Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, книга как источник информации не выдерживает конкуренции и заменяется компакт-дисками, флеш-картами. То, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает и ученик, одиннадцать лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному. Как прав оказался академик Александр Минц, утверждая: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем.
«За знания, которые дают другие, платят медью, за знания, добытые самостоятельно – золотом» – этот принцип лежит в основе моей учебно-воспитательной деятельности.
Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности, а значит характер опыта, приобретаемого учеником.
Но в начале моей работы я столкнулась с такими противоречиями:
- между фронтальными формами обучениями и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;
- между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
- настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником;
- стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью. (Слайд 3)
Передо мной встала проблема выбора технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создающей условия для развития такой системы личных способностей, знаний и умений, которая позволила бы ребёнку в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.
Поиск решения данной проблемы привёл к необходимости выдвинуть гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: «Развитие у учащихся личностно-смыслового отношения к изучению химии посредством реализации деятельностного подхода в обучении». (Слайд 4)
Реализация такого подхода предполагает выведения содержания и процесса образования на качественно новый уровень - уровень социальной и практической значимости изучаемого предмета, непосредственный интерес ученика к предмету в целом, соотнесенный со сферой желания детей, с их возрастными особенностями и индивидуальными интересами.
Этого можно добиться, на мой взгляд, если будут решены следующие задачи (Слайд 5):
- Обеспечение качества образования путём повышения эффективности учебных занятий и профессионального мастерства учителя.
- Использование в учебном процессе новых методик и технологий, позволяющих развить личность учащегося с учетом его психологических возможностей и особенностей.
«Ученик пришел к вам учиться Личности – Личности в обстановке предмета». (П.Л. Капица) (Слайд 6)
Позволю себе остановиться более подробно на этих двух аспектах.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Качество образования достигается в первую очередь через повышение эффективности учебного занятия. А это возможно при постоянном творческом поиске учителем новых форм, средств и методов обучения.
Учебное занятие является показателем профессиональной компетенции и мастерства учителя. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Наукой доказано, что до 80% получаемой человеком информации забывается к вечеру того же дня, если он её самостоятельно не проработал, не связал с имеющимися знаниями. И только 20% информации сохраняется в памяти несколько дольше в зависимости от уровня её актуальности для человека. Чтобы знания приобретались в процессе собственной деятельности по их освоению, учитель, по моему мнению, должен:
- Исключить процедуры принуждения, но активно внедрять механизмы самооценки, саморегуляции школьников.
- Сокращать репродуктивные действия в процессе обучения и организовывать на учебных занятиях собственную учебно-познавательную деятельность школьников.
- Сокращать монолог, чаще использовать диалог и полилог, обучать школьников способам речевого взаимодействия.
- Исключить объективный характер отношений в образовательной среде, обеспечить субъектные отношения всех участников учебного процесса. (Слайд 7)
Для того чтобы иметь некоторую свободу в учебном процессе, реализуя деятельностный подход, и в то же время осмысленно им управлять, педагог главное внимание концентрирует не на отрезке времени от звонка до звонка, а на системе учебных занятий, позволяющих представить весь учебный цикл (модульные технологии). Переход на модульные технологии обучения влечет за собой отказ от традиционной схемы урока, от привычного прохождения программного материала по принципу «параграф - урок». Принципиальным отличием таких учебных занятий является то, что в его основе лежит совместная деятельность учителя и школьников. При этом центром активности на занятии становится ученик, т.е. процесс выстраивается от ученика, предусматривая поддержку самых маленьких ростков его самостоятельной мысли.
Отличается от традиционной практики и подготовка учителя к учебному занятию. Уже пишется не план урока, в котором точно определяются действия школьников на каждом этапе обучения, а план учебного занятия, который является ориентировочным, многовариантным планом развития совместной с учениками учебно-познавательной деятельности. И только творческий подход учителя позволит подготовить несколько возможных вариантов учебных ситуаций, т.е. организация занятий нового типа связана не с написанием привычных планов уроков, а с проектированием учебной ситуации. Под проектированием занятия понимается прогнозирование нескольких возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации. Таким образом, готовясь к занятию, учитель четко представляет технологическую карту всего учебного занятия, вехи, через которые должен пройти педагог, обеспечивая поддержку школьникам в организации их собственной деятельности. Речь фактически идет о заблаговременной наметке двух технологий обучения: одна из них предусматривает варианты поддерживающей деятельности учителя, а другая - моделирует соответствующие варианты учебной деятельности учащихся.
Переход на деятельностную парадигму обучения открывает путь для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.
Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, – это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. По его глубокому убеждению, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта, но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Учитель-мастер не останавливается на достигнутом, он находится в постоянном педагогическом поиске.
Есть очень меткое выражение «Кто не учится, тот не имеет права учить».
Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной личностью.
Помимо модульных технологий, использую здоровьесберегающие, т.к. считаю, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психофизиологическими качествами, невозможно без здоровьесберегающего компонента. Ещё Жан Жак Руссо говорил: « Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». (Слайд 8)
Направления деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников. (Слайд 9)
I. Рациональная организация учебного процесса.
- Соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса.
- Адекватность приёмов, методов, методик обучения (наши требования должны быть адекватны возможностям ребёнка).
- Контроль инноваций.
- Соблюдение требований к использованию ТСО.
- Индивидуализация обучения (технология уровневой дифференциации), которая имеет положительное воздействие на здоровье детей, т. к. имеет своей целевой ориентацией обучение каждого на уровне его потенциальных возможностей и способностей.
- Исключение из практики скоростных методик.
- Осваивание и применение мультимедийных технологий. (Слайд 10)
II. Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима. (Слайд 11)
Технология обучения на основе двигательной активности (Технология раскрепощенного развития детей), разработанная доктором медицинских наук В. Ф. Базарным. В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка. Уроки провожу в режиме смены динамических поз – часть урока ученик сидит за партой, другую – стоит за конторкой – это стол-трибуна (Слайд 12), высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы.
III. Создание полноценного здоровьесохранного пространства на уроке. (Слайд 13)
- Стимулирование познавательной активности.
- Развитие критического мышления, навыков самоанализа, коммуникабельности, сотрудничества, толерантности, ответственности.
- Развитие рефлексивных и эмпатических способностей, навыков общения, разрешения жизненных проблем, саморегуляции, в том числе стрессоустойчивости, самоорганизации и самоопределения, чувства уверенности на основе адекватной самооценки.
И последнее. Поскольку мы говорим о повышении учебно-воспитательного процесса за счет образовательных ресурсов, то, вступая в пятое поколение образовательных технологий, задачей любого учителя является максимальная реализация новых информационных (или компьютерных) технологий. Информационные технологии уже прочно вошли в современную жизнь. По данным Министерства труда только 6-ая часть всех специальностей не требует знаний ИТ. Использование компьютерных технологий в изучении естественных наук повышает познавательный интерес и мотивацию к учению.
Основные направления деятельности использования ИТ:
- создание дидактического и интерактивного демонстрационного материала;
- моделирование с применением ИТ различных процессов и явлений;
- проведение тестирования учащихся;
- ведение учителем мониторинга успеваемости по предмету. (Слайд 14)
Использование прогрессивных образовательных технологий, внедрение в практику работы системно-деятельного подхода в обучении помогают мне добиваться определённых успехов в своей профессиональной деятельности (Слайд 15):
- стабильности и роста уровня обученности по химии;
- ежегодное участие и награды учеников в олимпиадах и творческих конкурсах;
- хороший процент поступления выпускников в вузы химического профиля.
В заключении, хочу сказать:
Образовательная школа не только обучает, её основная задача-формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным, но успешность решения этих задач, во многом, определяется степенью педагогического мастерства учителя, главной характеристикой которого является способность его к творчеству.
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». (Эрих Фромм) (Слайд 16)
Задача педагога – научиться входить в особое состояние: у спортсменов – это второе дыхание, а у педагога – это творческое состояние. Оно залог успеха.