Составление алгоритма на уроке обобщения по теме "Имя существительное" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторить изученный материал в разделе “Имя существительное”; проверить умения различать род, число имени существительного; обобщить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний существительного трех склонений, закрепить умение определять падеж имени существительного.
  2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, способствовать развитию познавательной деятельности.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность и прилежание.

Оборудование: карточка с планом урока из приложения № 1 (по количеству учащихся), карточки (№ 1, № 2, № 3) из приложения № 2 (по количеству учащихся), демонстрационные карточки алгоритма урока для школьной доски, карточки со словами для второго этапа урока.

Ход урока

1. Организация внимания.

2. Закрепление изученного.

– На сегодняшнем уроке мы обобщим те знания об имени существительном, которые вы получили на прошлых уроках.

– На доске вы видите карточки. Что на них написано?

Мороз, зимний, гулял, а, под.

– Назовите общий признак этих слов.

– Какие части речи вы знаете?

– Послушайте стихотворение и определите о какой части речи мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики.
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы, сделали открытие?
Это удивительное
Имя существительное!

– У вас на партах лежит план нашего урока. (Приложение 1). Работая по нему, мы будем выстраивать алгоритм изучения части речи. А что такое алгоритм?

– Мы выяснили, что имя существительное это, прежде всего, слово. А что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?

После ответов учащихся на данные вопросы, учитель крепит на доску карточки:

СЛОВО
ПРЕДМЕТ
Кто? Что?

– Посмотрите на план нашего урока. На какие вопросы мы с вами уже ответили?

– Прочитайте следующий вопрос, – какие морфологические признаки имеет имя существительное?

На доске появляются карточки:

Постоянные Непостоянные

3. Работа в тетради.

Словарная работа.

К доске выходят два ученика. Записывают слова в два столбика: первое слово – один ученик, второе слово – второй, класс записывает все слова:

девочка
воробей
герой
сорока
заяц
библиотека
город
пенал
столица
яблоко

– По какому признаку разделились слова в два столбика? На какие вопросы они отвечают? Какие это признаки? Какие еще постоянные признаки вы знаете? Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?

– У каждого учащегося на столе лежат карточки с заданиями (Приложение 2).

– Сейчас мы будем работать с карточкой №1. Вам нужно выписать имена существительные в три столбика по родам.

После выполнения задания проводится устная проверка.

– Какой еще постоянный признак имеет имя существительное?

– Какие существительные относятся к 1, ко 2, к 3 склонению?

Работа по карточке № 2. В этом задании необходимо вставить в слова пропущенные буквы, определить склонение.

Один учащийся выполняет задание у доски, после выполнения задания проводится самопроверка.

– На какие орфограммы встретились вам слова в карточке № 2? Как их проверить?

В алгоритм, расположенный на доске учитель добавляет карточки:

Одушевлен.
Неодушевлен.
Собственные
Нарицательн.
Род Склонение

4. Физминутка.

5. Продолжение работы.

– Что относится к непостоянным признакам имени существительного?

Работаем по карточке № 3. Нужно подчеркнуть существительное “кот”, где нужно с предлогами, определить падеж, выделить окончание.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

– Какой еще признак имени существительного не был назван?

6. Работа по учебнику. Выполняется упражнение, в котором нужно записать имена существительные во множественном числе.

К алгоритму на доске учитель добавляет карточки:

падеж  число

7. Разбор предложения.

– Для того, чтобы ответить на последний вопрос нашего плана, нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения:

На макушке сосны лежит снежная шапка.

– Какими членами предложения может быть имя существительное?

8. Подведение итога урока.

– Мы составили алгоритм, который мы будем использовать на следующих уроках:

СЛОВО
ПРЕДМЕТ
Кто? Что?

Постоянные

Одушевленные
Неодушевленные

Собственные
Нарицательные

Род

Склонение

Непостоянные

Падеж

Число

Синтаксическая роль
Главный член предложения
Или
Второстепенный член предложения