Цель:
- Обобщить знания о склонении имен существительных.
- Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных.
- Обогатить словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь к труду.
Оборудование: иллюстрация русской избы, картинки с изображением наличников, крыльца, изделий хохломы, опорная схема о трех типах склонения, перфокарты.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Минутка чистописания.
озеро море зеркало посуда окно
Человек живет век, а доброе дело – два.
– Внимательно прочитайте и записанные на доске слова и пословицу. Запишите их.
3. Словарная работа.
а) – Как понимаете смысл пословицы?
Человек живет век, а доброе дело два.
– Когда человек добросовестно трудится, вкладывает в свой труд частичку души, о нем всегда будет идти добрая слава как о мастере своего дела.
– Какие знаете пословицы о труде, о делах?
б) Запишем словарные слова.
Машинист, тракторист, космонавт, учитель, хлебороб, шофер, агроном.
Что обозначают эти слова? (профессии)
– Кем бы человек ни работал, какую бы профессию ни имел, он может стать мастером своего дела, если будет хорошо знать свое дело, добросовестно к нему относиться.
4. Повторение об имени существительном и о трех типах склонения.
-На минутке чистописания мы записали слова. Перечитайте их. Что их объединяет? (это имена существительные)
– Докажите.
(Эти слова отвечают на вопросы “кто, что” и обозначают предметы.)
– Назовите постоянные признаки имен существительных.
(По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода)
– Назовите непостоянные признаки имени существительного.
(Имена существительные изменяются по падежам и по числам)
– Сколько падежей в русском языке?
– Назовите их.
– А теперь среди слов в чистописании найдите лишнее.
– Обоснуйте свое решение.
– Не так давно мы узнали о трех типах склонения. Расскажите, что вы узнали.
(Дети отвечают. Вывешивается опорная схема)
– А теперь расскажите, что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного.
- Определить род существительного.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже.
- По роду и окончанию определить склонение.
5. Определение падежа и склонения имени существительного.
– Русь издавна славится мастерами своего дела.
(открывается текст на доске)
Русская изба строилась без единого гвоздя, болта, без железной скобы. В каждом сосновом бревне прятался круглый шип. Он укреплял стену. Украшался дом деревянной резьбой, кружевным наличником, узорчатым балкончиком, затейливым крыльцом.
– Прочитаем текст. (Ученик читает текст)
– Какие слова непонятны?
– Что такое “наличники”?
(Накладная планка на дверном или оконном проеме)
– Что такое “крыльцо”?
– Выпишем из текста имена существительные, определим падеж и склонение.
(Ученик у доски выписывает имена существительные, определяет падеж и склонение)
6. Повторение о морфологическом составе слова.
– Представьте себе, что в такой русской бревенчатой избе много лет тому назад творили искусные мастера, прославляя своим трудом русскую землю. Например, они создавали такие вещи.
(Вывешивается хохломская роспись и схемы слов, вызывается ученик к доске)
Задание. Подобрать слова, которые будут соответствовать не только хохломской росписи, но и заданным схемам.
(Пока ученик самостоятельно работает у доски, ведется коллективная работа с классом.)
– Старые, опытные мастера обучали своему мастерству молодых. И зачастую, эти духовно богатые люди, на самом деле были бедны материально.
– Образуйте от слов “бедный” и “старый” 3 однокоренные существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений и разберите их по составу.
Бедный – беднота, бедняк, бедность.
Старый – старушка, старик, старость.
(слова записываются и разбираются по составу)
7. Написание слов-антонимов и определение склонения имени существительного.
– Придет время и из вас вырастут мастера своего дела. А пока ваш главный труд – это учеба, получение хороших и крепких знаний.
– Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов.
– Что такое “антонимы”?(дети отвечают)
Злость – доброта (1 скл.)
Жестокость – жалость (3 скл.)
Вражда – дружба (1 скл.)
Грубость – нежность (3 скл.)
Жадность – щедрость (3 скл.)
Ненависть – любовь (3 скл.)
– Сейчас я диктовала “плохие” слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе, в нашем городе, а чаще звучали те слова, которые диктовали и писали вы.
8. Физкультминутка.
Проводится игра “Солнышко”
9. Работа по учебнику.
Дети записывают слова, распределяя их по типам склонения.
(в три столбика у доски)
10. Самостоятельная работа.
(Работа с перфокартами)
– Приготовьте перфокарты. Я буду называть имена существительные, а вы, определив склонение, ставите отметку в соответствующей ячейке перфокарта.
(После выполнения работы, учитель проводит проверку)
11. Итог урока. Домашнее задание.
– Над чем работали мы сегодня на уроке, что нового узнали? Что вам понравилось и запомнилось?