Склонение имен существительных (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Обобщить знания о склонении имен существительных.
  2. Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных.
  3. Обогатить словарный запас учащихся.
  4. Воспитывать любовь к труду.

Оборудование: иллюстрация русской избы, картинки с изображением наличников, крыльца, изделий хохломы, опорная схема о трех типах склонения, перфокарты.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Минутка чистописания.

озеро море зеркало посуда окно
Человек живет век, а доброе дело – два.

– Внимательно прочитайте и записанные на доске слова и пословицу. Запишите их.

3. Словарная работа.

а) – Как понимаете смысл пословицы?

Человек живет век, а доброе дело два.

– Когда человек добросовестно трудится, вкладывает в свой труд частичку души, о нем всегда будет идти добрая слава как о мастере своего дела.

– Какие знаете пословицы о труде, о делах?

б) Запишем словарные слова.

Машинист, тракторист, космонавт, учитель, хлебороб, шофер, агроном.

Что обозначают эти слова? (профессии)

– Кем бы человек ни работал, какую бы профессию ни имел, он может стать мастером своего дела, если будет хорошо знать свое дело, добросовестно к нему относиться.

4. Повторение об имени существительном и о трех типах склонения.

-На минутке чистописания мы записали слова. Перечитайте их. Что их объединяет? (это имена существительные)

– Докажите.

(Эти слова отвечают на вопросы “кто, что” и обозначают предметы.)

– Назовите постоянные признаки имен существительных.

(По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода)

– Назовите непостоянные признаки имени существительного.

(Имена существительные изменяются по падежам и по числам)

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите их.

– А теперь среди слов в чистописании найдите лишнее.

– Обоснуйте свое решение.

– Не так давно мы узнали о трех типах склонения. Расскажите, что вы узнали.

(Дети отвечают. Вывешивается опорная схема)

– А теперь расскажите, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного.

  1. Определить род существительного.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже.
  3. По роду и окончанию определить склонение.

5. Определение падежа и склонения имени существительного.

– Русь издавна славится мастерами своего дела.

(открывается текст на доске)

Русская изба строилась без единого гвоздя, болта, без железной скобы. В каждом сосновом бревне прятался круглый шип. Он укреплял стену. Украшался дом деревянной резьбой, кружевным наличником, узорчатым балкончиком, затейливым крыльцом.

– Прочитаем текст. (Ученик читает текст)

– Какие слова непонятны?

– Что такое “наличники”?

(Накладная планка на дверном или оконном проеме)

– Что такое “крыльцо”?

– Выпишем из текста имена существительные, определим падеж и склонение.

(Ученик у доски выписывает имена существительные, определяет падеж и склонение)

6. Повторение о морфологическом составе слова.

– Представьте себе, что в такой русской бревенчатой избе много лет тому назад творили искусные мастера, прославляя своим трудом русскую землю. Например, они создавали такие вещи.

(Вывешивается хохломская роспись и схемы слов, вызывается ученик к доске)

Задание. Подобрать слова, которые будут соответствовать не только хохломской росписи, но и заданным схемам.

(Пока ученик самостоятельно работает у доски, ведется коллективная работа с классом.)

– Старые, опытные мастера обучали своему мастерству молодых. И зачастую, эти духовно богатые люди, на самом деле были бедны материально.

– Образуйте от слов “бедный” и “старый” 3 однокоренные существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений и разберите их по составу.

Бедный – беднота, бедняк, бедность.
Старый – старушка, старик, старость.

(слова записываются и разбираются по составу)

7. Написание слов-антонимов и определение склонения имени существительного.

– Придет время и из вас вырастут мастера своего дела. А пока ваш главный труд – это учеба, получение хороших и крепких знаний.

– Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов.

– Что такое “антонимы”?(дети отвечают)

Злость – доброта (1 скл.)
Жестокость – жалость (3 скл.)
Вражда – дружба (1 скл.)
Грубость – нежность (3 скл.)
Жадность – щедрость (3 скл.)
Ненависть – любовь (3 скл.)

– Сейчас я диктовала “плохие” слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе, в нашем городе, а чаще звучали те слова, которые диктовали и писали вы.

8. Физкультминутка.

Проводится игра “Солнышко”

9. Работа по учебнику.

Дети записывают слова, распределяя их по типам склонения.

(в три столбика у доски)

10. Самостоятельная работа.

(Работа с перфокартами)

– Приготовьте перфокарты. Я буду называть имена существительные, а вы, определив склонение, ставите отметку в соответствующей ячейке перфокарта.

(После выполнения работы, учитель проводит проверку)

11. Итог урока. Домашнее задание.

– Над чем работали мы сегодня на уроке, что нового узнали? Что вам понравилось и запомнилось?