Цель:
- Углубить знания учащихся о делении организмов на 2 группы: прокариоты и эукариоты.
- Выявить характерные черты прокариот и неклеточных форм.
- Расширить кругозор об использовании прокариот и значении вирусов для человека.
- Сравнивать и делать выводы об эволюции клетки.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование. Таблицы:
- «Строение бактерий».
- «Строение вирусов».
- «Эволюция органического мира».
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Определение целей и задач урока.
- Постановка проблемных вопросов.
- Определение цели исследовательской деятельности групп учащихся.
II. Основная часть урока.
1) Повторение терминов: «цитология», «прокариоты», «эукариоты», «клетка», «ядро».
2) Слово учителя: «Большинство организмов состоит из клеток, но есть примитивные организмы – это вирусы и фаги, которые не имеют клеточного строения и поэтому все живое делится на 2 империи:
3) Проблемные вопросы урока:
- Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
- Выявить примитивные черты прокариот по сравнению с эукариотами.
4) Исследовательская работа в творческих группах учащихся:
- Учащиеся делятся на группы:
- Аналитическая группа – должна составить схему строения организма, его функции и значение.
- Творческая группа – кратко обобщает материал.
- Художественная группа – оформляет отчет.
- Перед началом работы на каждую группу выдается лист бумаги, на котором необходимо отобразить «Ваше представление о данном организме - прокариоты (бактерии, фаги), вирусы». Этот лист сдается в конце урока.
- Работа творческих групп.
- Отчет групп.
- Обобщение:
- «Особенности прокариотических клеток»:
- отсутствие ядра;
- наличие одной хромосомы;
- бедность цитоплазмы по составу клеточных структур;
- наличие оболочки.
- «Вирусы»:
- в состав имеют: РНК иди ДНК;
- никогда не размножаются вне клетки;
- нарушают работу клеток.
- «Особенности прокариотических клеток»:
- Вывод учителя: прокариоты несмотря на простое строение широко распространены в биосфере.
III. Заключение.
Подведение итогов работы всех творческих групп.
IV. Итог урока.
Оценки выставляются всем группам.