Урок-путешествие

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Закрепить письменные приёмы сложения и вычитания, учить применять при решении различных заданий.
  2. Совершенствовать умения составлять задачи по краткой записи, правильно записывать решение.
  3. Развитие математического мышления, внимания, памяти.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • абак, карточки, набор ракушек;
  • индивидуальное задание для учащихся;
  • мультимедийное Приложение 1, Приложение 2;
  • звуки прибоя.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит запись шума разбивающихся о непреклонный, скалистый берег волн.)

Дело было вечером. Готовлюсь ко сну и пересматриваю фотографии. (Приложение № 2, слайды № 1-4) Одолевает сон. Снится мне мой ученик Сущенко Андрей. (Приложение 2, слайд № 5) Он уже штурман дальнего плавания. Подходит ко мне, просит прочитать любимое его стихотворение « Детские глаза». Я очень обрадовалась такой встрече и с удовольствием читаю стихотворение.

О, эти детские глаза, глядящие в меня, как в воду.
В них- то веселье, то слеза, то предвкушение свободы.
Они мне – компас и штурвал, они – маяк в житейском море.
В них детских чувств девятый вал меня качает на просторе.
Они в беде не подведут и не разлюбят, не обманут.
Жаль одного: они уйдут, как только быть детьми устанут.
В них вдруг исчезнет озорство, и юность робко улыбнётся.
Но точно знаю, их тепло вновь с первоклашками вернётся!

Андрей подаёт мне свою сильную руку и приглашает в морское путешествие. А как же я без детей 2- а класса? А вот и они, их родители, коллеги по работе.

2. Обращение к детям. (Приложение № 1, слайд № 1)

Поведём наше судно по морям и океанам. Но водная стихия не простая, а математическая. Нам необходимо проверить себя на внимательность, сообразительность, показать знание письменных приёмов сложения и вычитания и умение их применять в непредвиденных ситуациях. Тетрадь – это бортовой журнал. Записи в нём ведутся чётко, аккуратно и грамотно. 1

Отправляемся в путь. Семь футов под килем! Счастливого пути, как говорят настоящие моряки. (Приложение № 1, слайд № 2)

Запишем дату нашего путешествия.

3. Индивидуальная работа с сильными учащимися.

Посмотрела я на детей, а кого-то нет. И вспомнилось мне: напишу задание на доске перед уроком, а Виктория и Женя решат его до звонка.

Карточка № 1. Решить задачу по краткой записи.

Карточка № 2. 321 – 123 = 856 – ... =

Если примеры решены правильно, то по последней цифре я угадаю ответ (математический фокус «Угадывание разности»).

Ученик называет последнюю цифру ответа.

4. Чистописание.

На наборном полотне цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Вылетела 9 и заявила, что она больше всех. Я не какая-нибудь единица. Единица засмеялась, подскочила к 9 слева. (Приложение № 1, слайд № 3)

  • Кто теперь больше, ты или я?
  • Какое получилось число?
  • Как можно его прочитать?

Единица не унималась: самое главное – это место цифры в числе.

(Работа с абаком.)

В тетрадь записываем число 19, меняем местами десятки и единицы, записываем 91. Поняли цифры и перестали спорить.

  • Какое из этих чисел больше?
  • От большего отнимаем меньшее. На сколько больше?

5. Устный счёт.

(Приложение № 1, слайд № 4) Но что это? Это коралловые рифы, наткнувшись на которые наш корабль может дать течь и затонуть. Проведём его без пробоин.

6. Закрепление.

1) Вот мы и в открытом море. (Приложение № 1, слайд № 5)

Кто это плещется, ныряет, выпускает фонтан? Это синий кит, самое крупное животное на Земле. Его вес- 30 слонов, 150 легковых автомобилей, 1600 человек, длина достигает 35 метров. Невдалеке от него дельфин. Это чёрная гринда. Дельфины много раз помогали тонущим людям.

  • Составим задачу и решим её.

2) Необитаемый остров. Обойдём его вокруг.

  • Какую геометрическую фигуру видим?
  • Что о нём знаем?
  • Находим периметр.

(Приложение № 1, слайд № 6)

3) Физкультурная минутка. Надеваем акваланги и готовимся к погружению. (Приложение № 1, слайд № 7)

4) Очень темно, включаем фонари. Погружаемся. (Приложение № 1, слайд № 8)

5) Вот он гигантский кальмар. Длина его щупалец может достигать 12 метров, питается кальмарами помельче и рыбой. Выполним задание и приблизимся к нему. (Приложение № 1, слайд № 9)

6) А вот и глубоководный плавниковый осьминог. Попробуем приблизиться. (Приложение № 1, слайд № 10)

7) А кто откажется встретиться с морской звездой? (Приложение № 1, слайд № 11)

8. Итог урока.

Математический фокус «Угадывание числа».

Хочу поближе познакомить ещё с одним морским животным – это жемчужный кораблик (наутилус). (Приложение № 1, слайд № 12) Вот это и есть жемчужница. Называют её так потому, что если песчинка попадёт внутрь раковины, вокруг неё откладывается слой перламутра и образуется жемчужина, из которой можно делать украшения. Ради жемчужин люди и ловят этих животных. Но из 1000 животных – в одной жемчужина. Кто же из вас такой счастливчик?

Записать двузначное число разными цифрами. Поменять местами десятки и единицы. Из большего числа вычесть меньшее. У полученной разности опять переставить цифры. Сложить разность с полученным числом.

Открываю секрет. У вас получилось 99!

9. Выставление оценок.

Сувенир – раковина и оценка 5, если в ответе 99.

10. Домашнее задание.

Карта для новых путешествий (карточка «сосчитай и раскрась»).

11. Возвращение домой.

(см. Приложение № 1, слайд № 13) Оригами «кораблик».

И тут я проснулась.

26 – желтый
27 – голубой
35 – оранжевый
37 – черный
39 – красный
43 – коричневый

48 – лиловый
53 – зеленый
58 – красный
59 – коричневый
64 – голубой
65 – красный

69 – оранжевый
74 – желтый
76 – оранжевый
87 – красный
88 – зеленый

22 – лиловый
23 – зеленый
31 – оранжевый
32 – красный
38 – черный
44 – лиловый

45 – желтый
47 – голубой
53 – желтый
54 – красный
62 – голубой
63 – зеленый

71 – желтый
72 – лиловый
85 – оранжевый
86 – красный
93 – оранжевый
94 – голубой

Литература:

  1. Т. П. Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе.
  2. О. В. Узорова. Познавательный задачник по математике.
  3. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по математике.
  4. С. А. Зайцева. Методика обучения математике в начальных класса.