети разводят руками и пожимают плечами.)

Потому что…

(хором: «Дождь идет!»)

3. Изучение нового материала

Ребята, поднимите руки, кто любит гулять под дождем?

А кому и зачем нужен дождь?

(Предположения ребят.)

Дождь облегчает человеку труд – поливает огород.

Летом дождик освежает воздух, спасает от жары людей и животных.

Растениям дождь нужен для роста.

Ребята, а вы знаете, что такое дождь? (Капельки воды.)

Откуда берется дождь? (Из тучи.)

Туча, туча! Что несешь?
Отвечает туча… (дождь)

Если на небе появились тучи – жди дождя.

Опыт «Как образуется дождь»

Ребята, а давайте «создадим» дождь!

* Дети подходят к столам, где приготовлено оборудование для опыта.

Ребята, вспомните, где на земле содержится вода? (Реки, озера, моря.)

Ребята, посмотрите, перед каникулами мы оставили в стакане воду. Что с ней произошло теперь? (Она испарилась.)

Во что превратилась вода? (В пар.)

На что похож этот предмет? (Губка похожа на тучку).

Представьте, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?

(Капелек воды пока еще мало.)

Представьте, что тарелочка – это озеро. Насыщаем наше «облако» водой из озера. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать?

(Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.)

Сожмем облако.

Теперь из губки-облака идет дождь.

Какой дождь идет? (Сильный — весенний или летний.)

А теперь давайте сядем на свои места и посмотрим, как образуется дождь в природе.

* на доску прикрепляется слова « вода исПАРяется»

Ребята, прочитаем и запомним это слово: ИСПАРЯЕТСЯ.

2 Слайд «Как образуется дождь»

Представьте, что мы с вами оказались на берегу нашей реки Шелонь. Светит яркое солнышко и нагревает воду в реке. Вода под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды.

3 Слайд «Как образуется дождь - 2»

Капельки воды собираются в большое облако, облака в тучи. Тучи – это темное, густое облако. Капелек воды испаряется много-много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. И капельки воды падают вниз. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтиками.

4. Закрепление изученного.

4 слайд-схема используется в режиме интерактивной доски.

Положите перед собой рисунок-схему. Что нарисовано на рисунке?

Нарисуйте на схеме только две стрелочки так, чтобы было понятно, как образуется дождь.

* Один ученик выполняет задание у интерактивной доски.

Расскажите, как образуется дождь?

Ребята, расскажите по своим наблюдениям, какие бывают дожди.

Самостоятельная работа с учебником: уточните свои знания, прочитав слова мудрой Черепахи о том, какие бывают дожди на стр. 92

* Прикреплять название дождей на доску.

Как называется дождь, который льет как из ведра?

Какой дождь называют ситничек?

Что за дождь косохлест?

Какой дождь мы называем грибной?

* На доске «Облако со словами».

А у нас появилось волшебная тучка. Из нее капают капельки-слова.

Давайте прочитаем их.

Как вы думаете, какое слово родилось из тучки первым, а из него выросли все остальные?

*** По рядам составьте предложение из слов, с новым словом дождевик:

  1. ребята, гриб-дождевик, лесу, в, нашли
  2. дождь, сильный, даже, не промочит, плащ-дождевик

Ребята, оказывается, сама природа может подсказывать людям, когда начнется дождь!

Эти подсказки называются приметами. Послушайте, о каких приметах дождя расскажут ребята:

  • Летним утром маленький дождь - днем хорошая погода.
  • Дождь, который начался крупными каплями, перестанет скорей, чем мелкий.
  • Пузыри на лужах – к долгому дождю.
  • Перед дождем муравьи быстро бегают по муравейнику, закрывают все входы и выходы.
  • Ласточки низко летают – к дождю.
  • Лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.

5. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше знакомство с капелькой воды - дождем. Сейчас Капитошка предлагает вам посоревноваться по рядам. Посмотрим, на каком ряду ребята были самыми внимательными на уроке, те получат от Капитошки в подарок капельку дождя.

  1. Что такое туча? (Темное, густое облако.)
  2. Из чего состоит туча? (Из тяжелых капелек воды.)
  3. Почему капли падают на землю и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)
  4. Какие бывают дожди?
  5. Какие приметы дождя вы запомнили?
  6. Какие интересные, новые слова вы запомнили на уроке?

Победила дружба! Вы все сегодня были очень внимательными на уроке!

Сегодня все получают жетон-капельку.

6. Домашнее задание по желанию:

Ребята, поднимите руки те, кто к следующему уроку нарисует портрет капельки – Капитошки и расскажет, как она попала на тучку?

7. Рефлексия:

5 - 6 слайд – «Мое настроение» в режиме интерактивной доски

А сейчас прошу выйти к экрану ребят 1 ряда (2 ряда).

Возьмите свою капельку и поселите ее на черную тучку, если вам было скучно на уроке.

А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Прогоним черную тучку.

Засветило яркое солнышко!

Как много стало капелек в тучке! Тучка стала тяжелой.

Что должно произойти? (дождь)

А солнце и дождик подарят всем нам что?.. (веселую радугу)

Будем заканчивать урок?

К сожалению, наш урок подошел к концу.

До новых встреч, ребята, на уроках окружающего мира в этом волшебном компьютерном классе!