Применение технологии простаивания при формировании общеучебных умений и навыков на уроках математики в 5–6-х классах

Разделы: Математика


Я работаю в массовой общеобразовательной школе. Мой предмет – математика, а она всегда была трудным предметом для многих школьников. Как научить математике всех? Как учить на уроке , а не после урока? Хочется иметь такой результат работы, который не зависел бы от состояния собственного здоровья и настроения, который можно было просчитать, запрограммировать и получить.

Не секрет, что происходит снижение интереса учащихся к учению, растет неуспеваемость, падает качество знаний, растет неудовлетворенность учителей результатами своего труда и недовольство родителей школой.

Известно, что, не получив на каком – либо этапе необходимого фундамента математической подготовки, ученик не в состоянии успешно учиться дальше. Дальнейшее изучение математики, а также смежных предметов становится для ребенка трудным, а иногда и невозможным из-за существенных пробелов.

Чтобы снять остроту учебной деятельности школьников, прочитано было немало книг, открыла для себя новые имена и идеи. На протяжении нескольких лет путем проб и ошибок, отбирая наиболее рациональные формы обучения, осмысливая главные закономерности, которые лежат в их основе, поняла, что надо переходить к технологии, а не увлекаться отдельными приемами и методами. А значит для этого необходимо:

  • перенять то, что открыто другими?
  • выявить те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации обучения?
  • трансформировать теоретические положения и обобщения в практическую деятельность?
  • адаптировать уже имеющиеся дидактические материалы или создать новые с акцентом на выбранную технологию.

Встала проблема выбора технологии или создания своей.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившем название “полного усвоения”. Этот подход, авторов Дж. Кэрролла и Б. Блума, считается одним из характерных новшеств в мировой образовательной практике, значение его разработки сравнивается с открытием пенициллина в медицине.

Суть технологии ,,полного усвоения? выражается в следующем: по наблюдению ученых, ,, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и поэтому далеко не все полностью усваивают материал. Недостаток времени является главной причиной “хромающих знаний”. Ученые обосновывают, “что при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью освоить все содержание обучения?. (М.В. Кларин, “Технология обучения: идеал и реальность”. Рига, Эксперимент, 1999.)

Мне понравилась в этой технологии идея “простаивания” и я ее реализовала создавая свою технологию полного усвоения знаний при формировании общеучебных умений и навыков на уроках математики в 5 – 6 классах. Ее суть в повторном “простаивании материала”, разбивании его на небольшие фрагменты и за счет этого постепенном освоении учеником в своем темпе своего уровня усвоения.

Основами моей технологии являются принципы:

  • от теории к практике?
  • от простого к сложному?
  • дойти на уроке до каждого ученика?
  • урок – это игра, это соревнование, это радость?
  • учимся без двоек.

При таком подходе обеспечиваются:

  • комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования?
  • формирование коммуникативной компетентности?
  • продуманность приемов, развивающих мотивацию на достижения?
  • учитывается уровень сложности материала, практическая направленность, благодаря которой учащиеся смогут ощутить успешность?
  • продуманы типы учебных занятий, система контроля и самоконтроля, когда ученик может конкретно увидеть прирост знаний, умений?
  • учение происходит с увлечением?
  • побуждение учащихся не останавливаться на достигнутом.

При построении собственной модели учебного предмета я постаралась учесть единообразие в построении уроков: начинать с того – то, потом делать то – то, заканчивать тем – то. Из опыта работы знаю, что учащиеся легко привыкают к определенной технологии и для них она становится само собой разумеющейся. Зная порядок протекания деятельности на уроке, они все внимание сосредотачивают не на форме, а на содержании педагогической ситуации.

Для реализации “технологии простаивания” я выбрала первые 10 минут урока (и не более), то есть это этап урока, когда проводится устная работа. Это фрагмент урока, когда ученики усваивают отдельную порцию учебного материала или ликвидируют конкретные пробелы в знаниях и умениях.

Как организовать собственную деятельность и соответствующим образом работу учащихся за эти 10 минут, чтобы она была успешной и добиться у 95% учащихся полного усвоения? Методом проб и ошибок пришла к следующей схеме построения этого блока урока:

  • повторение или объяснение?
  • обучение самоконтролю?
  • работа по образцу?
  • диагностическая самостоятельная работа (устная).

Фундаментом всей математики является изучение чисел. Ошибка № 1 в математике – вычислительная и работать по ее ликвидации лучше сразу в 5 (или в 6-ом) классе. Ученик, хорошо знающий арифметику, вполне подготовлен для того, чтобы усвоить алгебру, геометрию, элементы анализа? он успешно будет осваивать географию, химию, физику, где необходимы умения вести работу с формулами и производить вычисления.

В медицине говорят: “Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Нужна профилактика”. Вот о такой “профилактике” думаю, когда приступаю к изучению новой темы: чему надо научить, какие отработать навыки, какие типичные ошибки по этой теме допускаются и, главное, как их предупредить (или ликвидировать). Формулируя триединую дидактическую цель, я с помощью технологии простаивания осуществляю ее на уроке следующим образом.

Для примера возьму 5-й класс. Приступили к изучению десятичных дробей. Ученики умеют читать, записывать, сравнивать десятичные дроби, можно переходить к сложению и вычитанию дробей. После 2–3 уроков провожу небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить, как понят алгоритм выполнения этих действий. Как правило, всегда определенная группа учащихся допускает ошибки: не уравнивают количество знаков после запятой, неверно записывают дроби друг под другом и встречаются ошибки в постановке запятой в сумме (или разности).

Начинаю применять технологию простаивания. Проверив самостоятельную работу, проанализировав ошибки, урок начинаю с устного счета под девизом “Будь учителем! Найди ошибки”. Это создает игровую ситуацию, оживляет урок и концентрирует внимание класса на устном решении примеров:

Обсуждение “Докажи, почему это решение верное (или неверное)” заканчивается выводом алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей (плакат с его записью должен висеть на доске). Закономерность, которую учащиеся повторили, проанализировали, теперь будут применять на простых (репродуктивных) заданиях, то есть перехожу ко вторичному закреплению (профилактической работе). Учащиеся, друг за другом, устно, на применение полученного алгоритма, решают до 15 примеров. Если встречаются затруднения, они объясняются:

7) 3,7 + 3 = 12) 1 – 0,7 =
8) 0,5 + 1 = 13) 2 – 1,6 =
9) 5 + 0,8 = 14) 4 – 0,4 =
10) 0,7 + 7 = 15) 5,9 + 1,8 =
11) 2 + 10,2 =  

Подведение итога этой устной работы провожу в занимательной форме, я называю это сурдопереводом: придумываю и показываю жестами правило, а дети его озвучивают (когда это возможно!). Это не только игра, это 100% концентрация внимания на изучаемой теории. Если ничего не удается придумать, просто подводим итог: необходимо 1)….. 2) ….. и т.д. После этого учащиеся пишут на листочках диагностическую работу. Время ее выполнения 2 – 3 минуты. Этого времени достаточно, чтобы списать пример, устно его решить и записать ответ.

Ученик поставлен в ситуацию, когда он вынужден работать в темпе, заданном учителем, контролировать свои действия и использовать материал, который повторяется в этом блоке урока. Происходит выработка умений самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в сходной ситуации.

Хотя это и самостоятельная работа, но не только контроль является главной целью. Сверх задача этого этапа урока – обучение рациональным приемам работы, без которых невозможно творчество.

Всегда в диагностической работе предлагаю семь заданий. Первые три обязательно подбираю такие, чтобы решили безошибочно все, а последующие несколько усложняю. В данной теме необходимо отработать не только алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, но и сложение (вычитание) при переходе через разряд.

1 в. 2 в.
1) 4,2 + 3,5 = 1) 5,4 + 2,3 =
2) 10,8 – 6,7 = 2) 9,6 – 5,3 =
3) 8,7 + 1,2 = 3) 10,5 + 2,1 =
4) 3,4 + 4 = 4) 6,4 – 4 =
5) 5,3 -3 = 5) 3,5 + 5 =
6) 4 – 0,6 = 6) 2 – 0,8 =
7) 4,7 + 5,6 = 7) 3,8 + 3,7 =

Этой диагностической работой заканчивается 10 – минутный блок урока с применением технологии простаивания, и урок продолжается согласно разработанному плану. Последующая работа с применением технологии простаивания продолжается на следующем уроке по той же схеме:

1) Работа над ошибками под рубрикой “Будь внимательным, найди ошибки”. Предлагаются и верно, и ошибочно решенные примеры из диагностической работы №1. Найдя и проанализировав ошибки, учащиеся формулируют алгоритм сложения (вычитания) дробей.

2) Затем “профилактическая” работа (вторичное закрепление): устно друг за другом ученики решают серию примеров (15), в которой большая часть заданий дублирует ошибочно решенные примеры:

1) 2,3 + 5,4 = 6) 7,2 – 2 = 11) 10,5 + 2,1 =
2) 2,3 + 3 = 7) 5,3 – 3 = 12) 4,4 + 4,6 =
3) 5,4 + 4 = 8) 4 – 0,6 = 13) 3,8 + 3,6 =
4) 1 – 0,6 = 9) 3 – 1,8 = 14) 2,7 – 1,8 =
5) 1 – 0,7 = 10) 3 -2,8 = 15) 9,4 – 9,4 =

3) После сурдоперевода (а если он невозможен, то после подведения итога) учащиеся выполняют работу № 2 (2 -3 минуты) письменно на том же листочке:

1 в. 2 в.
1) 3,2 + 2,5 = 1) 7,4 + 1,5 =
2) 3,2 – 2,5 = 2) 7,4 – 1,5 =
3) 3 – 0,9 = 3) 5 – 0,7 =
4) 3 + 0,9 = 4) 5 + 0,7 =
5) 8,1 + 2,9 = 5) 3,6 + 1,6 =
6) 8,1 – 2,9 = 6) 3,6 – 1,6 =
7) 0 + 6,7 = 7) 5,7 – 0 =

10 – минутный блок урока завершен. По такой схеме организую работу на 4 – 5 уроках. Все самостоятельные работы выполняются на одном листочке, чтобы ученик мог видеть свои ошибки, анализировать их, контролировать себя при выполнении следующей работы, (примеры записаны полностью, можно устно их решить), мог радоваться своему успеху – а он будет обязательно, так как идет тренинг.

Из всех 4 – 5 отметок, выставленных на листочке, в журнал выставляется одна – общая. Это очень стимулирует деятельность учащихся, так как есть возможность исправить первую “2” или “3” и они в этом уверены – ведь примеры легкие! И дети стремятся к этому. Стрессовая ситуация при выставлении оценок снята, “2” сведены до минимума.

На несложных, понятных заданиях школьники учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. При выполнении этих диагностических работ деятельность учащихся элементарна, протекает в форме простого воспроизведения? задания репродуктивного типа мало способствуют развитию мышления учащихся, но они необходимы, т.к. такие задания создают базу для дальнейшего изучения математики и способствуют выполнению заданий более высокого уровня. На таких устных самостоятельных работах, проводимых в системе, происходит формирование и знаний, и навыков. Известно, что между знаниями и умениями существует непосредственная связь: невозможно добиться глубины и прочности знаний, если не заниматься формированием умений.

На этом не заканчивается применение технологии простаивания: отработан алгоритм сложения и вычитания дробей на устных примерах, значит можно переходить к отработке письменных умений и навыков по этой теме. В первые 10 минут урока после устного тренинга, проговора алгоритма сложения, учащиеся за 4 - 5 минут на листочках решают столбиком примеры:

1) 6,27 + 13,6 = вариант 2 аналогичный.
2) 59,3 – 4,15 =
3) найти сумму чисел 42,7 и 7,83
4) число 28,8 уменьшить на 14,068
5) число 37,3 на сколько больше 24,93.

Следующий урок проводится по той же схеме: 1) устная работа над ошибками, 2) устный тренинг, 3) диагностическая работа (письменно столбиком на том же листочке). После 3 – 4 уроков в журнал выставляется только одна общая оценка.

Таким образом за 7 – 8 уроков в течение 10 минут, под руководством учителя, проводилась системная работа над ошибками по узкой теме, работал весь класс, причем увлеченно, с элементами игры, трудности этой темы уже не настолько трудны и отрицательные оценки сведены до минимума.

Динамику продвижения усвоения материала провожу на каждом уроке, результаты диагностических работ комментирую, упор делаю на успешность. Считаю, что эти небольшие самостоятельные работы необходимо оценивать, так как отметка является инструментом в процессе познания, она обеспечивает эффективное протекание учебного процесса, потому что динамика всегда положительная.

Если после такой работы все же этот раздел темы не усвоен группой учащихся (об этом свидетельствуют результаты диагностических работ), то возможно простаивание еще на 1 – 2 уроках. Практика показывает, что для выполнения поставленных задач по формированию общеучебных умений и навыков, необходимо в системе, а не эпизодически, проводить такую работу.

Изучая программу, можно параллельно, с помощью описанной технологии, вернуться к тем разделам темы, которые вызывают затруднения у учащихся и устранить пробелы по любой теме. Применение технологии простаивания позволило при минимальной затрате учебного времени добиться положительной динамики обученности у большинства учащихся.

В результате применения технологии простаивания при формировании общеучебных умений и навыков отмечается:

  • усиление положительной мотивации,
  • формирование установки на самостоятельную работу, на активное усвоение знаний,
  • становление и закрепление общеучебных умений и навыков,
  • уменьшение числа стрессов у детей,
  • повышение уверенности в своих силах,
  • улучшение систематичности в занятиях,
  • повышение заинтересованности у слабоуспевающих учеников,
  • охват учебной деятельностью всех учащихся класса,
  • дети стали более осознано относится к своим учебным возможностям, а их самооценка стала более реальна.

Вся система работы направлена на то, чтобы ученик поверил в свои силы и это можно назвать технологией личностного успеха, прежде всего успеха ученика.