Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1. Образовательная:
- уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- совершенствование умения обозначать мягкость согласных на письме.
2. Развивающая: развивать мышление и умение частично- поисковой познавательной деятельности.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, культуру умственного труда.
Ход урока
1. Мотивация.
Возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.
Учебный материал с указанием заданий:
«Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать.
Надо много уметь».
- Какой у нас начинается урок?
- Что мы делаем на уроке русского языка?
- Хотите стать грамотными?
(Дети дают ответы.)
2. Актуализация.
- Актуализировать имеющиеся знания для успешного восприятия и усвоения новых знаний.
- Создать проблемную ситуацию и создать учебную проблему.
- Учить мыслить, анализировать.
- Повторить гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласного.
- Повторить словарные слова.
- Сформулировать тему и поставить цели.
1) Повторение знаний об обозначении мягкости и твердости, согласных на письме гласными буквами.
(Дети анализируют, дают ответы, пишут.)
На доске написаны буквы:
- Е Е Ю И Ь
- Какое общее свойство у этих букв? (Обозначать мягкость согласного звука.)
- Все ли гласные буквы обозначающие мягкость согласного перечислены? (Нет буквы Я.)
- Найдите среди букв лишнюю букву, и докажите почему она лишняя? (Буква ь – звука не обозначает.)
- Чем мы будем заниматься на уроке?
2.1. Этап целеполагания.
1) Сформулируйте тему урока.
(Учащиеся формулируют тему и ставят перед собой цели.)
(Мы обобщим наши знания и выведем новое орфографическое правило о значении ь.)
- Чему мы должны научиться?
2) Минутка чистописания.
- Определить порядок написания букв в данной цепочке и написать в данной закономерности.
- Аь оьь уь ...
(Оценивают свою деятельность на полях.)
- Проверка минутки чистописания. Самооценка.
3) Словарно-орфографическая работа.
(Учащиеся работают с сигнальными карточками.)
- Какую букву вставите в слова? (Слова на карточках.)
- М ШИНА
- УЧ НИК
- Р БЯТА
- Запишите слова, разделив их на слоги.
- Чем похожи все эти слова?
- Назовите буквы обозначающие мягкий согласный звук?
- Какая буква лишняя и почему?
- Почему остальные звуки стали мягкими?
- Где стоят мягкие согласные в этих словах в середине или на конце?
4) Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете. А на конце слов бывают мягкие согласные звуки?
3. Усвоение нового способа действия.
Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
1) Постановка проблемы в виде проблемного задания и ее решение (2 уровня проблемности).
- Придумайте слова с мягким согласным на конце слов и запишите их. Выведите правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.
(Дети записывают на листочках слова и правило.)
- Спишите слова и выведите по этим словам правило. Докончите запись правила на листочке.
(Дети читают правило. Самооценка на листочке.)
2) Проверка выдвинутой гипотезы (правила) по учебнику стр. 68.
4. Формирование умений и навыков.
- Организовать проверку на практике выдвинутого правила.
- Учить применять полученные знания на практике.
1) Проверьте, правильно ли выполнено задание, выписать односложные слова с мягким знаком на конце:
- Семь, олень, дверь, гусь, сталь, цепь.
(Дети проверяют и доказывают, выполняют фонетический разбор.)
- Почему слово олень лишнее? Сделайте фонетический разбор слова.
- Что общего у всех слов?
- Как на письме обозначают мягкость согласного звука?
(Работа в тетради.)
2) Выполнение упр.146.
(Самооценка.)
3) Выполнение упр.148 по вариантам:
1 вариант: 1,2 предложение.
2 вариант: 3, 4 предложение.
(Дети формулируют задание: можно вставить в словах, где нужно ь, разделить слова на две группы с мягким знаком на конце и без него. Выполняют. Делают взаимопроверку.)
- Проверка. Найти в тексте слова, где звуков меньше чем букв.
4) Посмотрите на доску и сформулируйте задание (на доске написаны слова: портфел?, куст?, ворот?,вратар ?,корабл?, звер?, пенал?, лист?.)
- Выполните эти задания.
5. Диагностика.
Выявить уровень усвоения новых знаний.
Графический диктант.
(Дети пишут: ь -ь -ь-.)
Диктую слова: гусь, стол, цель, суп, роль, сом.
- Найдите закономерность в придумывании слов и устно в данной закономерности придумайте слова.
(Дети придумывают слова по цепочке (следующее слово должно быть с мягким знаком на конце.)
- Самопроверка графического диктанта. Самооценка на полях.
- Придумайте и запишите слова на новое правило.
(Дети записывают.)
- Взаимопроверка и взаимооценка.
(Работа в паре.)
6. Домашнее задание.
Закрепить полученные знания.
1 уровень – стр.68 упр.149.
2 уровень – подобрать и записать 10 слов на изученное правило.
3 уровень – составить текст, используя слова день, пень, лень, портфель и записать его.
Всем: правило стр. 68.
(Дети записывают задание.)
7. Рефлексия. Эмоциональная.
Узнать о качестве проведенного урока.
- Если понравился урок пусть мигнет зеленый глазок светофора, если нет , то красный.
(Работа со светофором.)
8. Вывод.
Подвести итог урока.
- Кто достиг поставленных целей?
- Поможет ли новое правило стать более грамотными учениками?
(Ребята делают выводы.)