Цель урока:
- Закрепить письменные приёмы сложения и вычитания, учить применять при решении различных заданий.
- Совершенствовать умения составлять задачи по краткой записи, правильно записывать решение.
- Развитие математического мышления, внимания, памяти.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- абак, карточки, набор ракушек;
- индивидуальное задание для учащихся;
- мультимедийное Приложение 1, Приложение 2;
- звуки прибоя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
(Звучит запись шума разбивающихся о непреклонный, скалистый берег волн.)
Дело было вечером. Готовлюсь ко сну и пересматриваю фотографии. (Приложение № 2, слайды № 1-4) Одолевает сон. Снится мне мой ученик Сущенко Андрей. (Приложение 2, слайд № 5) Он уже штурман дальнего плавания. Подходит ко мне, просит прочитать любимое его стихотворение « Детские глаза». Я очень обрадовалась такой встрече и с удовольствием читаю стихотворение.
О, эти детские глаза, глядящие в меня, как в воду.
В них- то веселье, то слеза, то предвкушение свободы.
Они мне – компас и штурвал, они – маяк в житейском море.
В них детских чувств девятый вал меня качает на просторе.
Они в беде не подведут и не разлюбят, не обманут.
Жаль одного: они уйдут, как только быть детьми устанут.
В них вдруг исчезнет озорство, и юность робко улыбнётся.
Но точно знаю, их тепло вновь с первоклашками вернётся!
Андрей подаёт мне свою сильную руку и приглашает в морское путешествие. А как же я без детей 2- а класса? А вот и они, их родители, коллеги по работе.
2. Обращение к детям. (Приложение № 1, слайд № 1)
Поведём наше судно по морям и океанам. Но водная стихия не простая, а математическая. Нам необходимо проверить себя на внимательность, сообразительность, показать знание письменных приёмов сложения и вычитания и умение их применять в непредвиденных ситуациях. Тетрадь – это бортовой журнал. Записи в нём ведутся чётко, аккуратно и грамотно. 1
Отправляемся в путь. Семь футов под килем! Счастливого пути, как говорят настоящие моряки. (Приложение № 1, слайд № 2)
Запишем дату нашего путешествия.
3. Индивидуальная работа с сильными учащимися.
Посмотрела я на детей, а кого-то нет. И вспомнилось мне: напишу задание на доске перед уроком, а Виктория и Женя решат его до звонка.
Карточка № 1. Решить задачу по краткой записи.
Карточка № 2. 321 – 123 = 856 – ... =
Если примеры решены правильно, то по последней цифре я угадаю ответ (математический фокус «Угадывание разности»).
Ученик называет последнюю цифру ответа.
4. Чистописание.
На наборном полотне цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Вылетела 9 и заявила, что она больше всех. Я не какая-нибудь единица. Единица засмеялась, подскочила к 9 слева. (Приложение № 1, слайд № 3)
- Кто теперь больше, ты или я?
- Какое получилось число?
- Как можно его прочитать?
Единица не унималась: самое главное – это место цифры в числе.
(Работа с абаком.)
В тетрадь записываем число 19, меняем местами десятки и единицы, записываем 91. Поняли цифры и перестали спорить.
- Какое из этих чисел больше?
- От большего отнимаем меньшее. На сколько больше?
5. Устный счёт.
(Приложение № 1, слайд № 4) Но что это? Это коралловые рифы, наткнувшись на которые наш корабль может дать течь и затонуть. Проведём его без пробоин.
6. Закрепление.
1) Вот мы и в открытом море. (Приложение № 1, слайд № 5)
Кто это плещется, ныряет, выпускает фонтан? Это синий кит, самое крупное животное на Земле. Его вес- 30 слонов, 150 легковых автомобилей, 1600 человек, длина достигает 35 метров. Невдалеке от него дельфин. Это чёрная гринда. Дельфины много раз помогали тонущим людям.
- Составим задачу и решим её.
2) Необитаемый остров. Обойдём его вокруг.
- Какую геометрическую фигуру видим?
- Что о нём знаем?
- Находим периметр.
3) Физкультурная минутка. Надеваем акваланги и готовимся к погружению. (Приложение № 1, слайд № 7)
4) Очень темно, включаем фонари. Погружаемся. (Приложение № 1, слайд № 8)
5) Вот он гигантский кальмар. Длина его щупалец может достигать 12 метров, питается кальмарами помельче и рыбой. Выполним задание и приблизимся к нему. (Приложение № 1, слайд № 9)
6) А вот и глубоководный плавниковый осьминог. Попробуем приблизиться. (Приложение № 1, слайд № 10)
7) А кто откажется встретиться с морской звездой? (Приложение № 1, слайд № 11)
8. Итог урока.
Математический фокус «Угадывание числа».
Хочу поближе познакомить ещё с одним морским животным – это жемчужный кораблик (наутилус). (Приложение № 1, слайд № 12) Вот это и есть жемчужница. Называют её так потому, что если песчинка попадёт внутрь раковины, вокруг неё откладывается слой перламутра и образуется жемчужина, из которой можно делать украшения. Ради жемчужин люди и ловят этих животных. Но из 1000 животных – в одной жемчужина. Кто же из вас такой счастливчик?
Записать двузначное число разными цифрами. Поменять местами десятки и единицы. Из большего числа вычесть меньшее. У полученной разности опять переставить цифры. Сложить разность с полученным числом.
Открываю секрет. У вас получилось 99!
9. Выставление оценок.
Сувенир – раковина и оценка 5, если в ответе 99.
10. Домашнее задание.
Карта для новых путешествий (карточка «сосчитай и раскрась»).
11. Возвращение домой.
(см. Приложение № 1, слайд № 13) Оригами «кораблик».
И тут я проснулась.
26 – желтый |
|
69 – оранжевый |
22 – лиловый |
|
71 – желтый |
Литература:
- Т. П. Лакоценина. Необычные уроки в начальной школе.
- О. В. Узорова. Познавательный задачник по математике.
- О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по математике.
- С. А. Зайцева. Методика обучения математике в начальных класса.