Задача: показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.
Цели урока:
- помочь учащимся выяснить, какую роль сыграла Екатерина Великая в истории Краснодарского края и России;
- расширить познания учащихся в области истории;
- формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края;
- воспитывать любовь к родному краю.
Виды работы на уроке: рассказ учителя, сопровождаемый презентацией, проектная деятельность учащихся в группах, творческая деятельность учащихся среднего звена.
Оборудование: презентация (слайды 1-3 портреты Екатерины II и Петра III, сл.4 Святая Великомученица Екатерина, сл.5 Передачи земли казакам, сл.6-7 Переселение казаков на кубанские земли, сл.8 Кошевой атаман З.А.Чепега, сл.9 Генеральный план крепости и города Екатеринодара, утвержд. 5 мая 1819 года, сл.10 Казачий сторожевой пост, сл.11 Улица Красная в начале XX века, сл.12 М. В. Ломоносов, сл.13 Ф. С. Рокотов портреты Екатерины, сл.14 Ф.И.Шубин скульптура Екатерины, сл.15 А.Суворов, сл.16 Адмирал Ф.Ф.Ушаков), тексты о Святой Великомученице Екатерине, учебники “Кубановедение” 3-4 классы, изречения Екатерины о политике, воспитании, культуре и образовании, исследовательские листы, которые учащиеся будут заполнять в процессе проектной деятельности.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы урока, постановка целиУчитель: Тема сегодняшнего урока “Именем Екатерины нареченный”. Как думаете, о чем и о ком пойдет речь?
(Ответы учащихся.).
– Сегодня нам предстоит выяснить, почему Краснодар назывался Екатеринодаром, какую роль сыграла Екатерина Великая в истории Краснодарского края и России. Наша страна имеет древнюю и богатую историю. В истории любого государства существуют важнейшие события и люди, которые повлияли на развитие страны.
Сегодня речь пойдет об императрице государства российского Екатерине II.
2. Рассказ учителя о судьбе Екатерины Великой
Учитель: Екатерина II Алексеевна, урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербстская, происходила из немецкого княжеского рода. Перед свадьбой крестилась в православную веру с именем Екатерина. Она быстро выучила русский язык и с первых же лет царствования проявила большой интерес к государственным делам. Она не только окружила себя умными и способными русскими людьми, но и сама трудилась, не покладая рук.
В 1743 году, четырнадцатилетней девочкой ее, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию. Среди сверкающих белых снегов мчались красные сани, запряженные шестеркой лошадей. Впереди скакали кирасиры – почетный конвой, который выслал наследник, ее будущий муж, будущий император Петр III. Вот и Петербург, Зимний дворец.
Пушечная пальба, доносившаяся с Адмиралтейства и Петропавловской крепости, оглушили принцессу. Такой же пушечной пальбой началось для нее раннее утро августа 1745 года – день ее свадьбы. Народ устремился к церкви Рождества, где должны были венчаться молодые.
Как во сне стояла она на церемонии венчания. Едва новобрачные вышли из церкви, бесконечное людское море заволновалось, зашумело в восторженном приветствии так, что было почти не слышно ни трубных звуков, ни пушечной пальбы, ни колокольного перезвона.
А потом был торжественный обед, на котором новобрачные сидели вместе с государыней Елизаветой Петровной на тронах под балдахином из парчи и бархата. Не передать, что чувствовала в эти минуты Екатерина, с детства мечтавшая стать царицей!
Когда обед закончился и галерею стали прибирать для бала, Елизавета Петровна отправила молодых отдохнуть. Екатерина, войдя в комнату, упала в кресло. Как же она устала! Ее платье весило, наверное, целый пуд. А корона до боли сдавливала голову. Екатерина подняла руки, чтобы снять ее. Но находившаяся рядом графиня Румянцева пришла в неописуемый ужас.
“– Нельзя! Ваше высочество, нельзя! – воскликнула она. – Государыня надела Вам корону, и, чтобы снять ее, нужно разрешение императорского величества.
– Корона такая тяжелая! У меня разболелась голова. Я только чуть-чуть отдохну, – жалобно сказала Екатерина.
Видя, как она побледнела, графиня направилась за разрешением.
– Это еще не тяжесть, - сказала императрица Елизавета. – Вот когда мою наденет, тогда увидит, что такое царский венец. Впрочем, знаю, - с ласковой улыбкой добавила она, - такая голова Мономахову шапку выдержит!”
Екатерина была невероятно честолюбивая женщина. В скромном маленьком хрупком теле с голубыми глазами и пушистым нимбом волос таилась колоссальная взрывная сила. Это была главная черта Екатерины Алексеевны.
3. Постановка темы проекта и распределение подтем страниц для каждой группы учащихся
Учитель: Итак, частью нашего урока станет ваша проектная деятельность. Тема проекта “Екатерина Великая”. Разделимся на 3 группы. Наш проект будет включать в себя 3 страницы. Тема первой страницы “Почему Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербстская крестилась в православную веру с именем Екатерина?”, тема второй страницы “Человеческие качества, позволившие Екатерине II стать великой императрицей”, тема третьей страницы “Почему город Краснодар раньше назывался Екатеринодар?”
4. Работа над проектом в группах
Учащиеся разбиваются на группы, получают исследовательские листы. На столах в каждой группе лежат учебники “Кубановедение” 3-4 классы (с.33 -34 “История на карте”), тексты о Святой Великомученице Екатерине, листы с расшифровкой имени “Екатерина”, листы с изречениями Екатерины о политике, законе, войне, воспитании, культуре, образовании, диски с презентацией.
В каждой группе назначается старший, который собирает высказывания учащихся, заполняет исследовательский лист.
5. Защита проектной деятельности каждой группой
Учащиеся сравнивают Екатерину Великую со Святой Великомученицей Екатериной, которая также была умна, красива, образованна и приняла христианскую веру; называют личностные качества Екатерины, позволившие ей стать великой императрицей (решительность, справедливость, разум, честолюбие, щедрость, железное здоровье, гордость, сила духа, дальновидность, трудолюбие), подтверждая свои выводы выдержками из текстов. Отвечают на вопрос, почему Краснодар ранее именовался Екатеринодаром.
6. Театрализованная постановка “Передача земли казакам”
Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть театрализованную постановку “Передача земли Казакам”.
7. Рассказ учителя о деятельности императрицы во времена ее царствования, о роли в судьбах России и Кубани
Учитель: Екатерина уделяла большое внимание образованию и просвещению народа. Во времена ее царствования было опубликовано множество книг учительского характера. Для Комиссии по созданию нового законоуслужения императрицей был подготовлен “Наказ”, в котором утверждалось, что воспитание детей должно основываться на религиозных принципах и изначально прививаться в семьях. Еще в 1768 году вопрос обсуждался большим собранием Комиссии. Однако лишь с начала 80-х годов Екатерина великая смогла серьезно заняться вопросом о народном образовании. Созданная ею Комиссия должна была проверять учебники, и если нужно, исправлять их. Книги, “кои до веры касаются”, следовало представить на рассмотрение митрополиту Гавриилу (Петрову), который особенно усердно ратовал за открытие сельских школ для крестьянских детей.
Императрица видела в просвещении не просто развитие образования, но прежде всего воспитание “новой породы людей”, настоящих граждан своей страны.
Большое внимание уделялось открытию школ для людей всех сословий. В уездных и губернских городах открывались народные училища (морское, артиллерийское), основанные еще при Петре I, приобрели дворянско-сословный статус. Основанием Московского университета в 1755 году Россия была обязана М. В. Ломоносову и поддержавшему его И. И. Шувалову. При университете были созданы типография, книжная лавка, издательская газета “Московские ведомости”. Именно Екатерина положила начало женскому школьному образованию в России, учредив в 1764 году учебное заведение для “воспитания благородных девиц”.
Как просвещенная правительница, Екатерина II особое внимание уделяла развитию науки и культуры. Академия наук в течение XVIII века занималась всесторонним изучением России в историческом, географическом, этнографическом и природных планах, были осуществлены экспедиции для изучения окраин страны.
Что касается внешней политики, Екатерина решительно взяла ее в свои руки и проводила жесткую линию: разделы Речи Посполитой, присоединение ряда восточнославянских земель. Затем победы в первой и второй русско-турецкой войнах и расширение территории Русского государства, присоединение Крыма, Северного Кавказа.
Выдающиеся победы принесли славу имени просвещенной и дальновидной императрицы, которая сумела окружить себя умными и талантливыми людьми, такими, как князь Г. Потемкин, граф П. Румянцев-Задунайский, генералиссимус А. Суворов. Последний – народный герой, не проигравший ни одного сражения, являлся автором целого ряда военно-теоретических работ и глубоко религиозным человеком. Российская империя достигла такого влияния, что без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела. Во время царствования Екатерины было выстроено 144 города.
Государственная казна потяжелела в 4 раза. Россия производила чугуна и железа в 2 раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. Благодаря Екатерине в России прижился “второй хлеб” - картошка. Увеличилась и без того немалая территория России. Екатерина сделала то, чего не смог сделать Петр I. Если он прорубил “окно в Европу”, то Екатерина настежь распахнула “двери на Юг”. Именно тогда Черное море вновь и навсегда стало пределом государства Российского. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Дальнем Востоке, в Сибири, на Аляске. Под крыло императрицы добровольно попросилась Осетия. А позже – Грузия. И только это спасло ее население от истребления.
Сама императрица с гордостью говорила, что все приобретенные территории и победы составляют для России то приданое, которое она не привезла с собой будучи бедной немецкой принцессой.
8. Итог урока
Учитель: Итак, Екатерина Великая сыграла выдающуюся роль в судьбах России и Кубани, город Краснодар может по праву именоваться именем Екатерины. Не случайно губернатор Кубани А. Н. Ткачев на телешоу “Имя России” представил Екатерину Великую, которая действительно была великой – по делам ее и наследству, которое она нам оставила.
“Она сделала максимум полезного для своей страны. И за это мы ей благодарны… Неправильно, когда при рождении называют одним именем, а в середине жизни дают другое…Есть в народе такая истина – как корабль назовешь, так он и поплывет…Настало время вернуть городу его настоящее имя – Екатеринодар. Это решение должно созреть, и его примут только жители Кубани” (А. Н. Ткачев).
9. Домашнее задание
Написать сочинение на тему: “Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани и России?