Тема: “Первоначальные сведения о строении вещества” (6 ч)
Основные знания и умения учащихся:
- Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами.
- Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
№ урока в теме |
Тема урока |
Основное содержание материала |
Учебник |
Демонстрации |
Компьютерные учебные материалы |
Виды деятельности |
1 |
Строение вещества. Молекулы | Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения веществ из частиц. Представление о размерах молекул. | § 6, 7 | Синтетические материалы (как примеры
полученных человеком веществ с заранее
заданными свойствами). Опыты по рис.10, 11 учебника.
Модели молекул воды из цветного пластилина (2 экз.), “разложение” их на атомы кислорода и водорода и “образование” молекул этих газов. |
1) Мультимедийная презентация 2) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Строение вещества” 3) Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7-11 классы”: 3D-модели молекул, видеофрагменты |
1) Создание опорного конспекта на основе
презентации 2) Просмотр демонстрации явления на компьютере 3) Просмотр видеофрагментов |
2 |
Лабораторная работа № 2 “Измерение размеров малых тел” | Изучение метода рядов | Л.р. №2 | Определить при помощи линейки средний диаметр горошины или крупинки пшена. Определение диаметра молекул (по правой фотогр.) | Просмотр учебно-дидактической презентации | |
3 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь между скоростью движения молекул и температурой тела (анализ домашнего опыта – задание 4 и решение задач типа входящих в упр.4 и № 3 из раздела “Задачи для повторения”) | § 8,9 | Диффузия жидкостей и газов. Диффузия твердых тел (фрагмент кинофильма “Молекулы и молекулярное движение”). Модель хаотического движения молекул при низкой и высокой температуре (проецируется прибор “Модель броуновского движения”, из которого предварительно вынута шайба). Различие протекания диффузии в теплых и холодных телах | 1) Мультимедийная презентация 2) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Диффузия газов”
3)“Физика 7-11 классы Конспекты п.2.1, Рисунок 2.1.1. Броуновское движение; “Открытая физика 2.5” Модель 3.1. Броуновское движение. Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы 4) БЭНП “Физика. 7-11 классы” |
1) Просмотр презентации, слушание
объяснения учителя 2) Наблюдение диффузии, зависимость скорости диффузии от диаметра соединительной трубки 3) Составление конспекта 4) Просмотр видеофрагментов |
4 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел, жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул | § 10 | Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени горелки двух стеклянных палочек; сжатие и растяжение (распрямление) упругого тела | 1) Мультимедийная презентация | Создание опорного конспекта на основе презентации |
5 |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о молекулах (о различиях в расположении, движении и взаимодействии молекул) | § 11, 12 | Сохранение твердым телом формы, а жидкостью – объема (переливание подкрашенной воды из одних сосудов в другие, первым и последним сосудами должны быть мензурки); опыт по рис. 23 учебника; заполнение газом всего предоставленного ему объема (перевязав нитью резиновый шар, наполняют одну его часть воздухом, а затем развязывают нить). Модель кристаллической решетки | 1) Мультимедийная презентация 2) “Открытая физика 2.5” п. 3.1 Модель 3.17 Агрегатные состояния (лед, вода, пар) 3) “Физика 7-11 классы” Лаборатория “Модель строения твердого тела”, “Строение вещества” 4) “Физика 7-11 классы” Конспекты п.2.3, Рисунок 2.3.1. Молекулы в газах, жидкостях и твердых телах 5) Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7-11 классы” |
1) Создание опорного конспекта на основе
презентации 2) Просмотр демонстрации явления 3) Просмотр демонстрации явления 4) Составление опорного конспекта 5) Просмотр видеофрагментов |
6 |
Повторительно-обобщающий урок по теме “Первоначальные сведения о строении вещества” | Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества и их опытное обоснование. Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярной теории. Решение качественных задач | § 7, 8,11 (повтор.) | 1) “Открытая физика 2.5” п.3.1 Основные
положения МКТ 2) Мультимедийная презентация 3) Компьютерное тестирование (2 варианта) |
1) Повторение пройденного материала 2) Выполнение заданий на основе мультимедийного материала 3) Выполнение контрольного задания |
В случае отсутствия данных CD-дисков можно использовать цифровые образовательные ресурсы сайта “Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов” ( http://school-collection.edu.ru/ )
Литература:
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2008
- Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова "Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс"
- Библиотека электронных наглядных пособий “Физика. 7–11 классы” 1 CD (ООО “Кирилл и Мефодий”, 2003)
- Открытая Физика 2.5, часть 1 (ООО “Физикон”, 2005)
- Электронное издание “Физика, 7 – 11 классы” (практикум) на 2 CD (OOO “Физикон”, 2004)