Игра "Математический марафон"

Разделы: Математика


Цели игры:

  • формировать положительную мотивацию к математике;
  • воспитывать творческий подход к решению задач;
  • развивать чувство ответственности, коллективизма при решении задач.

Оборудование:

  • конверты с заданиями командам на каждом этапе игры;
  • маршрутные листы;
  • листы регистрации команд для каждого члена жюри;
  • письменные принадлежности;
  • ножницы;

Занятие можно проводить как на уроке, разбив класс на группы, так и как соревнование между параллелями, например 5-7-е классы. При подготовке к игре заранее каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. Среди старшеклассников и учителей математики выбирается жюри. Члены жюри оценивают каждую команду на всех этапах игры. “Математический марафон” можно проводить как в одном кабинете, так и в нескольких. По времени марафон рассчитан на один урок. Игра проходит в семь этапов.

При входе на игру учащихся встречает девиз “Быстрее, правильнее, лучше!”. Каждая команда объявляет своё название, девиз, представляет эмблему. Члены жюри выдают капитанам маршрутные листы. Чтобы команды не пересекались на этапах, распределение может быть следующим (при наличии четырёх команд):  

Команды Этапы
1 1 2 3 4 5 6 7
2 7 6 5 3 4 2 1
3 2 1 4 5 7 3 6
4 3 4 6 7 2 1 5

Этапы игры:

1 – “Задачи на разрезание”.
2 – “Задания на смекалку”.
3 – “Решение ребусов”.
4 – “Составление цепочек слов”.
5 – “Расположи в кружочках цифры”.
6 – “Задачи на танграм”.
7 – “Математическая карусель”.

На каждом этапе у членов жюри должны быть листы регистрации команд, в которых есть пункты: класс, № этапа, баллы, роспись члена жюри.

По окончанию игры, команды сдают маршрутные листы, жюри подводит итоги, награждает победителей.

1 этап “Задачи на разрезание”.

Задание к Рисунку 1: Разрежьте квадрат на четыре части, одинаковой формы и размера так, чтобы в каждую часть попало ровно по одному красному квадрату.

Задание к Рисунку 2: Разрежьте данную фигуру на четыре равные части. Резать можно только по сторонам клеточек.

 

Рисунок 1

Рисунок 2

2 этап “Задания на смекалку”.

Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами:

  1. “ПШЬОПЕШИС – ЙЮДЛЕ ШЕСАМЬШИН”
  2. “КОМСАВ ЕН СУЗАР ЛИСТАСОРЬ”

3 этап “Решение ребусов”.

Реши ребусы:

КОШКА + КОШКА + КОШКА = СОБАКА

КОКА + КОЛА = ВОДА

4 этап “Составление цепочек слов” [1].

Данный этап основан на словах метаграммах. Метаграмма получается заменой в слове одной из букв на другую. Смысл этапа заключается в нахождении цепочки метаграмм, соединяющих два разных слова, например, коза может превратиться в волка, лису, барса :

Коза – поза – пола – полк – волк.
Коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.
Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

Задание.

Придумать цепочку метаграмм, переводящих:

  • слово МИГ в слово ЭРУ;
  • слово МУХА в слово СЛОН;
  • слово БОР в слово РОВ.

5 этап “Расположи в кружочках цифры” [1].

Расположите в кружочках все цифры от 1 до 9 так, чтобы для каждого отрезка, имеющего кружки на концах и посередине, сумма чисел, записанных в этих трёх кружках, была равна 18 (Рисунок 3).

Рисунок 3

6 этап “Задачи на танграм”.

Разрежь квадрат по линиям и собери как можно больше интересных изображений предметов и людей из полученных кусочков (Рисунок 4).

Рисунок 4

7 этап “Математическая карусель” [1].

Командам даётся задание на время: решить как можно больше устных задач.

  1. У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев; а у его сестры вдвоё меньше сестёр, чем братьев. Сколько всего братьев и сестёр?
  2. В деревне разводят кур и кроликов. Число голов всех животных равно 50, а число ног 160. Сколько в деревне кур и сколько кроликов?
  3. Стали вороны садится по одной на берёзу – не хватило одной берёзы; стали садиться по две – одна берёза оказалась лишней. Сколько было ворон и сколько берёз?
  4. В феврале 2004 года было 5 воскресений. Какого числа было четвёртое воскресенье.
  5. 4 маляра окрашивают 6 комнат за 5 часов, за какое время 12 маляров окрасят 18 комнат?
  6. Учитель предложил решить Саше 6 задач, за каждую нерешённую задачу, учитель давал ему 2 дополнительные задачи. В итоге, Саше пришлось решать 14 задач. Сколько задач Саше не удалось решить?
  7. Три поросёнка Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф решили построить дом. Каждый из поросят купил по 12 брёвен и распилил их на 30 однометровых чурбаков. Длина каждого из купленных брёвен была равна либо двум, либо трём, либо четырём метрам. Сколько всего распилов пришлось сделать трём поросятам?
  8. За новогодним столом сидят 20 человек, 16 из них носят имя Саша. В полночь они рассядутся за круглым столом, и каждый загадает одно желание. Исполнится же желание лишь у тех, кто будет сидеть между двумя Сашами. Какое наибольшее число желаний может исполниться?
  9. Шапокляк в 5 раз тяжелее Чебурашки и на 30 килограммов легче Гены. Сколько весит Чебурашка, если они все трое вместе весят 140 килограммов?
  10. Барон Мюнхгаузен и его слуга Томас подошли к реке. На берегу они обнаружили лодку, способную перевести лишь одного человека. Тем не менее, они переправились через реку и продолжили путешествие. Могло ли так быть?
  11. Какова наименьшая сумма пяти различных современных российских монет (в копейках).

Ответы