Педагогические возможности игровых методик
Игра – особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь же единодушным: «Да». Столь же радостно вступают в игру педагоги. Человек есть «человек играющий», homo ludens (Хейзинга).
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:
- Игра – фактор развития ребенка;
- Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
- Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
- Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
- Игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
- Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
- Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
- Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Игры-миниатюры
1. «Узнай родственника»
Можно давать после изучения семейств. Можно играть индивидуально и с классом.
Пускаем по ряду стопку гербариев и предлагаем выбрать каждому тот, который соответствует данному семейству и классу.
Можно пустить лист бумаги по ряду и записать жилкование листьев, бесхвостых и хвостатых земноводных, какой ряд больше напишет.
2. «Третий лишний»
Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например:
Гулявник лекарственный
Горчица культурная
Ярутка полевая
Вишня садовая
Сурепка обыкновенная
Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. Обеспечен плавный переход к изучению следующей темы: семейство Розоцветные.
3. Составь слово
Предлагаются слова: редька, сурепка, одуванчик, петуния, огурец. Нужно составить, используя заглавные буквы этих растений, слово – название злака.
Можно объединить «Третий лишний» и «Составь слово». Предлагаются группы слов, в каждой нужно найти лишнее, а потом из заглавных букв составить название животного. Например:
Лягушка |
Крокодил |
Иволга |
Утконос |
4. Составь трехзначное число
Можно рекомендовать при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом. Например, по теме «Мышечная ткань»:
1. Скелетная. 2. Сердечная. 3. Гладкая. |
4. Из тонких волокон. 5. Из поперечно-полосатых волокон. 6. Из переплетенных поперечно-полосатых волокон. |
7. Сокращается быстро автоматически. |
Ответ: 159, 267, 348.
5. «Отгадай»
Используется при изучении систематики в 6-7-м классе.
А) Один ученик задумал животное, а остальные учащиеся задают вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они должны отгадать.
Б) На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит из класса, а потом заходит и задает классу вопросы. По ответам «Да» или «Нет», он должен угадать.
6. «Биоринг»
Рекомендуется после изучения темы или в конце триместра.
Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.
Кроссворд.
Тема «Цитология»
- Газ, образующийся в результате фотосинтеза.
- Стадия обмена веществ, обеспечивающая клетку энергией.
- Название зеленых пластид.
- Углевод, входящий в нуклеотид ДНК.
- Стадия обмена веществ, способствующая построению клетки и обновлению ее состава.
- Нуклеотид, комплементарный гуанину.
- Вид РНК, доставляющий аминокислоты к месту синтеза белка.
Кислор | о | д |
Энерге | т | ическая |
Хлороп | л | асты |
Дизокс | и | рибоза |
Пласти | ч | еская |
Цитози | н | |
трансп | о | ртная |
8. «Маскировка»
Дается перечень характерных особенностей трех видов растений или животных, относящихся к разным систематическим категориям. Два, из них известно, в третье – нет.
Три гербария: редька, малина, а третье – неизвестно.
- Плод стручок
- Чашечка из 5 чашелистиков
- Пестик 1, тычинок 6
- Плод – многокостянка.
- Пестик 1, тычинок 5
- Плод – ягода
- Венчик из 5 лепестков
- Растение образует корнеплод
- Растение образует клубни
- Листья имеют сетчатое жилкование
В течение одной минуты учащийся выписывает признаки редьки и малины, а оставшиеся – замаскированному растению. (Редька: 1, 3, 8, 10. Малина: 2, 4, 10. Картофель: 5, 6, 7, 9, 10).
9. «Синквейн»
Правило составление синквейна.
В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Например:
1. Дарвин
2. Трудолюбивый, обстоятельный.
3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
4. Выяснил причины эволюции живого.
5. Гений.