Пояснительная записка
Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.
У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе.
Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией.
Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Реализуя муниципальную программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения г. Мирного, в 2008-2009 учебном году, в МДОУ № 7 начал свою работу кружок по знакомству детей с основами православной культуры “Свечечка”. Цель создания кружка – содействие воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. В ходе работы кружка был разработан и реализован проект “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”. Педагоги детского сада “Чебурашка” с большой ответственностью подбирали наглядный материал, разрабатывали конспекты занятий и экскурсий, создавали сценарий православного праздника, изготовляли народные костюмы и декорации. Свою работу строили под девизом “Доброе насаждение приносит добрые плоды”. 7 апреля, в детском саду, дети, родители и педагоги все вмести встретили один из главных православных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы красочным театрализованным представлением “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”.
Проблема (см. приложение 1). Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси?
Цель. Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
Развивающие:
- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
- Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;
- Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
Участники проекта: дети (возраст 5-6 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, руководитель кружка “Свечечка”.
Продолжительность проекта: 1 месяц (март)
Мероприятия по реализации проекта
- Познавательно - речевое развитие.
- Тематическое занятие “Светлый православный праздник весны”.
- Задушевные беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо - этот храм!”, “Что такое иконы?”.
- Экскурсия в Храм Архангела Михаила.
- Чтение художественных произведений:
“Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А.С.Пушкин; “Гуси-лебеди” Русская народная сказка, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.
- Рассказывание на тему: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый православный праздник моей семьи”, “Что я видел в храме”.
- Заучивание стихотворений: “Птичка” А.С.Пушкин, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.
- Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод, ельник, березник, вестник, Иисус, младенец.
- Разучивание русских народных песен: “Капуста”, “Ой бежит ручьём вода”, “Ельник да березник”, “Веночек”.
- Художественно - творческая деятельность.
- Занятие по изодеятельности “Птички - невелички!”
- Рисование: “Мы на экскурсии”, “Встречам весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм”
- Аппликация “Птицы”
- Оригами “Ангел”
- Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”
- Изготовление из солёного теста “Праздничная птица”
- Рассматривание картин из серии “Иконы”.
- Слушание духовной музыки в аудиозаписи.
- Игровая деятельность.
- Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”, “Деревенский дворик”.
- Подвижные игры: “Кто дальше перепрыгнет через костёр?”, “Гуси-гуси”.
- Хороводные игры: “Капуста”, “Заводите хоровод вокруг гармошки”, “Веночек”, “Ельник да березник”.
- Сюжетно- ролевые игры: “Семья”, “Птичий рынок”.
- Работа с родителями.
- Создание рисунков “Любимый православный праздник моей семьи”
- Консультация для родителей “Доброе насаждение – приносит добрые плоды!”
- Лекторий (см. приложение 3) для родителей в форме папки-передвижки “Благовещение Пресвятой Богородицы”.
- Помощь в оформление музыкального зала к празднику “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”
- Помощь родителей в изготовлении и украшении русских народных костюмов к празднику.
- Участие родителей (см. приложение 4) в празднике “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”, драматизации по мотивам сказки “Гуси-лебеди”.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
март |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1. Тематическое занятие по
познавательному развитию “Православный
праздник Благовещение”. 2. Беседа “Без доброты нам не прожить на свете”. 3. Чтение художественных произведений: “Гуси-лебеди” Русская народная сказка “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев 4. Рассказывание на тему: “Птицы возвра-щаются на Родину из тёплых краёв”. 5.Рисование “Встречаем весну” 6.Рассматривание картин из серии “Иконы”. 7.Разучивание русской народной песни “Ой, ручьём бежит вода”. 8. Хороводная игра “Капуста”. 9. Подвижная игра: “Кто дальше перепрыгнет через костёр?” 10. Дидактическая игра: “Приметы весны”. |
1. Беседа “Что такое иконы?” 2. Чтение художественных произведений: “Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин “Птичка” А.С.Пушкин 3. Рассказывание на тему “Любимый православный праздник моей семьи”. 4. Рисование “Русский народный костюм”. 5.Аппликация “Птицы”. 6.Дидактическая игра “Перелётные птицы”. 7.Сюжетно-ролевая игра “Семья”. 8.Хороводная игра “Заводите хоровод вокруг гармошки”. 9.Рассматривание картин из серии “Иконы”. 10.Разучивание русской народной песни “Ельник да березник”. |
1.Занятие по изодеятельности “Птички-невелички”. 2.Беседа “Что за чудо - этот храм!” 3. Чтение художественных произведений: “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова 4.Экскурсия в Храм Архангела Михаила. 5.Рисование “Мы на экскурсии”. 6.Оригами “Ангел” 7. Инсценировка сказки “Гуси - лебеди” 8.Дидактическая игра “Деревенский дворик”. 9.Подвижная игра “Гуси-гуси”. 10.Хороводная игра “Ельник да березник”. 11.Разучивание русской народной песни “Веночек”. |
1.Беседа “В день Благовещения”. 2.Чтение художественных произведений: “Благовещение” С.Высоцкая “Благовещение” Дмитрий Захаров 3.Рисование “Русская изба”. 4.Хороводная игра “Веночек”. 5.Сюжетно-ролевая игра “Птичий рынок”. 6.Подвижная игра “Гуси-гуси”. 7.Рассказывание на тему “Что я видел в храме”. 8.Слушание русских народных песен. 9.Праздничное развлечение “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!” |
Реализация проекта по этапам
Этапы | Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап: | 1.Формулирует проблему: Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси? 2.Вводит в игровую ситуацию (как помочь Весне подневольных птичек отпустить на волю?) 3.Подводит к формулировке задач: - узнать, как на Руси праздновали православный праздник Благовещение; - иметь представление о православных и народных традициях дня Благовещения; - отразить свои впечатления в рисунках, аппликации, хороводных играх; - принять участие вместе с родителями в православном празднике “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!” |
1.Входят в проблему. Рассматривают и читают письмо от Весны. 2.Вживаются в ситуацию. 3.Обсуждают проблемную ситуацию. 4. Принимают задачи, дополняют. |
2 этап: |
1. Организует деятельность детей: -познавательно-речевую; -художественно-творческую; -игровую; -работу с родителями. 2. Организует экскурсию в Храм Архангела Михаила. |
1.Принимают активное участие в продуктивной деятельности. 2.Заучивают песни, стихи, распределяют роли в инсценировке сказки. 3. Рассматривают икону, знакомятся с убранством храма. |
3 этап: |
1. Организует подготовку к презентации. 2. Проводит, совместно с детьми и родителями, праздничное развлечение “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!” |
Участвуют в подготовке и проведении праздника. |
Сценарий совместного развлечения детей и родителей старшей группы “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”
Цель:
- закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта в продуктивной, художественной, творческой и музыкальной деятельности;
- создать у детей праздничное настроение, эмоциональный отклик.
Действующие лица:
Ведущий: Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).
Алёнушка, Иванушка, Подружки: дети в традиционных русских костюмах.
Зайчиха, Медведица: дети в шапочках животных.
Цветы: 2 девочки в шапочках цветов.
Ангел, Послушание, Милосердие, Доброта: дети в костюмах олицетворяющие добродетели.
Гуси-лебеди: 2 мальчика в костюмах птиц.
Матушка, Батюшка: родители воспитанников.
Оформление зала. На центральной стене (см. фото) на ткани - изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов. На левом занавесе (см. фото) выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). На правом занавес (см. фото) выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна). Макет (см. фото) костра, выполненный из картона, обклеенный галлографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.
Ход праздника
Под русскую народную мелодию в обработке И.Кишко “Ой, бежит ручьём вода” входят дети и Хозяйка, образуя хоровод вокруг костра, исполняют песню.
Хозяйка: (не спеша) Дай бог тому, кто в моём дому, дорогим гостям, милым детушкам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуйте, дети наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь. (дети приветствуют гостей русским поклоном)
Хозяйка: Пожалуйте ко мне пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать. (В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Дети садятся на стульчики возле изображения русской избы)
Хозяйка: А расскажу я вам нынче про наше житьё - бытьё, как на Руси матушке третью весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает “наступлению весны” и в нашем сердце.
Ребёнок: (встаёт у нарисованной церкви)
А весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес
Благовещение с небес!
Хозяйка: А давайте дети вспомним, какие же события послужили основой Благовещения? (ответы детей)
Хозяйка: Ребята, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника. (В аудиозаписи звучит тихо фоновая музыка “В церкви” Чайковский)
Хозяйка (продолжает не спеша): Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Наши дети знают стихи об этом празднике, давайте послушаем их
(трое детей встают у изображения церкви, читают стихи (см. фото))
1 ребёнок.
С крыши льётся светлая капель
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтоб принести благую весть!
2 ребёнок.
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
3 ребёнок.
Вешний воздух над землёй царил,
Зеленели тонко луговины,
Весть принёс архангел Гавриил
О рождении спасителя и сына.
Хозяйка: Да, ребятушки, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении спасителя мира особенно радостной. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).
Хозяйка (продолжая):Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, костры те приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня, кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! А ну-ка молодцы выходите, удаль русскую покажите!
Русская народная игра “ Кто дальше перепрыгнет через костёр”
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём.
Хозяйка: Ох, и ловки вы, добры молодцы! (Воспитатель убирает макет костра за ширму. Мальчики садятся на свои места)
Хозяйка: Накануне Благовещения крестьяне начинали сельскохозяйственные работы, например, сажали капусту с верою, что капусту, посаженную в день Благовещения, мороз не тронет.
Дети исполняют хоровод “Капуста” музыка и слова народные.
Под пение первого куплета дети “завивают капусту”: взявшись за руки, обходят крайнего в хороводе по спирали, пока не образуется несколько колец. Под пение второго куплета повторяют в обратном порядке все движения (раскручивают спираль). Затем дети садятся на свои места.
Хозяйка: Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Это событие изображено на многих иконах (показывает на икону в избе). А что дети изображено на иконе? (ответы детей)
Хозяйка: Так же это событие описано во многих стихах, одно из них вы сейчас услышите (выходит ребёнок и читает стихотворение).
“Благовещение” (Дмитрий Захаров)
Капели… Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном
Благая весть, благая весть!
И, слыша в звоне колокольном
Благую, радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный
Есть жизнь, весна, надежда есть!
Хозяйка: По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас, дети, об этом слышал?
Ребёнок: Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.
Хозяйка: Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. А какие вы ребята знаете народные приметы?
Ответы детей
1. Если на Благовещение ночь тёплая - весна дружная.
2. Мокрое Благовещение - грибное лето.
3. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.
4. Благовещение без ласточек - тёплая весна.
Хозяйка: На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну, исполним для неё хороводную песню.
Хороводное упражнение “Заводите хоровод вокруг гармошки” музыка и слова народные.
Дети образуют хоровод, в центр которого выходит мальчик с гармошкой, изображая гармониста. Дети идут по кругу, исполняя песню, повторяя танцевальные движения гармониста. Упражнение повторяется, на гармошке “играет” другой ребёнок.
Хозяйка: А сейчас я предлагаю вам, ребятушки, поиграть в нашу любимую хороводную игру “Веночек”.
Дети поют, делая круговые движения руками, напоминающие плетение венка. 4 ребёнка берут искусственные цветы (василёк, кашка, лютик, роза) и под слова песни подходят к воспитателю и вплетают ему цветы в венок, который он держит в руках. Когда в венок будут вплетены все цветы, воспитатель одевает его и танцует в центре хоровода. Дети повторяют движения за педагогом, затем садятся на стульчики.
Хозяйка: Расскажу я вам одну сказочку. А вы садитесь прямей да слушайте! Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка.
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.
Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома посиди, да за братцем пригляди, одного его не оставляй.
Матушка (с любовью): А я тебе, доченька, для праздника новый платочек куплю на рынке.
Аленушка (ласково): Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.
Батюшка с Матушкой уходят, прощаясь с детьми. Алёнушка и Иванушка садятся в избе на скамью.
Хозяйка: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.
Звучит мелодия песни “Красный сарафан” Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку и все вместе исполняют русский народный танец.
Подружки (хором).
"Выйди, Маша, из ворот, из ворот.
Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод! "
Аленушка (с грустью).
"Нет, подружки не могу, не могу:
Братца Ваню берегу, стерегу!"
Подружка (одна из девочек).
"На крылечке серый кот, серый кот,
Пусть он Ваню бережет, стережет".
Хозяйка: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.
Аленушка (подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.
Иванушка (удивлёно): Да ведь надо родителей дождаться!
Аленушка (радостно): Ничего! Я быстро! (Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)
Подружки и Алёнушка (хором).
Гори-гори ясно.
Чтобы не погасло.
Погляди на небо
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Хозяйка: Ребята, Аленушка с подружками приглашают нас поиграть с ними в хороводную игру.
Игра “ Ельник да березник” музыка и слова народные.
Дети образуют хоровод. Идут по кругу, исполняя первый куплет. Под пение второго куплета в круг входит девочка с яркой лентой на плечах и незаметно роняет ленту под ноги мальчику. Под пение третьего куплета выбранный мальчик, поднимает ленту и надевает ленту, потерявшей её девочке, кланяясь ей. Хоровод повторяется, в круг с лентой выходит уже другая девочка. Затем дети садятся. Иванушка остается один на лавочке.
Хозяйка (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.
В аудиозаписи звучит музыка “Баба Яга” Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.
Хозяйка (тревожно): Схватили братца и унесли.
Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.
Аленушка (испугано): Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню! (Под слова, которые произносит педагог, Алёнушка бежит вокруг полянки).
Хозяйка.
Среди листвы зеленой.
Среди цветов, полян
Мелькает твой Алена,
Красный сарафан
И все зовешь в тревоге
Алёнушка: "Иванушка! Ау!"
Хозяйка: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит и сама не знает. Видит на пути зайчиха с зайчонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме зайчика, которая держит в руках игрушечного зайчика)
Зайчиха (жалобно): Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей медведь с медвежонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме медведя, которая держит в руках игрушечного медвежонка, запутанного в сети)
Медведица (жалобно): Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Видит - цветочки маленькие расцвели. (Алёнушка останавливается на полянке. Две девочки исполняют роль цветов).
Цветы (жалобно): Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету, к солнышку потянуться!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!
Хозяйка: Бежала так Аленушка, а куда бежала - сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг полянка лесная, берёзы стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.
Алёнушка садится на пенёк у берёзовой рощи.
Аленушка (грустно): Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!
(В аудиозаписи звучит “Утренняя молитва” Чайковского. Из-за занавеса выходит девочка в костюме ангела и тихо подходит к Алёнушке).
Ангел (тихо, спокойно): Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает тот сам себя бедным да несчастным делает.
Аленушка (удивлёно): А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками играла. А потом все по лесу бежала.
Ангел: А вот они три сестры - три твоих верных подруги.
(Выходят дети в костюмах, олицетворяющие добродетели (Послушание, Милосердие, Доброта (см. фото))
Аленушка (удивлёно): Кто вы?
Послушание: Вспомни, Аленушка с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?
Аленушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть... Ах, что же я наделала, не послушалась!
Послушание: Вот ты меня и вспомнила имя мое - Послушание!
Милосердие: Алёнушка, а когда тебя зайчиха, медведица, цветочки о помощи просили, ты им помогла?
Алёнушка (наклонив голову): Стыдно мне. Никому я не помогла, немилосердная я!
Милосердие: Вот и меня вспомнила! Имя мне - Милосердие!
Доброта: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне - Доброта.
Аленушка (обращаясь к ангелу): А тебя я сама узнала! Ты - мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне! (Ангел выводит Иванушку и подводит его к Алёнушке).
Аленушка (радостно): Иванушка!
Иванушка (настороженно): Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.
Аленушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.
Хозяйка: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: медвежонку помогли и зайчика из беды выручили и про цветочки не позабыли. (Алёнушка и Иванушка бегут в обратную сторону, помогая всем в пути).
Хозяйка: А тут и колокола зазвонили. (В аудиозаписи звучит колокольный звон).
Хозяйка: Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать.
Аленушка и Иванушка подходят к избе. Под русскую народную музыку “Поленка” входят батюшка и матушка с птичьей клеткой в руках, к прутьям которой привязаны бумажные птицы, приготовленные на занятии.
Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку “Поленка” родители обнимают детей. Все вместе они радостно танцуют).
Хозяйка: Обрадовались мама и папа, что детушки их живы и здоровы и доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.
Матушка: А я тебе Алёнушка, как и обещала, новый платочек купила к празднику. (Одевает его на Аленушку)
Батюшка: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек. Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю. (Батюшка подходит к каждому ребёнку с птицами в клетке и раздаёт их)
Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!
Хозяйка: Весну встречать и птиц на волю выпускать!
Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо.