Программа по классу баяна и аккордеона музыкальной студии для незрячих детей

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Содержание курса обучения игре на баяне и аккордеоне в музыкальной студии при Новочеркасской школе-интернате III вида №33 предполагает приобретение воспитанниками суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формирование их эстетических взглядов.

Тяжелый физический недостаток оказывает влияние на психическую деятельность учащегося. Отсутствие зрения создает особые трудности в воспитании учащегося и формировании его как музыканта. Поэтому основной задачей обучения в музыкальной студии является расширение художественного кругозора учащихся, привитие им интерес а и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на нее.

Процесс обучения игре на баяне и аккордеоне и музыкальное восприятие усложняют несовершенство брайлевской нотописи, сложность нотного текста, раздельное написание парии правой и левой руки, отрывы рук от клавиатуры во время разучивания произведения, сложность запоминания нотного материала и т.д.

Поэтому программа обучения в музыкальной студии рассчитана на 7 лет. В класс баяна и аккордеона принимаются все желающие в возрасте до 8 до 11 лет. Приемные экзамены будущие обучающиеся не сдают, комиссия из преподавателей методического объединения проверяет лишь их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальную память), с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень развития индивидуальности и ее особенности.

В связи с тем, что учащиеся студии, кроме слепоты, имеют вторичные отклонения (интеллектуальная недостаточность, различные заболевания и др.), для наиболее слабых, но одаренных детей предусматривается дублирование по рекомендациям экзаменационной комиссии в конце учебного года на переводных экзаменах.

В ходе занятий решаются четыре тесно связанных между собой задачи музыкального, учебно-воспитательного процесса:

1) учебная – овладение знаниями основ теории музыка, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
2) познавательная – формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
3) развивающая – формирование прочных музыкально-исполнительных умений индивидуальной и ансамблевой игры;
4) коррекционные – сохранять и развивать остаточное зрение и все сохранные анализаторы; развитие активного осязания пальцев; развитие музыкально-слухового внимания; развитие музыкального восприятия:

а) эмоциональная отзывчивость;
б) музыкальные слух и память;
в) способность к сотворчеству; развитие воображение творческого и воссоздающего; развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации; воспитание целеустремленности, самообладания, активности исполнительской воли.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием, развитием творческих способностей и миропониманием уделяется особое внимание.

В школе слепых специфика музыкального обучения предполагает необходимость развития и поддержания у обучающихся интереса к предмету. Поэтому важно, чтобы в музыкальных занятиях они видели не только учебный предмет, но и источник активной творческой деятельности.

Помимо традиционных задач (изучение нотной грамоты, овладение практическими умениями и навыками, выучивание ряда музыкальных произведения), программа ориентирует на развитие у обучающихся широкой, всесторонней музыкальной культуры. Поэтому уделяется много внимания анализу исполняемых музыкальных произведений. Это помогает постижению их художественного смысла: учащиеся изучают, например, ладоинтонационные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные особенности музыки.

В целях развития музыкально-слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятия изыскивается специальное время для обучения учеников игре послуху, транспонированию. Работа по формированию этих умений и навыков ведется систематически в течение всего процесса обучения.

В ходе занятий сосредоточивается внимание на коррекции определенных качеств личности, необходимых незрячему музыканту-исполнителю: творческой активности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и т.д.

Индивидуальные практические занятия в студии по обучению игре на баяне и аккордеоне проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (40 мин). Начиная с четвертого года обучения из учащихся, занимающихся в студии, формируются ансамбли (дуэт, трио) и с дальнейшим участием в школьном оркестре народных инструментов. Для занятия с ними отводится специальное время – 2 учебных часа в неделю. Основная практическая задача коллективного музицирования формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво-гибком ритме, преодолевая скованность, зажатость эмоциональную и физическую, совместно исполнять, свободно “общаться” и взаимодействовать с участниками ансамбля.

Развитие сохранных анализаторов, привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества русских и зарубежных композиторов.

Весь курс обучения на баяне и аккордеоне условно делится на три этапа:

1-й этап – 1-2 года занятий; П-й этап – 3-4-5 годы занятий; Ш-й этап – 6-7 годы занятий.

Каждый этап охватывает разнообразные и взаимосвязанные между собой стороны коррекционной работы, учебно-воспитательного процесса и наряду с этим предусматривает конкретные задачи обучения. Для каждого этапа занятий в программе намечены общие и коррекционные задачи обучения, определены основные знания, умения, навыки, которые должны приобрести учащиеся.

В содержании программы первого этапа обучения в музыкальной студии по классу баяна и аккордеона значительное место отводится:

1) задачам коррекционной направленности: сохранять и развивать остаточное зрение и все сохранные анализаторы; развитие активного осязания пальцев; умение ориентироваться в малом пространстве (клавиатура музыкального инструмента); развитие мелкой моторики руки; работать над техникой чтения каждой рукой отдельно по системе Брайля; освоение различных приемов звукоизвлечения при активном слуховом контроле; развивать слух, связывая его с музыкально-эмоциональной сферой; развивать музыкально-слуховое внимание и умение распределять его; прививать интерес к занятиям музыкой, формировать гедонистический настрой; формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее; развитие самоанализа и самокритичности качества своей игры на инструменте, отношение к внеклассным занятиям, к оценке исполненных пьес на экзамене и концерте.

2) освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение музыкальных способностей каждого ученика, например: развивать приобретенный абсолютный слух и его отсутствующие другие музыкальные способности (слуховое внимание, внутренний гармонический, мелодический и ритмический слух, музыкальная память, активность, воображение); развивать музыкальную память и ее разновидности (логическая, слуховая, эмоциональная, двигательная, зрительная память); добиваться “зрячего” исполнения музыкального произведения незрячим музыкантом; формирование умения безболезненно войти в социум.

На третьем этапе практически решаются различные вопросы музыкального исполнительства, направленные на разностороннее развитие учащихся, формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.

Наряду с установлением прочной музыкально-исполнительской базы утверждаются эстетические вкусы и взгляды учащихся, основы их художественного мировоззрения. Вся коррекционная и учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы студийцы в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыки. Кроме того, отдельных учащихся необходимо готовить к профессиональному обучению. В целях решения выдвинутых учебно-воспитательных задач и в соответствии с этим подобран учебно-тренировочный и художественный материал. Он группирован по этапам обучения так, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения, навыки, но и последовательно приобретать новые с целью регламентации времени, необходимого для прохождения соответствующего репертуара и для индивидуальной и дифференцированной работы, а также для развития музыкальной подготовки каждого конкретного ученика каждого года обучения.

Репертуар каждого этапа обучения подразделяется на “этюды”, “Народные песни и танцы”, “Произведения советских композиторов”, “Произведения отечественных и зарубежных композиторов”. Для удобства слухового опыта студийцев, овладение учащимися элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Ученики овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, песни, пьесы.

На втором этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют и углубляют музыкальные знания. На этом этапе предусматриваются новые задачи коррекционной направленности: преодоление дефекта зрения при помощи сохранных анализаторов (двигательный, слуховой); развивать умение концентрировать внимание при прослушивании музыкальных произведений; развивать музыкальное восприятие: а)музыкальную отзывчивость; 60 музыкальный слух и память; в) способность к сотворчеству; формирование эстетического вкуса, развитие воображения творческого и воссоздающего; совершенствование техники исполнения на музыкальной инструменте (постановка рук, аппликатура, беглость пальцев, движение меха, ритм, штрихи, темп, динамические оттенки, фразировка и т.д.); развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация). Воспитание умения и навыков волевой регуляции: целеустремленности, самообладания активности исполнительской воли.

Учащиеся детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами, различной фактурой исполняемых произведений. Студийцы подводятся к пониманию художественно-образной выразительности музыкального искусства.

Курс обучения на третьем этапе предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях повышения музыкально-исполнительского мастерства: расширение их интересов в области искусства вообще и музыкального в частности. В это время на основе ранее приобретенных навыков и умений намечаются и решаются коррекционные задачи с учетом результатов и пользования музыкальной литературой после названия произведения указан условный номер сборника, в котором оно есть, а перечень сборников приведен в конце репертуарных списков.

Для обучения учащихся игре на аккордеоне можно использовать перечисленные в репертуарных списках оригинальные пьесы, этюды, а также переложения для баяна различных музыкальных произведений.

Однако на первом и втором годах обучения выбираются преимущественно те произведения, которые могут уложиться в среднем диапазоне правой клавиатуры аккордеона.

Учебно-тренировочный и художественный репертуар планируется в зависимости от музыкальной подготовки общего развития конкретного ученика, от учебных задач данного этапа обучения.

Вся музыкально-воспитательная работа ведется в соответствии с планом, которым составляется на каждое учебное полугодие, конкретно на каждого ученика и утверждается администрацией школы. Ведется классный журнал учета успеваемости и посещаемости. Каждая четверть заканчивается контрольным уроком, на котором проверяется выполнение индивидуального плана. Ученик исполняет пройденный материал (гаммы, этюды, пьесы). В конце первого получения проводятся академические зачеты, а в конце учебного года переводные (выпускные) экзамены в присутствии комиссии, составленной из преподавателей методического объединения и администрации школы, учащийся исполняет 2-3 разнохарактерных произведения, а выпускники – 3-4. Академические зачеты и переводные экзамены музыкальной студии включаются в общешкольный план работы.

В школе музыкально-эстетическое воспитание – предмет особой заботы. Музыка, эмоционально воздействуя на незрячего ребенка, корригирует его психику, устраняет недостатки в поведении, дает правильное мироощущение и миропонимание.

Поэтому с целью развития у студийцев навыков публичных выступлений, а также в воспитательных целях устраиваются отчетные вечера и утренники для школьников и их родителей. В выступлениях принимают участие наиболее подготовленные (хорошо проявившие себя в процессе занятий) учащиеся.

Если слепой музыкант-исполнитель усвоит принцип: наибольшим успехом на публичных выступлениях пользуется тот, что лучше других, выразительнее, ярче исполняет произведения на инструменте, а для завоевания настоящего авторитета в коллективе необходимо быть коммуникабельным, постоянно и упорно работать над собой, совершенствуя и приобретая новые знания, и избавляясь от негативных черт характера, – это будет иметь для него огромное реабилитационное значение.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Первый, второй годы занятий

Повторение (закрепление) теоретических знаний, полученных учащимися в 1-Ш классах на уроках музыки.

Формирование элементарных музыкально-слуховых представления (пение знакомых песен, слушание простых напевов, песенок, пьес, исполняемых педагогом), навыков распознания несложных мелодий.

Развитие умений определять характер музыки (веселый, грустный, ласковый, спокойный и др.), различать мелодию и Рим незнакомых песен и т.п.

Определение по слуху направления движения мелодии (выше, ниже -“тоньше, “толще”). Накопление простейших музыкальных впечатлений.

Краткое ознакомление с устройством изучаемого инструмента (составные части, особенности конструкции, способ звукообразования); показ его художественных возможностей.

Сообщение сведений о строении правой и левой клавиатур (название рядов и клавишей на них, расположение соответствующих каждой клавише звуков, различие октав, диапазон инструмента).

Изучение условных обозначений басов и готовых аккордов левой клавиатуры, демонстраций их звучания; функции левой и правой рук при игре на инструменте. Посадка учащегося и постановка инструмента (общее положение корпуса, ног, рук, кистей и пальцев, учет физических особенностей и развития конкретного ученика; правильное пользование ремнями музыкального инструмента и т.п.).

Соотнесение конкретных нотных знаков с реальным звучанием их на инструменте.

Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре инструмента.

Приобретение умений элементарного звукоизвлечения (совместное движение меха и нажим клавишей). Ознакомление с общими аппликатурными закономерностями для конкретного инструмента (баян, аккордеон). Положение правой руки на клавиатуре инструмента при исполнении гаммообразных мелодических последовательностей.

Формирование элементарных навыков ведения меха (плавно, ровно, активно). Смена направлений движения меха – быстро, “мягко”, без толчков. Постепенное освоение части диапазона (не более октавы) правой рукой. Воспроизведение звучаний различных длительностей нот (четверть, половинная, целая, восьмая), смена направления движения меха (на тактовой черте) при “произнесении” их. Овладение основными уровнями динамического звучания на упражнениях (форте, пиано).

Формирование начальных навыков разбора нотного текста, восприятие звучания инструментальной музыки. Усвоение основных способов звукоизвлечения (удар, нажим) правой рукой, владение начальными двигательными и игровыми навыками (игра ровным звуком нон легато и легато гаммообразных последовательностей правой рукой), свободы (ненапряженность) исполнительского аппарата. Вслушивание в звуки (высота, протяженность, тембр и др.). Отработка навыков ведения меха и смены направлений его, движения на упражнениях (плавное и активное движение левой рукой, равномерное усилие нажим и разжим, незаметная смена направления его движения, совмещение смены направлений движения меха со снятием звучания).

Начальное освоение левой клавиатуры (извлечение смежных звуков на сновном ряду, чередование басов и аккордов). Исполнение упражнений и элементарных песен двумя руками вместе. Контроль за качеством звука (певучий, мягкий, напевный).

Освоение части мажорного звукоряда левой рукой. Естественность и рациональность движений (рук, пальцев). Координация движений правой и левой рук при игре на инструменте. Овладение основными приемами аккомпанемента (мягкое чередование баса и аккордов, отрывистое исполнение). Приобретение навыков игры мелодических последовательностей левой рукой (не более трех-четырех звуков). Исполнение полного мажорного звукоряда левой рукой (применение наиболее сильных второго, третьего и четвертого пальцев). Выработка первичных усилий оценивать более сложные, незнакомые музыкальные произведения (характер музыки). Овладение различными динамическими градациями звучания инструмента в упражнениях и пьесах (форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано). Приобретение начальных умений смены направлений движения меха внутри музыкальных построений. Применение упражнений на выполнение различных видов штрихов (легато, нон легато, стаккато).

Ознакомление с альтерированным звукорядом на правой клавиатуре инструмента. Освоение положения правой руки при арпеджированном движении мелодии. Приобретение навыков перехода из одного положения правой руки в другое (гаммаобразные и арпеджированные последовательности). Воспитание аппликатурной дисциплины. Использование специальных упражнений на координацию мышечных движений. Отработка в упражнениях исполнения крещендо и диминуэндо. Осознанная игра простых песен и пьес с соблюдением несложных динамических изменений (крещендо, диминуэндо и другие элементы выразительности). Формирование чувства целостности исполняемых песен и пьес.

Эпизодическое применение стаккато в процессе исполнения. Начальное освоение более сложных приемов звукоизвлечения и штрихов (портаменто, акцент). Приобретение навыков исполнения шестнадцатых нот и четверти с точкой. Включение в репертуар более подвижных песен и пьес. Развитие технических навыков аккомпанемента (исполнение мажорных секст и кварт-секст-аккордов левой рукой).

Усовершенствование навыков владения основными штрихами (легато, нон легато, стаккато). Развитие подвижности пальцев обеих рук (игра гамм восьмыми нотами в умеренном темпе). Освоение большего диапазона правой рукой (до двух октав).

Выработка ощущения метрической пульсации (игра мажорного звукоряда с соотнесением сильных и слабых долей). Постепенное усложнение технических приемов левой рукой: элементарное овладение “репетиционной” техникой (чередование второго и третьего пальцев в медленном темпе), применение минорных секст– и кварт-секст-аккордов. Частичное применение двойных нот правой рукой.

Формирование начальных навыков самостоятельного выучивания небольших песен и пьесок. Развитие слуховой активности (игра пьесы с различных, ранее намеченных мест и др.). Самоконтроль за качеством звука.

Исполнение простых по содержанию и форме пьес, песен и т.п. с минимальным тематическим развитием и ясной художественной образностью. Достижение доступного для данного ученика выразительности исполнения (яркое выявление мелодии, игра певучим звуком, хорошим легато и т.п.).

Соблюдение и утверждение основных правил постановки баяниста (аккордеониста) – исправление недочетов в постановке рук, положении инструмента, посадке, устранение аппликатурных неточностей и т.д.

Ознакомление с минорным ладом (игра минорного натурального звукоряда правой рукой).

Развитие музыкально-слуховых представлений (подбор по слуху знакомых несложных одноголосных мелодий правой рукой и элементарного сопровождения левой). Воспитание слуховой памяти, внимания, развитие восприимчивости к музыке.

Совершенствование приобретенных музыкально-исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте.

Примерные требований к обучающимся первого и второго года занятий.

Учащийся должен: знать устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур, правила посадки, постановки рук, записи нотных знаков и соотнесение с реальным звучанием инструмента (баян, аккордеон), основы нотной грамоты, общие аппликатурные закономерности, основные способны звукоизвлечения и др.

Уметь ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемого инструмента, давать общую характеристику исполняемых пьес, различать характер музыки, в пределах начальной подготовки играть осмысленно и выразительно простые песни и пьески; овладеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой первого и второго года обучения.

В течение первого года обучения учащийся должен выучить два-три этюда и восемь-десять легких пьес, а также научиться играть гаммы: до-мажор каждой рукой отдельно и ля-минор (натуральную) правой рукой, короткие арпеджио в тональности до-мажор.

В течение второго года обучения учащийся должен выучить два-три этюда и восемь-десять легких пьес, а также научиться играть гаммы: соль-, фа-мажор каждой рукой отдельно и короткие арпеджио; гамму до-мажор двумя руками в одну октаву. Гаммы ми-, ре-мажор (натуральные) правой рукой.

На контрольных занятиях в конце каждой четверти учащийся должен исполнить пройденный материал: гаммы, этюды, произведения.

В конце каждого учебного года учащийся на переводных экзаменах исполняет два разнохарактерных произведения.

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Третий, четвертый и пятый годы обучения

Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков, приобретенных на первом этапе обучения. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку. Воспитание стремление к самостоятельному мышлению, творчеству. Формирование слуховых навыков (вслушивание в звуки, различение их выразительного значения, осмысленное воспроизведение на инструменте, слуховой контроль над звучанием и т.п.). Дальнейшее развитие: чувства лада, метроритма.

Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке (проигрывание различных пьес, определение их характера, настроения, раскрытие содержания). Воспитание навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Исправление исполнительских недочетов (в извлечении звука, постановке, ведении меха, смене направлений его движения). Сообщение элементарных понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, метроритм и др.), подведение к пониманию их художественно-выразительного значения.

Уяснение звуковысотных (лад, мелодическая линия) и временных (метр, ритм) свойств мелодии. Формирование умения работать над качеством звука и выразительностью исполнения (связь музыкальной фразировки с движением меха и т.п.).

Понимание наиболее простых форм (схем) музыкальных произведений, их значений для построения музыки, ее восприятия и целостности исполнения. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка (дифференциация наиболее ярких средств художественной выразительности). Дальнейшее развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста.

Овладение исполнительскими штрихами: акцент, сфорцандо, исполнение цезур. Совершенствование навыков ведения меха и смены направлений его движения, развитие умений пользования разнообразными динамическими градациями звучания инструмента, основными штрихами и приемами звукоизвлечения. Освоение большего диапазона правых клавиатур, совершенствование технических навыков левой руки (расширение ее функций). Совершенствование техники игры, двойными нотами и аккордами (легато, стаккато, нон легато, портаменто и др.), развитие свободы исполнительского аппарата. Работа над упорядочением ритмики и динамики (ощущение сильной доли такта), формирование умений в области регуляции звучания инструмента (разнообразие динамических градаций, соразмерность прилагаемых усилий).

Разъяснение более сложных понятий из области музыки. Формирование навыков концентрации и распределения музыкального внимания (восприятие мелодии при воспроизведении ее на инструменте), прослушивание музыки, осмысленного “произношения” музыкальных звуков. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, выработка аппликатурных приемов, дальнейшее развитие умения работать самостоятельно над музыкальным произведением.

Знакомство с понятиями, объясняющими закономерности строения музыка (ладовая, метроритмическая организация звуков, выразительное значение лада, метроритма и т.п.). Расширение знаний о средствах художественной выразительности (лад, метроритм, гармония и т.п.), вычленение их в восприятии; первичный дифференцированный анализ исполняемой музыки (сопоставление высотных свойств звуков, контрастных музыкальных образов и др.).

Воспитание волевых качеств и самоконтроля. Развитие общих музыкальных способностей, дальнейшее формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее (установка на вслушивание в звуки, определение направления движения мелодии, различение ее ритмического рисунка и др.).

Уяснение значения интонации в выражении музыкальной мысли. Формирование положительных реакций на подлинно художественное произведение. Подведение к пониманию особенностей музыкально-образного языка, специфических средств художественной выразительности (звук, мелодия, ритм, гармония и т.п.), закономерностей движения мелодии и принципов ее строения, обусловленности гармонических функций, разъяснение их выразительного смысла.

Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Формирование умения пользоваться методом сравнения (различие, сходство и др.). Выработка аппликатурной дисциплины (овладение систематизированной аппликатурой в гаммах и арпеджио, приспособление к особенностям звукоизвлечения при их игре).

Развитие интонационного и ладового чувства, исполнение наиболее простых полифонических произведений, знакомство с основами многоголосия. Воспитание определенного отношения к исполняемой музыке.

Освоение более сложных штрихов и приемов игры (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.).

Развитие мелодического слуха и на его основе — гармонического (параллельная работа над одноголосием и полифонией, игра специальных упражнений и т.п.). Формирование других видов музыкального слуха (ритмический, тембровый, полифонический). Использование фактурно-разнообразного репертуара, ускорение темпов его разучивания. Совершенствование исполнительского аппарата. Развитие творческой инициативы учащегося, преодоление формализма в исполнительской трактовке произведения, повышение исполнительской культуры.

Исполнение несложных (двухголосных) полифонических произведений, ознакомление с различными видами полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная). Формирование умения самостоятельно разбирать полифонические произведения, навыков прочтения полифонического “письма”, точности его исполнения. Развитие дифференцированного восприятия партии каждого голоса отдельно и в сочетании.

Овладение пальцевым и кистевым стаккато (однозвучные мелодические последовательности, двойные ноты, октавы, аккорды). Целенаправленное гармоническое формирование музыкальных способностей (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память). Постепенное обучение коллективному исполнению (элементарное музицирование в ансамблях). Упрочение навыков транспонирования в другие тональности (начиная с ранее игранных мелодий), развитие навыков подбора по слуху знакомых песен и народных танцев.

Понимание художественной исполнительской цели. Осуществление контроля над выразительностью, технической четкостью и ритмичностью игры. Формирование элементарных понятий о содержании в музыке. Развитие музыкальности (чувство лада, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство и др.). Воспитание самоконтроля при исполнении, самостоятельности творческих действий.

Разъяснение закономерностей формообразования, построения музыки, законов музыкальных явлений. Умение различать выразительные средства музыкального языка (мелодия, лад, метроритм и др.), их дифференцированное восприятие.

Совершенствование технической оснащенности (частичное использование при игре большого пальца правой руки, более длительного арпеджио, скачков, более широкое применение двойных нот, аккордов, октав и др.). Развитие беглости пальцев. Расширение приемов репетиционной техники левой руки (сочетание репетиционной аппликатуры с другими ее вариантами), размеренное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента.

Формирование навыков самостоятельности в решении различных музыкально-исполнительских задач (нахождение правильной и удобной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком и фразой, незаметной сменой направлений движения меха, нахождение нужных приемов игры и т.п.). Сообщения о музыкальных жанрах, жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которой были созданы исполняемые произведения.

Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины при игре гамм, арпеджио и аккордов. Воспитание навыков самостоятельности в выполнении домашних заданий. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений, навыков художественного (выразительного) исполнения.

Привитие интереса к процессу обучения, к содержанию учебной работы. Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения. Формирование навыков слушания исполняемого произведения с начала до конца, обучение мысленному “проигрыванию” разучиваемых пьес. Осмысленная, выразительная игра (умение осознать средства художественной выразительности, при помощи которых создан конкретный художественный образ).

Свободное владение выученным материалом. Дальнейшее развитие пальцевой беглости, ловкости и изящества движения рук. Изучение основ музыкально-исполнительской техники игры на баяне (аккордеоне).

Примерные требования к обучающимся третьего, четвертого и пятого годов обучения

Опираясь на знания и умения, приобретенные в первый и второй годы занятий, учащийся должен:

– овладеть минимумом музыкальной грамоты и элементами теоретических основ музыкального искусства, техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми для занятий на втором этапе обучения;

– знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы (схемы) музыкальных произведений, выразительные особенности музыкального языка (в пределах требований программы второго периода обучения), некоторые виды многоголосия, приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте, особенности творчества композиторов изучаемых произведений, основы коллективного музицирования;

– уметь свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т.п., звуковысотных и временных особенностей мелодии, сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией, характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке, разбираться в несложных полифонических произведениях, играть в ансамблях (дуэт, трио), оценивать качество своего исполнения в пределах общего и музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно средней трудности музыкальные произведения.

Обучающийся должен уметь также транспонировать легкие пьесы в различные тональности, подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху.

В течение года учащиеся должны выучить два-три этюда на различные виды техники и восемь-десять разнохарактерных пьес, а также освоить гаммы, арпеджио и аккорды по программе данного года обучения. В содержание курса третьего года обучения входят: мажорные гаммы до, соль, фа (двумя руками в одну октаву, в медленном и быстром темпах); мажорные гаммы до, соль, фа (двумя руками вместе с две октавы, в медленном темпе); короткие, длинные арпеджио; тонические аккорды с их обращениями в тональностях до-, соль-, фа-мажор (правой рукой); минорные гармонические гаммы ля, ми (каждой рукой в медленном темпе).

По окончании третьего года обучения на переводном экзамене учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения.

В течение четвертого года обучения учащиеся должны выучить два-три этюда на различные виды техники и восемь-десять разнохарактерных пьес, а также освоить гаммы, арпеджио и аккорды по программе данного года обучения. В содержание курса четвертого года обучения входя мажорные гаммы до, соль, фа (двумя руками вместе в две октавы, в умеренном темпе); короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды с обращениями в тональностях до-, соль-, фа-мажор; минорные гармонические ля, ми, ре (каждой рукой в медленном темпе); короткие и длинные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в тональностях ля-, ми-, ре-минор.

По окончании четвертого года обучения на переводном экзамене учащиеся должны исполнить два-три разнохарактерных произведения.

В течение пятого года учащиеся должны выучить не менее двух-трех этюдов на различные виды техники и восемь-десять разнохарактерных пьес (2-3 из которых – с элементами полифонии), а также освоить гаммы, арпеджио и аккорды по программе данного года обучения. В содержание курса пятого года обучения входят: мажорные гаммы в тональностях до трех знаков в ключе (двумя руками вместе в подвижном темпе); мажорные короткие, длинные, ломаные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в тональностях до трех знаков в ключе (правой рукой); минорные гармонические гаммы ля, ми, ре (двумя руками в умеренном темпе), минорные мелодические гаммы ля, ми, ре (правой рукой); короткие, длинные и ломаные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями в тональностях ля, ми, ре-минор.

По окончании пятого года обучения на переводном экзамене учащиеся должны исполнить два-три разнохарактерных произведения.

На протяжении третьего года обучения на аккордеоне учащиеся должны освоить: мажорные гаммы до, соль и фа двумя руками вместе; ре-, ля-мажор каждой рукой отдельно; гаммы ля-, ми-, ре-минор (гармонические) в одну октаву правой рукой; мажорные короткие арпеджио (в тональностях до трех знаков в ключе) правой рукой в две октавы.

На протяжении четвертого-пятого годов занятий на аккордеоне учащиеся должны освоить: мажорные (диезные) гаммы до трех знаков в ключе; минорные гармонические и мелодические (диезные) гаммы до двух знаков в ключе двумя руками вместе; мажорные гаммы си-бемоль и ми-бемоль, а также гармонические минорные гаммы до и соль двумя руками вместе в две октавы; короткие, длинные, ломаные арпеджио и тонические аккорды с обращениями во всех перечисленных тональностях.

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Шестой и седьмой годы занятий

Совершенствование усвоенных ранее специальных (практических) умений и навыков. Усложнение и углубление теоретического и музыкального материала на основе ранее полученных знаний, умений, навыков и музыкальных впечатлений. Расширение круга музыкальных образов и исполнительских задач.

Подведение к более полнм и научным представлениям о содержании музыки, к углубленному пониманию музыкального произведения, к осмыслению его художественной сущности; изучение особенностей музыкального языка, мировоззрения и творческой манеры композиторов. Формирование умения анализировать мелодию (выразительность, звуковысотные соотношения, интонационный строй, характер, развитие, тембровые качества), уяснение закономерностей ее построения. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений: трехчастная (простая и сложная), свободная форма, вариации и др. Совершенствование понятий о метроритмических особенностях музыки (понятие о ритмическом пульсе). Воспитание способности более тонкого вслушивания в музыку и углубленного осознания ее художественно-выразительных средств. Развитие эстетического восприятия музыкального образа: понимание выразительного значения мелодии, гармонии, ритма и т.п. в рамках различных стилей (ритмические, агогические особенности и др., знакомство с живописью, архитектурой, поэзией данной эпохи). Углубление знаний о художественной форме музыкального искусства.

Использование учебно-тренировочного материала различного характера, этюдов большей протяженности; разнообразие их фактуры [гаммообразные движения, различные виды фигурации, арпеджио, двойные ноты, октавы и др.). Дальнейшая выработка и упрочение оценочного отношения к исполняемым музыкальным произведениям. Применение штриховых и ритмических различий при исполнении гамм и арпеджио, овладение систематизированной аппликатурой в гаммах и арпеджио. (Все гаммы и арпеджио с шестого года обучения следует играть, используя различные штрихи и несложный ритмический рисунок, не менее чем в три-четыре октавы (арпеджио и аккорды играть с удвоением основного тона в левой руке). Упрочение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Дальнейшее развитие октавной и аккордовой техники (приобретение свободы движения в исполнении интервалов, “беззвучная” подмена пальцев и др.]

Использование более широкого разнообразия стилей и характеров, включаемых в учебный план музыкальных произведений. Понимание стилевых особенностей творчества различных композиторов (характерный отпечаток эпохи, национальности, индивидуальности композитора и т.п.). Исполнение сочинений более крупной формы, небольших произведений концертного плана. Включение в репертуар пьес этюдного характера (на смешанные виды техники), развитие подвижности, силы и “цепкости” пальцев в этюдах и упражнениях.

Совершенствование техники управления мехом (гибкость и разнообразие его ведения, активные мелкие манипуляции левой частью корпуса инструмента, активизация атаки звука; внезапные ускорения и замедления, краткие остановки в движениях меха). Приобретение технической выносливости, достижение легкости исполнения, свободы владения инструментом.

Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры на более сложном художественном репертуаре (подчинение индивидуальной манеры исполнения общеансамблевой). Выработка управляемости ритмом, самоконтроля за качеством звука, расчетливости игровых усилий. Овладение различными по характеру движениями рук, пластикой приемов игры.

Дальнейшая работа по формированию музыкального мышления. Дифференцированный анализ элементов художественной выразительности и оценка музыкального произведения.

Совершенствование умения пользоваться разными уровнями динамического звучания инструмента и звуковыми контрастами в процессе исполнения (субито пиано, субито форте, форте, пиано и др.), навыков сочетать различные штрихи в партии правой руки (двух-, трехголосие). Усвоение более сложных приемов игры (акцентирование стаккато, элементы мехового тремоло). Прочное овладение основными типами техники правой гармонические фигурации, аккорды, репетиционная октавная техника, восходящие и нисходящие октавные последовательности). Дальнейшее развитие техники левой руки (использование четырех пальцев). Работа над выразительностью звучания инструмента (извлечение звука, движение меха, звуковедение и т.п.).

Понимание сущности идейно-эмоционального содержания художественного произведения, его проявление в музыкальном искусстве. Осмысление роли художественной формы в выражении содержания музыки, уяснение ее эстетической действенности. Понимание единства идейно-образного содержания. Особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки.

Формирование рациональной системы приемов работы над музыкальным произведением, техническими трудностями. Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности внимания. Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач, определение целесообразности найденных исполнительских приемов. Разнообразие игровых навыков, выразительность исполнения. Активизация творческого воображения, развитие аналитического мышления и восприятия. Обучение оперированию обобщенными способами музыкально-исполнительской деятельности, сознательному использованию (при исполнении) составных компонентов музыкального языка как средства создания художественного образа. Овладение логикой музыкального процесса при активном участии обучаемого. Совершенствование навыков подбора мелодии по слуху, транспонирования их в различные тональности. Приобретение прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков. Умение применять полученные знания в практической жизни. Воспитание потребности слушания музыки по радио, в грамзаписях и в концертах.

Примерные требования к обучающимся шестого и седьмого годов обучения

Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на втором этапе обучения, углубляя и совершенствуя их, учащийся должен: овладеть расширенными знаниями теоретических основ музыки, техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего периода занятий.

Знать специфические особенности звукообразования на баяне или аккордеоне, примерную шкалу силы их звучания, гамму возможных динамических оттенков, исполнительские приемы различного уравновешивания звучания правой и левой клавиатур инструмента, условные обозначения регистров (для аккордеонов), закономерности построения музыкальных форм (сложная трехчастная форма, сюита, соната, симфония), различные жанры и виды музыкального искусства, жанровые и стилистические особенности исполняемых произведений, значение художественной формы и выражение содержания музыки, особенности художественно-образного отражения действительности с помощью музыки.

Уметь различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа, активно, осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно-эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенные в ней, самостоятельно разбираться в фактуре исполняемых музыкальных произведений, анализировать их ладотональные, жанровые, композиционные, структурные, образно-эмоциональные и стилевые особенности, оценивать музыку в единстве содержания и формы, рационально, активно, инициативно работать над музыкальным текстом и техническими трудностями, находить необходимые приемы работы над музыкальным произведением, намечать примерный исполнительский план, свободно владеть выученным музыкальным материалом, играть в ансамбле (дуэт, трио) в пределах общего музыкального развития, играть эмоционально, осмысленно и выразительно музыкальные произведения по программе курса.

Учащийся должен уметь также подбирать песни и аккомпанемент к ним по слуху, транспонировать легкие пьесы в различные тональности.

В течение шестого года учащийся должен выучить два-три этюда на различные виды техники и восемь-девять пьес, а также освоить гаммы, арпеджио по программе данного года обучения.

В содержание курса шестого года обучения входят: все мажорные гаммы (двумя руками вместе в различных темпах); длинные, короткие, ломаные арпеджио и тонические аккорды с их обращениями во всех мажорных тональностях; мажорные гаммы до, соль, фа терциями (правой рукой в медленном темпе); все минорные гармонические гаммы (двумя руками вместе в подвижном темпе); длинные, короткие, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в перечисленных тональностях.

На протяжении шестого года обучения на аккордеоне учащиеся осваивают мажорные, гармонические и мелодические, минорные (диезные) гаммы, мажорные короткие и длинные арпеджио в тональностях до пяти знаков в ключе. Мажорные, гармонические и мелодические минорные (бемольные) гаммы, короткие и длинные арпеджио до четырех знаков в ключе; романтическую гамму двумя руками; тонические аккорды с их обращениями во всех перечисленных тональностях.

По окончании шестого года обучения на переводном экзамене учащийся должен исполнить два-три разнохарактерных произведения.

В течение седьмого года обучения учащийся должен выучить два-три этюда на различные виды техники и пять-шесть пьес, а также освоить гаммы, арпеджио и аккорды по программе данного года обучения.

Содержание курса седьмого года обучения включает все мажорные гаммы (двумя руками вместе в быстром темпе), короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями во всех мажорных тональностях; мажорные гаммы до, соль, фа терциями (с удвоением основного тона в левой руке в умеренном темпе); все минорные мелодические гаммы (двумя руками вместе в медленном темпе); короткие, длинные, ломаные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями во всех минорных тональностях.

На седьмом году обучения на аккордеоне в дополнение к ранее освоенным гаммам, арпеджио и аккордам учащиеся выучивают мажорные, гармонические, мелодические, минорные (бемольные) гаммы до пяти знаков в ключе; минорные (короткие, длинные) арпеджио и тонические аккорды в тональностях до пяти знаков в ключе. По окончании курса обучения на выпускном экзамене учащийся исполняет три-четыре разнохарактерных пьесы: обработку русской народной песни, оригинальное сочинение или переложение для баяна советского автора, произведение русского или зарубежного композитора, пьесу с элементами полифонии или произведение сонатной формы средней трудности.

Литература

  1. Бельмер В.А. Коррекционная работа на уроках в школе слабовидящих детей. -ВОС, 1976.
  2. Брагинская Ж.И. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. -М, “Профиздат”, 1986.
  3. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. -М., изд. “Советская Россия”, 1983.
  4. Говорушина М., Игонин В. Вопросы музыкальной педагогики. – Ленинград, изд. “Музыка”, 1985.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
  6. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., “Просвещение”, 1985.
  7. Першин В.Т. Поиск новых путей и средств обучения детей с нарушением зрения.-ВОС, 1985.
  8. Петров Ю.С., Садчиков А.П., Блинникова И.В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие. -М.: 1989
  9. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П.Ермакова. – М., 1985.
  10. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., МузГИЗ, 1967.
  11. Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-До ну, изд. “Феникс”, 2002.
  12. Самоучитель игры на баяне / Под ред. Слуцкого Г.П. – М., 2003.
  13. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. “Педагогика”, 1975.
  14. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство “Музычна Украйина”.