Разработка урока по истории России в 11-м классе "Экономическое развитие СССР в послевоенный период"

Разделы: История и обществознание


Учебник - История России, 1945 – 2008 гг. 11 класс (А. И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.) -2-е изд. – М., 2008.

Программы общеобразовательных учреждений. История России 1945 – 2007. 11 класс. – М., 2008.

Форма урока: комбинированный. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно – коммуникационная технология.

Цель урока: дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период: определить причины быстрого восстановления экономики СССР; отметить противоречивый характер развития советской экономической модели.

Задачи:

  1. Образовательная: ознакомить учащихся с ходом и результатами послевоенного восстановления экономики СССР;
  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с ОК ( опорными конспектами), историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих домашних заданий.
  3. Воспитательная: прививать любовь к малой Родине и сопричастности к родной истории. Формировать уважение к советскому народу, который героически восстанавливал послевоенную экономику.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеофильм «История Кубани», карта. Тест (Баранов. П.А. Тесты по истории России XX — начала XXI века: 11-й кл.: к учебнику Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко, Ю.А. Петрова «История Отечества. XX — начало XXI века. 11 класс» / П.А. Баранов. — М.: Экзамен, 2006.), учебник - История России, 1945 – 2008 гг. 11 класс (А. И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.) -2-е изд. – М., 2008.

Предварительное задание.

1. Подготовить сообщение по темам (реализация регионального компонента содержания образования):

а) Восстановление экономики Краснодарского края.

б) с. Белая Глина в послевоенные годы (1945 – 1952 гг.)

На уроках истории прослеживается системный подход: учащиеся 11-го класса (в котором был проведен данный урок) практически ежеурочно с 5-го класса работают по ОК (используется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала) и периодически с 9-го класса у них на уроках применяется информационно – коммуникационная технология. Учащиеся на каждом уроке работают с поурочными тестами с 5-го класса, тематическими карточками для опроса с 8-го класса. Данный урок имеет практическую ценность, он апробирован в январе 2009 г., разработку можно использовать для проведения урока в 11-м классе. Его тема и материал соответствуют содержанию нового стандарта школьного образования 2004 г. и Примерной программы среднего ( полного) общего образования на базовом уровне по истории. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (заполняли устно таблицу, работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ЕГЭ части А и С. Разработка предназначена для учащихся 11-го класса (возраст 16-18 лет). Системный подход к проведению уроков истории дает положительные результаты. Учащиеся класса занимают первые места на предметных районных олимпиадах по истории и обществознанию с 9-го по 11-й класс (Репина О., Денисова Е.). Репина О. победитель научно - практической конференции «Эврика» на районном и зональном этапах. В 2009 г. учащиеся 11 класса сдавали ЕГЭ в штатном режиме. Историю сдавали 9 учащихся класса, что составило 43 % от учеников класса. Все преодолели порог успешности, т.е. их уровень обученности – 100%. Репина О. набрала 78 баллов, наибольшее количество баллов среди сдававших ЕГЭ в Белоглинском районе (изучала историю на базовом уровне). Средний балл полученный учащимися класса на ЕГЭ - 55,1.

Ход урока

I. Организационный момент (0,5 минуты).

II. Опрос (10 минут).

  1. Карточки (отвечают двое учащихся у доски, раскрывают смысл понятий, дают определения, называют события соответствующие датам).
    а) Основные битвы ВОВ, «План Маршала», совхозы, конверсия, хозрасчёт, 1949, 1950 – 1953.
    б) Ленд-лиз, диспропорция, колхозы, дефицит, встречи союзников в годы Второй мировой войны, 1945, 1949.
  2. Тест по ранее изученным темам. 2 – 4 человека выполняют на своих местах во время опроса (цель – подготовка к ЕГЭ).
  3. Назовите причины холодной войны ( выписать на доске).
  4. Почему СССР вынудил социалистические страны отказаться от участия в «Плане Маршала»? К чему это привело? (СЭВ).
  5. Докажите, что с 1945 года началась холодная война.

III. Изучение нового материала. (24 – 26 минут).

Определение темы урока учениками (2 минуты).

Внешнеполитические задачи в послевоенное время были очень важны, требовали немедленного решения. Какие ещё проблемы (не менее важные) стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановления экономики). Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока (слайд № 1). Определите цель урока (слайд № 2). Проблемный вопрос классу: Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны? (слайд № 3)

1. Последствия войны для экономики СССР (2 – 3 минуты).

Заполнить таблицу, пользуясь материалами учебника с. 27 – 28 (слайд № 4). Анализируя данные, определите задачу для СССР. Что необходимо для восстановления экономики?

Работа по ОК ( учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях). (слайд № 5)

2. Развитие промышленности (6 – 7 минут)

Работа по ОК ( учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях). (слайд № 6)

Ответьте на вопрос. Что предлагал Сталин восстановить и превзойти довоенный уровень? (слайд № 6)

Проверь себя. Прочти документы стр. 29 «План развития страны на 1946 – 1950 гг.», стр. 38 «Из закона о пятилетнем плане на 1946–1950гг» (слайд №6).

В это время один из учащихся выполняет задание по карте. Найти и показать крупнейшие стройки четвёртой пятилетки. Сделать выводы по работе с картой (где восстановление, где новые стройки).

Работа по ОК (учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях). (слайд № 7)

3. Положение в сельском хозяйстве (3 – 4 минуты).

Работа с документами. Прочитайте отрывок из статьи И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» стр. 39 и определите приоритеты развития советской экономической модели.

Работа по ОК ( учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях). (слайд № 8-9)

4. Итоги четвёртой пятилетки. Пятая пятилетка (1951 – 1955) (8 минут)

Работа по ОК (учитель рассказывает, учащиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях). (слайд № 10)

Задание классу. Сравните планы четвёртой и пятой пятилеток стр. 35 – 36.

Проверьте себя. На слайде выводится сравнительная таблица (слайд № 11).

Ответьте на вопрос. Реалистичен ли был план? Выполнен ли он? Что предлагалось в дальнейшем? (План преобразования природы)

5. Восстановление в Краснодарском крае, селе Белая Глина. Сообщения учащихся (2 минуты)

При наличии свободного времени. Просмотр видеофильма «История Кубани» (1 минута)

6. Создание атомного оружия (1 – 2 минуты) (слайд № 12) Расшифруйте ОК.* При наличии свободного времени.

IV. Закрепление (3 минуты)

1. Ответьте на проблемный вопрос урока (слайд № 14)

2. Вставьте термины в ОК: диспропорция, дефицит, конверсия.

3*. При наличии свободного времени. Выполните задание № 2 на стр. 38

Найдите ошибку в цифрах. (слайд № 15)

4*. При наличии свободного времени. Дополнительное задание. Выполните тест по материалу, изученному на уроке (тест у каждого на парте). Сверьте свои ответы с ответами на доске (слайд № 16)

ТЕСТ 1 Восстановление народного хозяйства

  1. После победы в войне советские граждане ожидали:
    а) отмены денежных знаков
    б) роспуска колхозов
    в) усиления контроля на производстве
  2. Основные капиталовложения после войны шли на развитие:
    а) сельского хозяйства
    б) тяжелой промышленности
    в) легкой промышленности
  3. К началу 50-х гг. объем промышленного производства в СССР:
    а) продолжал отставать от довоенного уровня
    б) достиг довоенного уровня
    в) превысил довоенный уровень
  4. К политике сталинских властей в деревне в послевоенное время относится:
    а) выдача колхозникам паспортов
    б) введение налогов на приусадебное хозяйство
    в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты
  5. К источникам быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время не относится:
    а) получение репараций Германии и Японии
    б) получение крупных займов США
    в) трудовой героизм советских людей
  6. Четвертый пятилетний план предусматривал:
    а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством
    б) перекачку денежных средств из промышленности в сельское хозяйство
    в) перекачку денежных средств из сельского хозяйства в промышленность
  7. Для послевоенного сельского хозяйства не характерно:
    а) нехватка рабочей силы
    б) роспуск части колхозов и совхозов
    в) сокращение посевных площадей
  8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена:
    а) на повышение уровня жизни колхозников
    б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве
    в) на использование сельского хозяйства для развития промышленности
  9. Голод 1946 г.:
    а) вынудил власти сократить государственные хлебные поставки
    б) стал причиной гибели около 1 млн советских людей
    в) заставил власти СССР принять международную помощь

V. Домашнее задание (1 – 2 минуты) (слайд № 13)

  1. Учить § 2, даты.
  2. Сравнить положение страны после Гражданской войны и ВОВ (пути выхода).
  3. Творческое задание. Глазами очевидцев. Восстановление села Белая Глина, Белоглинского района (взять интервью).

VI. Подведение итогов урока (0,5 – 1 минута).

Приложение 1

Приложение 2. Презентация к уроку