Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
  • совершенствование умения обозначать мягкость согласных на письме.

2. Развивающая: развивать мышление и умение частично- поисковой познавательной деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, культуру умственного труда.

Ход урока

1. Мотивация.

Возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.

Учебный материал с указанием заданий:

«Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать.
Надо много уметь».

- Какой у нас начинается урок?

- Что мы делаем на уроке русского языка?

- Хотите стать грамотными?

(Дети дают ответы.)

2. Актуализация.

  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного восприятия и усвоения новых знаний.
  • Создать проблемную ситуацию и создать учебную проблему.
  • Учить мыслить, анализировать.
  • Повторить гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласного.
  • Повторить словарные слова.
  • Сформулировать тему и поставить цели.

1) Повторение знаний об обозначении мягкости и твердости, согласных на письме гласными буквами.

(Дети анализируют, дают ответы, пишут.)

Слайд №1

На доске написаны буквы:

  • Е Е Ю И Ь

- Какое общее свойство у этих букв? (Обозначать мягкость согласного звука.)

- Все ли гласные буквы обозначающие мягкость согласного перечислены? (Нет буквы Я.)

- Найдите среди букв лишнюю букву, и докажите почему она лишняя? (Буква ь – звука не обозначает.)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

2.1. Этап целеполагания.

1) Сформулируйте тему урока.

(Учащиеся формулируют тему и ставят перед собой цели.)

(Мы обобщим наши знания и выведем новое орфографическое правило о значении ь.)

- Чему мы должны научиться?

2) Минутка чистописания.

- Определить порядок написания букв в данной цепочке и написать в данной закономерности.

  • Аь оьь уь ...

(Оценивают свою деятельность на полях.)

Слайд №2

- Проверка минутки чистописания. Самооценка.

3) Словарно-орфографическая работа.

(Учащиеся работают с сигнальными карточками.)

- Какую букву вставите в слова? (Слова на карточках.)

  • М ШИНА
  • УЧ НИК
  • Р БЯТА

Слайд №3

- Запишите слова, разделив их на слоги.

- Чем похожи все эти слова?

- Назовите буквы обозначающие мягкий согласный звук?

- Какая буква лишняя и почему?

- Почему остальные звуки стали мягкими?

- Где стоят мягкие согласные в этих словах в середине или на конце?

4) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете. А на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

3. Усвоение нового способа действия.

Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

1) Постановка проблемы в виде проблемного задания и ее решение (2 уровня проблемности).

- Придумайте слова с мягким согласным на конце слов и запишите их. Выведите правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.

(Дети записывают на листочках слова и правило.)

- Спишите слова и выведите по этим словам правило. Докончите запись правила на листочке.

(Дети читают правило. Самооценка на листочке.)

2) Проверка выдвинутой гипотезы (правила) по учебнику стр. 68.

4. Формирование умений и навыков.

  1. Организовать проверку на практике выдвинутого правила.
  2. Учить применять полученные знания на практике.

1) Проверьте, правильно ли выполнено задание, выписать односложные слова с мягким знаком на конце:

  • Семь, олень, дверь, гусь, сталь, цепь.

(Дети проверяют и доказывают, выполняют фонетический разбор.)

Слайд №4

- Почему слово олень лишнее? Сделайте фонетический разбор слова.

- Что общего у всех слов?

- Как на письме обозначают мягкость согласного звука?

(Работа в тетради.)

2) Выполнение упр.146.

(Самооценка.)

3) Выполнение упр.148 по вариантам:

1 вариант: 1,2 предложение.

2 вариант: 3, 4 предложение.

(Дети формулируют задание: можно вставить в словах, где нужно ь, разделить слова на две группы с мягким знаком на конце и без него. Выполняют. Делают взаимопроверку.)

- Проверка. Найти в тексте слова, где звуков меньше чем букв.

4) Посмотрите на доску и сформулируйте задание (на доске написаны слова: портфел?, куст?, ворот?,вратар ?,корабл?, звер?, пенал?, лист?.)

Слайд №5

- Выполните эти задания.

5. Диагностика.

Выявить уровень усвоения новых знаний.

Графический диктант.

(Дети пишут: ь -ь -ь-.)

Диктую слова: гусь, стол, цель, суп, роль, сом.

- Найдите закономерность в придумывании слов и устно в данной закономерности придумайте слова.

(Дети придумывают слова по цепочке (следующее слово должно быть с мягким знаком на конце.)

Слайд №6

- Самопроверка графического диктанта. Самооценка на полях.

- Придумайте и запишите слова на новое правило.

(Дети записывают.)

- Взаимопроверка и взаимооценка.

(Работа в паре.)

6. Домашнее задание.

Закрепить полученные знания.

1 уровень – стр.68 упр.149.

2 уровень – подобрать и записать 10 слов на изученное правило.

3 уровень – составить текст, используя слова день, пень, лень, портфель и записать его.

Всем: правило стр. 68.

(Дети записывают задание.)

7. Рефлексия. Эмоциональная.

Узнать о качестве проведенного урока.

- Если понравился урок пусть мигнет зеленый глазок светофора, если нет , то красный.

(Работа со светофором.)

8. Вывод.

Подвести итог урока.

- Кто достиг поставленных целей?

- Поможет ли новое правило стать более грамотными учениками?

(Ребята делают выводы.)