Проект "С нами чудо из чудес — Благовещение с небес!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны.

У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе.

Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией.

Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.

Реализуя муниципальную программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения г. Мирного, в 2008-2009 учебном году, в МДОУ № 7 начал свою работу кружок по знакомству детей с основами православной культуры “Свечечка”. Цель создания кружка – содействие воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. В ходе работы кружка был разработан и реализован проект “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”. Педагоги детского сада “Чебурашка” с большой ответственностью подбирали наглядный материал, разрабатывали конспекты занятий и экскурсий, создавали сценарий православного праздника, изготовляли народные костюмы и декорации. Свою работу строили под девизом “Доброе насаждение приносит добрые плоды”. 7 апреля, в детском саду, дети, родители и педагоги все вмести встретили один из главных православных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы красочным театрализованным представлением “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”.

Проблема (см. приложение 1). Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси?

Цель. Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие (см. приложение 2):

- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;

- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;

- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.

Развивающие:

- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;

- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

Ожидаемый результат:

  1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
  2. Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах;
  3. Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

Участники проекта: дети (возраст 5-6 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед, руководитель кружка “Свечечка”.

Продолжительность проекта: 1 месяц (март)

Мероприятия по реализации проекта

  1. Познавательно - речевое развитие.
  • Тематическое занятие “Светлый православный праздник весны”.
  • Задушевные беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо - этот храм!”, “Что такое иконы?”.
  • Экскурсия в Храм Архангела Михаила.
  • Чтение художественных произведений:

“Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А.С.Пушкин; “Гуси-лебеди” Русская народная сказка, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.

  • Рассказывание на тему: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый православный праздник моей семьи”, “Что я видел в храме”.
  • Заучивание стихотворений: “Птичка” А.С.Пушкин, “Благовещение” С.Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров.
  • Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод, ельник, березник, вестник, Иисус, младенец.
  • Разучивание русских народных песен: “Капуста”, “Ой бежит ручьём вода”, “Ельник да березник”, “Веночек”.
  1. Художественно - творческая деятельность.
  • Занятие по изодеятельности “Птички - невелички!”
  • Рисование: “Мы на экскурсии”, “Встречам весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм”
  • Аппликация “Птицы”
  • Оригами “Ангел”
  • Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”
  • Изготовление из солёного теста “Праздничная птица”
  • Рассматривание картин из серии “Иконы”.
  • Слушание духовной музыки в аудиозаписи.
  1. Игровая деятельность.
  • Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”, “Деревенский дворик”.
  • Подвижные игры: “Кто дальше перепрыгнет через костёр?”, “Гуси-гуси”.
  • Хороводные игры: “Капуста”, “Заводите хоровод вокруг гармошки”, “Веночек”, “Ельник да березник”.
  • Сюжетно- ролевые игры: “Семья”, “Птичий рынок”.
  1. Работа с родителями.
  • Создание рисунков “Любимый православный праздник моей семьи”
  • Консультация для родителей “Доброе насаждение – приносит добрые плоды!”
  • Лекторий (см. приложение 3) для родителей в форме папки-передвижки “Благовещение Пресвятой Богородицы”.
  • Помощь в оформление музыкального зала к празднику “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”
  • Помощь родителей в изготовлении и украшении русских народных костюмов к празднику.
  • Участие родителей (см. приложение 4) в празднике “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”, драматизации по мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Тематическое занятие по познавательному развитию “Православный праздник Благовещение”.

2. Беседа “Без доброты нам не прожить на свете”.

3. Чтение художественных произведений:

“Гуси-лебеди” Русская народная сказка

“Перелётные птицы” Виктор Афанасьев

4. Рассказывание на тему: “Птицы возвра-щаются на Родину из тёплых краёв”.

5.Рисование “Встречаем весну”

6.Рассматривание картин из серии “Иконы”.

7.Разучивание русской народной песни “Ой, ручьём бежит вода”.

8. Хороводная игра “Капуста”.

9. Подвижная игра: “Кто дальше перепрыгнет через костёр?”

10. Дидактическая игра: “Приметы весны”.

1. Беседа “Что такое иконы?”

2. Чтение художественных произведений:

“Этот дом - не просто дом!” Евгений Санин

“Птичка” А.С.Пушкин

3. Рассказывание на тему “Любимый православный праздник моей семьи”.

4. Рисование “Русский народный костюм”.

5.Аппликация “Птицы”.

6.Дидактическая игра “Перелётные птицы”.

7.Сюжетно-ролевая игра “Семья”.

8.Хороводная игра “Заводите хоровод вокруг гармошки”.

9.Рассматривание картин из серии “Иконы”.

10.Разучивание русской народной песни “Ельник да березник”.

1.Занятие по изодеятельности “Птички-невелички”.

2.Беседа “Что за чудо - этот храм!”

3. Чтение художественных произведений:

“Как нарядно в нашем храме!” Нина Орлова

4.Экскурсия в Храм Архангела Михаила.

5.Рисование “Мы на экскурсии”.

6.Оригами “Ангел”

7. Инсценировка сказки “Гуси - лебеди”

8.Дидактическая игра “Деревенский дворик”.

9.Подвижная игра “Гуси-гуси”.

10.Хороводная игра “Ельник да березник”.

11.Разучивание русской народной песни “Веночек”.

1.Беседа “В день Благовещения”.

2.Чтение художественных произведений: “Благовещение” С.Высоцкая

“Благовещение” Дмитрий Захаров

3.Рисование “Русская изба”.

4.Хороводная игра “Веночек”.

5.Сюжетно-ролевая игра “Птичий рынок”.

6.Подвижная игра “Гуси-гуси”.

7.Рассказывание на тему “Что я видел в храме”.

8.Слушание русских народных песен.

9.Праздничное развлечение “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

Реализация проекта по этапам

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап:

1.Формулирует проблему:

Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси?

2.Вводит в игровую ситуацию (как помочь Весне подневольных птичек отпустить на волю?)

3.Подводит к формулировке задач:

- узнать, как на Руси праздновали православный праздник Благовещение;

- иметь представление о православных и народных традициях дня Благовещения;

- отразить свои впечатления в рисунках, аппликации, хороводных играх;

- принять участие вместе с родителями в православном празднике “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

1.Входят в проблему.

Рассматривают и читают письмо от Весны.

2.Вживаются в ситуацию.

3.Обсуждают проблемную ситуацию.

4. Принимают задачи, дополняют.

2 этап:

1. Организует деятельность детей:

-познавательно-речевую;

-художественно-творческую;

-игровую;

-работу с родителями.

2. Организует экскурсию в Храм Архангела Михаила.

1.Принимают активное участие в продуктивной деятельности.

2.Заучивают песни, стихи, распределяют роли в инсценировке сказки.

3. Рассматривают икону, знакомятся с убранством храма.

3 этап:

1. Организует подготовку к презентации.

2. Проводит, совместно с детьми и родителями, праздничное развлечение “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

Участвуют в подготовке и проведении праздника.

Сценарий совместного развлечения детей и родителей старшей группы “С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”

Цель:

  • закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта в продуктивной, художественной, творческой и музыкальной деятельности;
  • создать у детей праздничное настроение, эмоциональный отклик.

Действующие лица:

Ведущий: Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).

Алёнушка, Иванушка, Подружки: дети в традиционных русских костюмах.

Зайчиха, Медведица: дети в шапочках животных.

Цветы: 2 девочки в шапочках цветов.

Ангел, Послушание, Милосердие, Доброта: дети в костюмах олицетворяющие добродетели.

Гуси-лебеди: 2 мальчика в костюмах птиц.

Матушка, Батюшка: родители воспитанников.

Оформление зала. На центральной стене (см. фото) на ткани - изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов. На левом занавесе (см. фото)  выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). На правом занавес (см. фото) выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна). Макет (см. фото) костра, выполненный из картона, обклеенный галлографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.

Ход праздника

Под русскую народную мелодию в обработке И.Кишко “Ой, бежит ручьём вода” входят дети и Хозяйка, образуя хоровод вокруг костра, исполняют песню.

Хозяйка: (не спеша) Дай бог тому, кто в моём дому, дорогим гостям, милым детушкам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуйте, дети наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь. (дети приветствуют гостей русским поклоном)

Хозяйка: Пожалуйте ко мне пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать. (В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Дети садятся на стульчики возле изображения русской избы)

Хозяйка: А расскажу я вам нынче про наше житьё - бытьё, как на Руси матушке третью весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает “наступлению весны” и в нашем сердце.

Ребёнок: (встаёт у нарисованной церкви)

А весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес
Благовещение с небес!

Хозяйка: А давайте дети вспомним, какие же события послужили основой Благовещения? (ответы детей)

Хозяйка: Ребята, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника. (В аудиозаписи звучит тихо фоновая музыка “В церкви” Чайковский)

Хозяйка (продолжает не спеша): Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Наши дети знают стихи об этом празднике, давайте послушаем их

(трое детей встают у изображения церкви, читают стихи (см. фото))

1 ребёнок.

С крыши льётся светлая капель
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтоб принести благую весть!

2 ребёнок.

Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.

3 ребёнок.

Вешний воздух над землёй царил,
Зеленели тонко луговины,
Весть принёс архангел Гавриил
О рождении спасителя и сына.

Хозяйка: Да, ребятушки, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении спасителя мира особенно радостной. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).

Хозяйка (продолжая):Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, костры те приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня, кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! А ну-ка молодцы выходите, удаль русскую покажите!

Русская народная игра “ Кто дальше перепрыгнет через костёр”

В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём.

Хозяйка: Ох, и ловки вы, добры молодцы! (Воспитатель убирает макет костра за ширму. Мальчики садятся на свои места)

Хозяйка: Накануне Благовещения крестьяне начинали сельскохозяйственные работы, например, сажали капусту с верою, что капусту, посаженную в день Благовещения, мороз не тронет.

Дети исполняют хоровод “Капуста” музыка и слова народные.

Под пение первого куплета дети “завивают капусту”: взявшись за руки, обходят крайнего в хороводе по спирали, пока не образуется несколько колец. Под пение второго куплета повторяют в обратном порядке все движения (раскручивают спираль). Затем дети садятся на свои места.

Хозяйка: Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Это событие изображено на многих иконах (показывает на икону в избе). А что дети изображено на иконе? (ответы детей)

Хозяйка: Так же это событие описано во многих стихах, одно из них вы сейчас услышите (выходит ребёнок и читает стихотворение).

“Благовещение” (Дмитрий Захаров)

Капели… Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном
Благая весть, благая весть!
И, слыша в звоне колокольном
Благую, радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный
Есть жизнь, весна, надежда есть!

Хозяйка: По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас, дети, об этом слышал?

Ребёнок: Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.

Хозяйка: Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. А какие вы ребята знаете народные приметы?

Ответы детей

1. Если на Благовещение ночь тёплая - весна дружная.

2. Мокрое Благовещение - грибное лето.

3. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.

4. Благовещение без ласточек - тёплая весна.

Хозяйка: На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну, исполним для неё хороводную песню.

Хороводное упражнение “Заводите хоровод вокруг гармошки” музыка и слова народные.

Дети образуют хоровод, в центр которого выходит мальчик с гармошкой, изображая гармониста. Дети идут по кругу, исполняя песню, повторяя танцевальные движения гармониста. Упражнение повторяется, на гармошке “играет” другой ребёнок.

Хозяйка: А сейчас я предлагаю вам, ребятушки, поиграть в нашу любимую хороводную игру “Веночек”.

Дети поют, делая круговые движения руками, напоминающие плетение венка. 4 ребёнка берут искусственные цветы (василёк, кашка, лютик, роза) и под слова песни подходят к воспитателю и вплетают ему цветы в венок, который он держит в руках. Когда в венок будут вплетены все цветы, воспитатель одевает его и танцует в центре хоровода. Дети повторяют движения за педагогом, затем садятся на стульчики.

Хозяйка: Расскажу я вам одну сказочку. А вы садитесь прямей да слушайте! Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка.

В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.

Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома посиди, да за братцем пригляди, одного его не оставляй.

Матушка (с любовью): А я тебе, доченька, для праздника новый платочек куплю на рынке.

Аленушка (ласково): Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.

Батюшка с Матушкой уходят, прощаясь с детьми. Алёнушка и Иванушка садятся в избе на скамью.

Хозяйка: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.

Звучит мелодия песни “Красный сарафан” Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку и все вместе исполняют русский народный танец.

Подружки (хором).

"Выйди, Маша, из ворот, из ворот.
Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод! "

Аленушка (с грустью).

"Нет, подружки не могу, не могу:
Братца Ваню берегу, стерегу!"

Подружка (одна из девочек).

"На крылечке серый кот, серый кот,
Пусть он Ваню бережет, стережет".

Хозяйка: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.

Аленушка (подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.

Иванушка (удивлёно): Да ведь надо родителей дождаться!

Аленушка (радостно): Ничего! Я быстро! (Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)

Подружки и Алёнушка (хором).

Гори-гори ясно.
Чтобы не погасло.
Погляди на небо
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Хозяйка: Ребята, Аленушка с подружками приглашают нас поиграть с ними в хороводную игру.

Игра “ Ельник да березник” музыка и слова народные.

Дети образуют хоровод. Идут по кругу, исполняя первый куплет. Под пение второго куплета в круг входит девочка с яркой лентой на плечах и незаметно роняет ленту под ноги мальчику. Под пение третьего куплета выбранный мальчик, поднимает ленту и надевает ленту, потерявшей её девочке, кланяясь ей. Хоровод повторяется, в круг с лентой выходит уже другая девочка. Затем дети садятся. Иванушка остается один на лавочке.

Хозяйка (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.

В аудиозаписи звучит музыка “Баба Яга” Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.

Хозяйка (тревожно): Схватили братца и унесли.

Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.

Аленушка (испугано): Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню! (Под слова, которые произносит педагог, Алёнушка бежит вокруг полянки).

Хозяйка.

Среди листвы зеленой.
Среди цветов, полян
Мелькает твой Алена,
Красный сарафан
И все зовешь в тревоге

Алёнушка: "Иванушка! Ау!"

Хозяйка: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит и сама не знает. Видит на пути зайчиха с зайчонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме зайчика, которая держит в руках игрушечного зайчика)

Зайчиха (жалобно): Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.

Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей медведь с медвежонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме медведя, которая держит в руках игрушечного медвежонка, запутанного в сети)

Медведица (жалобно): Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!

Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!

Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Видит - цветочки маленькие расцвели. (Алёнушка останавливается на полянке. Две девочки исполняют роль цветов).

Цветы (жалобно): Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету, к солнышку потянуться!

Аленушка (равнодушно): Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!

Хозяйка: Бежала так Аленушка, а куда бежала - сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг полянка лесная, берёзы стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.

Алёнушка садится на пенёк у берёзовой рощи.

Аленушка (грустно): Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!

(В аудиозаписи звучит “Утренняя молитва” Чайковского. Из-за занавеса выходит девочка в костюме ангела и тихо подходит к Алёнушке).

Ангел (тихо, спокойно): Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает тот сам себя бедным да несчастным делает.

Аленушка (удивлёно): А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками играла. А потом все по лесу бежала.

Ангел: А вот они три сестры - три твоих верных подруги.

(Выходят дети в костюмах, олицетворяющие добродетели (Послушание, Милосердие, Доброта (см. фото))

Аленушка (удивлёно): Кто вы?

Послушание: Вспомни, Аленушка с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?

Аленушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть... Ах, что же я наделала, не послушалась!

Послушание: Вот ты меня и вспомнила имя мое - Послушание!

Милосердие: Алёнушка, а когда тебя зайчиха, медведица, цветочки о помощи просили, ты им помогла?

Алёнушка (наклонив голову): Стыдно мне. Никому я не помогла, немилосердная я!

Милосердие: Вот и меня вспомнила! Имя мне - Милосердие!

Доброта: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне - Доброта.

Аленушка (обращаясь к ангелу): А тебя я сама узнала! Ты - мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне! (Ангел выводит Иванушку и подводит его к Алёнушке).

Аленушка (радостно): Иванушка!

Иванушка (настороженно): Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.

Аленушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.

Хозяйка: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: медвежонку помогли и зайчика из беды выручили и про цветочки не позабыли. (Алёнушка и Иванушка бегут в обратную сторону, помогая всем в пути).

Хозяйка: А тут и колокола зазвонили. (В аудиозаписи звучит колокольный звон).

Хозяйка: Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать.

Аленушка и Иванушка подходят к избе. Под русскую народную музыку “Поленка” входят батюшка и матушка с птичьей клеткой в руках, к прутьям которой привязаны бумажные птицы, приготовленные на занятии.

Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку “Поленка” родители обнимают детей. Все вместе они радостно танцуют).

Хозяйка: Обрадовались мама и папа, что детушки их живы и здоровы и доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.

Матушка: А я тебе Алёнушка, как и обещала, новый платочек купила к празднику. (Одевает его на Аленушку)

Батюшка: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек. Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю. (Батюшка подходит к каждому ребёнку с птицами в клетке и раздаёт их)

Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!

Хозяйка: Весну встречать и птиц на волю выпускать!

Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо.