Цели:
- Повторить изученный материал в разделе “Имя существительное”; проверить умения различать род, число имени существительного; обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний существительного трех склонений, закрепить умение определять падеж имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, способствовать развитию познавательной деятельности.
- Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность и прилежание.
Оборудование: карточка с планом урока из приложения № 1 (по количеству учащихся), карточки (№ 1, № 2, № 3) из приложения № 2 (по количеству учащихся), демонстрационные карточки алгоритма урока для школьной доски, карточки со словами для второго этапа урока.
Ход урока
1. Организация внимания.
2. Закрепление изученного.
– На сегодняшнем уроке мы обобщим те знания об имени существительном, которые вы получили на прошлых уроках.
– На доске вы видите карточки. Что на них написано?
Мороз, зимний, гулял, а, под.
– Назовите общий признак этих слов.
– Какие части речи вы знаете?
– Послушайте стихотворение и определите о какой части речи мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики.
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы, сделали открытие?
Это удивительное
Имя существительное!
– У вас на партах лежит план нашего урока. (Приложение 1). Работая по нему, мы будем выстраивать алгоритм изучения части речи. А что такое алгоритм?
– Мы выяснили, что имя существительное это, прежде всего, слово. А что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
После ответов учащихся на данные вопросы, учитель крепит на доску карточки:
СЛОВО
ПРЕДМЕТ
Кто? Что?
– Посмотрите на план нашего урока. На какие вопросы мы с вами уже ответили?
– Прочитайте следующий вопрос, – какие морфологические признаки имеет имя существительное?
На доске появляются карточки:
Постоянные Непостоянные
3. Работа в тетради.
Словарная работа.
К доске выходят два ученика. Записывают слова в два столбика: первое слово – один ученик, второе слово – второй, класс записывает все слова:
девочка воробей герой сорока заяц |
библиотека город пенал столица яблоко |
– По какому признаку разделились слова в два столбика? На какие вопросы они отвечают? Какие это признаки? Какие еще постоянные признаки вы знаете? Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?
– У каждого учащегося на столе лежат карточки с заданиями (Приложение 2).
– Сейчас мы будем работать с карточкой №1. Вам нужно выписать имена существительные в три столбика по родам.
После выполнения задания проводится устная проверка.
– Какой еще постоянный признак имеет имя существительное?
– Какие существительные относятся к 1, ко 2, к 3 склонению?
Работа по карточке № 2. В этом задании необходимо вставить в слова пропущенные буквы, определить склонение.
Один учащийся выполняет задание у доски, после выполнения задания проводится самопроверка.
– На какие орфограммы встретились вам слова в карточке № 2? Как их проверить?
В алгоритм, расположенный на доске учитель добавляет карточки:
Одушевлен. Неодушевлен. |
Собственные Нарицательн. |
Род | Склонение |
4. Физминутка.
5. Продолжение работы.
– Что относится к непостоянным признакам имени существительного?
Работаем по карточке № 3. Нужно подчеркнуть существительное “кот”, где нужно с предлогами, определить падеж, выделить окончание.
После выполнения задания проводится взаимопроверка.
– Какой еще признак имени существительного не был назван?
6. Работа по учебнику. Выполняется упражнение, в котором нужно записать имена существительные во множественном числе.
К алгоритму на доске учитель добавляет карточки:
падеж число
7. Разбор предложения.
– Для того, чтобы ответить на последний вопрос нашего плана, нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения:
На макушке сосны лежит снежная шапка.
– Какими членами предложения может быть имя существительное?
8. Подведение итога урока.
– Мы составили алгоритм, который мы будем использовать на следующих уроках:
СЛОВО
ПРЕДМЕТ
Кто? Что?
Постоянные Одушевленные Собственные Род Склонение |
Непостоянные Падеж Число |
Синтаксическая роль |