Публичный доклад директора школы

Разделы: Администрирование школы


Прошедший 2008-2009 учебный год был последним годом реализации четвертой образовательной программы школы, названной программой перехода к профильному обучению. На различных этапах реализации этой программы создавались и апробировались модели профильного образования, отражавшие стремление школы наиболее полно удовлетворить образовательные запросы наших учащихся и их родителей. При этом была создана система обратной связи со всеми участниками образовательного процесса: разработаны анкеты для сбора мнений, на основе анкет систематически проводились опросы, результаты анкетирования тщательно анализировались, а выводы из анализа ложились в основу учебного плана школы. Таким образом обеспечивалась вариативность учебного плана, предоставление школьникам достаточного числа занятий по выбору, которые способствовали профилизации обучения на старшей ступени. На той же основе опросов проводилось предпрофильное обучение. Нельзя сказать, что с завершением образовательной программы мы завершили построение профильной школы. Сложившаяся система не является идеальной, более того, она не достигла той степени совершенства, когда можно было бы перейти к этапу стабильного ее развития. До сих пор не преодолены многие трудности становления профильного обучения: не удалось создать основу для раннего самоопределения школьников в выборе профиля, не удалось достичь такого уровня качества обученности на выпуске 2 ступени, который позволил бы перейти к углубленному изучению профильных предметов. Эти и некоторые другие проблемы перехода к профильному обучению зачастую обуславливаются недостаточностью финансирования, которые испытывают классы с неполным комплектом. Разница в финансировании классов наполняемостью 25 и 24 человека составляет 5 и более часов в неделю. При этом ухудшается качество учебного плана, в котором отсутствуют предметы, изучаемые углубленно. Страдает само качество образования, снижается его доступность и эффективность, ограничивается использование современных технологий обучения. Мы наблюдали в 2008-2009 учебном году такую картину в 6 и 8-х классах школы. И как бы мы не оправдывали существование некомплектных классов тяжестью своей работы с детьми, имеющими низкий уровень обучаемости, финансовая политика системы образования делала наши усилия по преодолению этого низкого уровня почти бесполезными. Выводами следующего учебного года будут объединение наиболее малочисленных классов там, где это будет возможно.

Следующая образовательная программа школы будет строиться на концептуальных подходах к образованию, сформулированных в проекте новой образовательной инициативы “Наша новая школа”, являющейся продолжение национального проекта “Образование”. Инициатива провозглашает:

“Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения”.

Говоря об изменениях в обществе, произошедших за последние несколько десятилетий, и приведших к изменению роли российского образования, Инициатива утверждает:

“От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений”.

Вот как говорится в Инициативе о возрастных особенностей постановки задач образования:

“Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны”.

Ключевыми направлениями развития образования станут:

  • введение новых образовательных стандартов, на которые перейдет начальная школа уже с 1 сентября 2010 года;
  • система поддержки талантливых детей;
  • развитие учительского потенциала.

Конечно, для решения поставленных новой инициативой задач необходимо включение всего потенциала школа, всех ее ресурсов. Чтобы увидеть стартовые возможности школы на новом этапе ее развития, рассмотрим итоги ее работы в 2008-2009 году и проанализируем результаты года.

Итоги работы
образовательного учреждения в 2008/2009 учебного году
и задачи на 2009/20010 учебного года

Выполнение задач 2008/2009 учебного года

Задача совершенствования модели предпрофильного и профильного обучения:

  • Формирование профильной группы в 10 классе (биолого-химический профиль) – 7 человек.
  • Включение в базисный учебный план предпрофильного 9а класса занятий психолога (по запросу учащихся) – 24 чел.

Задача обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности:

  • Проведение окружного семинара по теме "Проектно-исследовательская деятельность в школьном пространстве нравственного образования" – участвуют все учителя нравственного образования (11 педагогов) и 4 классных руководителя; учащиеся 2-10 классов.

Задача развития кадрового ресурса в процессе модернизации образовательного процесса:

  • Участие двух учителей в районном конкурсе "Учитель года" – А.Л. Валевич, Н.Х. Тукшаитова.
  • Участие двух учителей в конкурсе "Педагогический дебют" – В.А. Сапожникова (выход во 2 этап), И.П. Соболева.
  • Участие учителя математики Е.И. Калининой в конкурсе на присвоение Гранта Правительства Москвы.
  • Прохождение курсов МИОО “Открытые образовательные технологии как стратегия самостоятельной работы учащихся” школьной командой в составе 26 человек.
  • Обучение на курсах повышения педагогического мастерства – В.А. Сапожникова, И.П. Соболева, Н.Х. Тукшаитова, Е.Г. Кудичева.
  • Обучение на курсах переподготовки (второе высшее образование) – С.В. Гаврилушкина, Е.В. Зеленова.
  • Обучение в МГПУ учителей начальной школы – А.В. Разуваев, Е.В. Сивкова, А.И. Подгорнова, Ю.Л. Горбунова.

Задача обеспечения успешной итоговой аттестации:

Организация подготовки к Единому государственному экзамену в 11 классе и Государственной итоговой аттестации в 9-м классе:

  • включение в учебный план выпускных классов групповых занятий по русскому языку и алгебре (алгебре и началам анализа) – 1 час для работы с печатными Рабочими тетрадями + 1 час для работы в режиме on-line с заданиями, размещенными на сайте www.mioo.ru, с обучающими программами на электронных носителях;
  • обеспечение учащихся рабочими тетрадями;
  • информационное обеспечение подготовки (оформление стенда "Готовимся к ЕГЭ");
  • сообщение информации о ЕГЭ родителям обучающихся – родительские собрания в 9-11-х классах – присутствовали 63 родителя;
  • остальные проинформированы письменно;
  • создание Типового ядра (база данных о выпускниках 2009 года);
  • планирование работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА – зам. директора по УВР;
  • обучение на курсах повышения педагогического мастерства (подготовка к ЕГЭ) учителя математики Е.Г. Кудичевой;
  • календарно-тематическое планирование работы по подготовке к ЕГЭ на уроках математики и русского языка – учителя Е.Г. Кудичева, Н.Е. Левинтова, Н.Н. Сапожникова, Г.М. Годулянт;
  • проведение опроса выпускников по выбору предметов для сдачи ЕГЭ.

Вопросы, рассмотренные на педагогических советах в I полугодии 2008/2009 учебного года:

Тема

Дата

Задачи школы на 2008/2009 учебный год

30.08.2008 г.

Обучение и воспитание успехом

21.11.2008 г.

Что мы знаем о российских и зарубежных моделях образования

26.02.2009 г.

Проектно-исследовательская деятельности в школьном пространстве нравственного образования

17.04.2009 г.

Итоги обучения в 2008-09 учебном году и проведение итоговой аттестации

20.05.2009 г.,
27.05.2009 г.

Итоги успеваемости в 2008/2009 учебном году:

Ступень Успеваемость, % Качество, %
  1 полугодие 2008/09
учебного года
2 полугодие 2008/09
учебного года
1 полугодие 2008/09
учебного года
2 полугодие 2008/09
учебного года
Начальная школа

100

100

49,1%

58%

Основная школа

100

100

29,1%

28,6%

Старшая школа

100

100

28,8%

32,3%

Подготовка к государственной итоговой аттестации. Результаты диагностических работ:

Дата Предмет Класс Кол-во
учащихся
"5" "4" "3" "2" %
успев.
%
кач.
Вариант
написания работы
02.10.08 Алгебра 9 26 0 3 12 11 58 12 традиционный
21.10.08 Русский язык 9 24 0 13 8 3 88 54 традиционный
09.12.08 Русский язык 11 24 2 12 9 1 96 58 традиционный
23.10.08 Математика 11 20 0 0 7 7 65 0 традиционный
11.12.08 Математика 11 23 0 5 7 6 74 22 традиционный

Профильное обучение:

Реализуемые профили обучения в 2008-2009 учебном году Планируемые профили обучения в 2009-2010 учебном году
11 класс - универсальный;
10 классы - профильная группа биолого-химическая (10-б), профильная группа технологическая (10-а)
11 классы - профильная группа биолого-химическая (11-б), профильная группа технологическая (11-а);
10 класс - профильная группа технологическая

Участие в работе ГЭП “Нравственное образование в средней школе”, 5 год работы.

Промежуточные результаты:

  • отсутствие правонарушений со стороны учащихся школы;
  • отсутствие учащихся, состоящих на наркологическом учете;
  • тенденция к снижению числа учащихся, состоящих на учете в ИДН по причине отказа в возбуждении дела.

Развитие программы нравственного образования в средней школе.

Публикации:

  • Т.В Кутовая., Н.Е. Левинтова "Программа нравственного образования ГОУ СОШ № 707 на 2004-2012 г.г., www.urok.1sept.ru.
  • Т.В Кутовая. "Директора московских школ о нравственном образовании".
  • Н.Е.Левинтова "Как оценивать результаты нравственного образования?" - журнал "Дополнительное образование".
  • М.Ю. Костьянова “Информационный центр школы как средство формирования самоуправления школы” - “Учительская газета”, № 24, 2009 г.
  • Н.А. Рыжова "Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 1-го класса", www.urok.1sept.ru.
  • Выступления на городской педагогической конференции в мае 2009 г. – Н.Е. Левинтова, С.Н. Тюрина.
  • Подготовка материала из опыта преподавания основ морали для журнала "Дополнительное образование" – 8 учителей.

Участие в олимпиадах, марафонах, конкурсах, обучающихся образовательного учреждения.

Математический конкурс “Кенгуру”. Начальная школа. Вошли в 250 лучших учеников округа Моисеев Мирон, Дуба Максим, Смирнова Владислава

Конкурс на знание русского языка “Русский медвежонок” (Начальная школа). Наиболее успешно выступили Чеканов Антон, Костенко Андрей, Калинина Лиза, Горцилова Наташа, Моисеев Рома – вошли в число первых 100 учеников Восточного округа, Глебов Андрей, Ушакова Софья – вошли во вторую сотню лучших учеников.

Успешно выступили с докладами на XXIII Московской научной конференции экологических экспедиционных отрядов Куделины Мария и Илья, ученики 6-в класса.

Выдающийся результат показал на городском туре олимпиады по биологии ученик 10-го класса Цой Дмитрий.

По материалам итогов года заместители директора школы подготовили анализ результатов. Ниже представлены краткие выводы.

Задачи начальной школы на новый учебный год.

  1. Усиление работы по повышению качества обучения, сохранение положительной динамики этого показателя.
  2. Освоение новых педагогических технологий, в том числе, технологий обучения по предметам, технологий личностно-ориентированного обучения, позволяющих формировать и поддерживать интерес к изучению отдельных предметов, выявлять индивидуальные склонности и способности учащихся, информационно-коммуникационные технологии обучения.
  3. Совершенствование работы по преемственности детский сад – школа с целью сохранения ученического контингента как фактора стабильности работы школы.
  4. Внедрение новых методических приемов в преподавании, апробированных в рамках экспериментальной площадки, в практику обучения другим предметам.

Предложения зам. директора по УВР (основная и старшая школа).

Для закрепления положительных тенденций следует:

  • распространить практику использования ИКТ на различных этапах урока;
  • методическим объединениям следует внести в план работы на следующий учебный год обсуждение проблем повышения мотивации обучающихся, обобщить и систематизировать имеющийся положительный опыт;
  • следует продолжить изучение педагогами школы открытых образовательных технологий, позволяющих сделать обучение не только эффективным, но и интересным для обучающихся;
  • необходимо усилить внимание педагогов к мотивированным на учение детям, создавать им условия для реализации и развития их творческих способностей;
  • в работе со слабоуспевающими учащимися следует также искать более эффективные методы и приемы обучения, в том числе с использованием достижений современной возрастной психологии;
  • привлекать родителей к сотрудничеству по решению образовательных и воспитательных задач
  • Традицией школы стало обращение к родителям с целью получения оценки работы школы. В нынешнем году с этой просьбой мы обратились к родителям выпускников 1 и 2 ступеней обучения. Родителям выпускников было предложено ответить на вопросы о состоянии работы школы на различных направлениях деятельности. Было предложено проявить свою удовлетворенность состоянием работы, либо выразить несогласие. Третьим вариантом ответа было “Затрудняюсь ответить”. Кроме этого анкета предлагала родителям высказать свое особое мнение по каждому вопросу.
  • В опросе приняли участие 34 родителя учащихся 4 классов и 20 родителей учащихся 9-го класса, что составляет 67% родителей обеих параллелей.
 

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

4 класс 9 класс всего 4 класс 9 класс всего 4 класс 9 класс всего
Преподавание 100% 86% 94%         14% 6%
Воспитание 86% 86% 86%       14% 14% 6%
Социальная работа 86% 86% 86%   4% 2% 14% 10% 4%
Безопасность жизнедеятельности 100% 86% 94%         14% 6%
Материальное обеспечение 100% 86% 94%   4% 2%   10% 4%
Экспериментальная работа 100% 86% 94%         14% 6%
Руководство школой 100% 100% 100%         14%  

Опираясь на данные, полученные в ходе мониторинга деятельности школы, анализ результатов и оценку со стороны родителей, а также с учетом тенденций развития российского образования в целом руководство школой определило следующие задачи школы на 2009–2010 учебный год:

  • совершенствование взаимодействия с родителями, привлечение родителей к постановке целей работы школы, анализу результатов, принятию организационных решений, способствующих повышению качества обучение и воспитательной работы. Важной частью взаимодействия является информирование всех родителей о работе школы, для чего следует привлекать их к посещению сайта школы. Организационной формой взаимодействия с родителями является неформальная работа Совета школы, полноправными членами которого являются родители;
  • развитие системы независимой оценки работы школы: выполнение государственных стандартов образования, государственная итоговая аттестация выпускников всех ступеней, независимая промежуточная аттестация (система Статград), аттестация рабочих мест и условий реализации образовательных программ;
  • формирование системы поддержки талантливых детей;
  • задача поддержания здоровья детей (профилактика детского травматизма, ремонт помещений, поддержание питьевого режима комплекс мероприятий по обеспечению безопасного пребывания учащихся в школе).

Презентация