Цели:
Обучающая: повторить и обобщить материал, пройденный по теме “Движение и взаимодействие тел”.
Развивающая: способствовать развитию представлений о физической природе взаимодействий тел.
Воспитательная: воспитывать у учащихся умение самостоятельной работы, познавательный интерес.
I. Этап актуализации знаний.
Индуктор
Изображение двух борцов, находящихся в боевой позе.
Мы привыкли, смотреть на схватки борцов, испытывая при этом азарт: кто кого одолеет. Редко кто вспоминает при этом, что на глазах зрителей происходит противоборство не только спортсменов, но и их тренеров. Это они объясняли спортсмену, как правильно провести приём, какое движение будет наиболее эффективным. А откуда они это знают? Представьте себя тренерами: с какими знаниями вы должны прийти к своим ученикам?
Предполагаемый ответ: нужно знать приемы борьбы.
Возражение: приемы знают все тренеры, но чтобы победить нужно знать не общие приемы, а природу самого движения.
Постановка проблемы: чем же характеризуется движение?
Деконструкция
Ученики разбиваются на группы в соответствии с выбором картинок:
- “Рекорд Гиннеса” - человек, держа канат в зубах, сдвигает с места железнодорожный локомотив;
- “Любишь кататься – люби и саночки возить” - спортсмен-бобслеист поднимается с санками в гору;
- “Тренажёр” - человек сдвигает грузы, укрепленные на блоках;
- “Конькобежец”-бег на коньках по кругу.
Перед учащимися ставится вопрос: какие силы действуют на человека в каждом случае.
Афиширование
Представители групп озвучивают мнение группы.
Реконструкция
Учащимся предлагается схематическое изображение взаимодействия сил и предлагается изобразить силы, действующие на тело.
1 группа. 2 группа. 3 группа. 4 группа.
Афиширование
Плакаты с заданиями укрепляются на доске и производится обсуждение выполнения заданий.
Рефлексия
Как же нам рассчитать оптимальные усилия, которые нужно применить во всех случаях взаимодействия тел?
II. Этап усвоения знаний.
Индуктор: картинка, изображающая Ньютона, на которого падает яблоко.
Что здесь изображено? – Взаимодействие тел. А знаете, кто этот человек?
Учащийся, подготовивший сообщение об Исааке Ньютоне, рассказывает классу об этом учёном.
Деконструкция
Группы получают таблички с формулами, описывающими взаимодействие сил в каждом из случаев. Задание: заполнить таблицу.
Символ | |
Название силы | |
Единицы измерения |
Реконструкция
Группы получают конверты с заданиями, в которых даны значения величин, участвующих в формуле, и предлагается решить соответствующую задачу.
Афиширование
По одному из представителей групп выходят к доске, на которой написано краткое условие задачи, и показывают решение задачи. Остальные учащиеся записывают решение в тетрадь.
Рефлексия
Выписать на доске формулы, на основании которых решались задачи.
III. Этап закрепления знаний. Каждой группе даются 2 задачи. Сначала работают с одной.
Индуктор. Найди ошибку в готовом решении задачи.
Деконструкция. Каждой группе предлагается по 2-3 задачи. Задание: назвать величины, характеризующие движение.
Реконструкция. Краткая запись условия задачи. Подбор формул. Вычисления.
Афиширование. Каждый из этапов проговаривается вслух. Делаются записи на доске.
Рефлексия. Вторую задачу каждый учащийся решает самостоятельно, затем результаты решения обсуждаются.
IV. Этап подведения итогов. Рефлексия. Возвращаемся к рисунку, который был индуктором . Попробуйте определить силы, действующие при взаимодействии борцов. Что нужно знать, чтобы заранее “рассчитать победу” спортсмена.
V. Домашнее задание.
Попробуйте, хотя бы теоретически сдвинуть с места:
- Грузовик, массой* на расстояние*. Какой силой вы должны обладать.
- Поднять по наклонной плоскости груз массой*.
Сравните кто сильнее.
VI. Разрыв. А что произойдет, если в каждой из ситуаций убрать одну силу, например, силу трения? Нарисуйте, что получится.