Тема урока: Дикие и домашние животные.
Цель: Дать ученикам представление о диких и домашних животных; показать особенности их жизни; воспитывать любовь к животным, ответственность и бережное отношение к ним. Развитие творческих способностей при помощи технологии процарапывания.
Задачи:
1) Научить распознаванию диких и домашних животных.
2) Показать особенности жизни животных в этих группах.
3) Закрепление умений процарапывания по шаблону понравившихся животных.
4) Развивать любознательность и наблюдательность, учить детей делать выводы, анализировать.
5) Развитие мелкой моторики у детей.
Оборудование: Книжки-малышки (стихи, рассказы, фото или рисунки животных), пластилиновые поделки, слайды: дикие и домашние животные, таблица, листы черного картона, булавка для процарапывания, шаблоны, музыка.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
- Сегодня у нас вами необычный урок. На одном уроке мы попробуем узнать как можно больше о жизни животного мира, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять их и беречь и одновременно мы будем выполнять процарапывание их силуэтов на картоне, используя шаблоны этих животных.
- Прослушайте стихотворение и скажите, о ком в нем идет речь?
Всюду они нас окружают:
Прыгают, плавают, в небе летают,
В земле притаились, снуют под ногами…
Сколько всего их живет рядом с нами?
- Какие группы животных вы уже знаете?
(Животные: звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.)
- По каким признакам мы их относим к той или иной группе?
- На какие группы ещё можно разделить всех животных?
- А сейчас давайте рассмотрим выставку книжек-малышек, которые вы подготовили дома вместе с родителями о понравившихся вам животных.
Загадки
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
- У кого рога длиннее хвоста? (Коза)
- Кто не прядет, не ткет, а всех одевает? (Овца, баран)
- Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
- К какой группе можно отнести этих животных?
Рассказ учителя
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных, страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу.
Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу.
Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних животных – помощников и друзей.
Более подробно вы сможете прочесть об этом в рассказах Киплинга.
(Слайды диких и домашних животных спроецированы на доску.)
Вызываются к доске желающие учащиеся.
Физминутка
А сейчас давайте немного поиграем. Помогите животным разобраться, к какой же группе они относятся и почему?
(Изобразить под музыку своего животного: походка, движения, звуки, которые он издает.)
- Что получает человек от общения с домашними животными?
- Чем они платят человеку? Какую пользу приносят домашние животные?
(На доске – таблица, которую дети заполняют под руководством учителя.)
Домашние животные |
мясо, молоко, кожа, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охрана жилья, транспортное средство, общение |
Человек |
- К домашним животным относятся не только звери, но и….
- О ком пойдет речь в этих загадках?
1. Явился в желтой шубке,
Прощайте, 2 скорлупки. (Цыпленок)2. С хвостом, а не зверь
С перьями, а не птица. (Рыба)3. Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
Вывод
- К домашним животным относятся еще и птицы – куры, утки, гуси, рыбы – карп, насекомые – пчелы, т.е. все о ком заботится человек.
Рассказ учителя
Мы живем с вами на Севере. Наша Архангельская область очень красивая и большая. На территории области много есть рек, озер, лесов. Там живут разные животные. Какие животные населяют наши леса?
О ком вы слышали, читали?
III.
Сегодня мы с вами будем процарапывать фигурки некоторых из них.
На ваших столах есть все необходимое: лист картона черного цвета, булавка, закрепленная на ткани, шаблоны животных, их вы выберите сами.
Вспомним правила работы с острыми предметами (правила техники безопасности с острыми предметами).
Физминутка
Игра «Что я за зверь?»
На спину ребенку прикалывается картинка с изображением животного. Он стоит спиной к классу, и все дети видят изображенного на картинке животного. Сам же он не знает, какого животного ему прикрепили.
1. Он задает вопрос «Кто я?», перечисляя животных, а ребята могут отвечать «да» или «нет».
2. Дети называют признаки этого животного, а ребенок отгадывает, о ком идет речь.
- А теперь отгадайте, о ком идет речь в этих маленьких рассказах.
1. «Звери от врагов в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, а кто в норах. А я ничего делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Кто я?» (Заяц)
2. «Много сказок про меня сложено, но не все в них, правда. В сказках говорят, что мы хитрые, плутовками нас называют, а на самом деле не хитрее мы других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет нас от волков и охотничьих собак». (Лиса)
3. «Осенью мы линяем, находим себе надежное убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира. Любим мы ягодки, сладкие и сочные корни растений, медок». (Медведь)
- Выберите шаблон животного, который вам больше всего нравится.
Перед вашими глазами есть «Порядок выполнения работы». Внимательно прочтите его и приступайте к работе. Во время выполнения работы придумайте или вспомните свой рассказ, стихотворение, сказку о животном, который вы подготовили к уроку (книжка-малышка).
(Во время работы звучит спокойная музыка.)
Порядок выполнения работы
1. Обведи по шаблону фигурку животного карандашом.
2. Процарапывание начинай строго по контуру.
3. Дорисуй и процарапай в своей работе дополнительные детали, которые украсят её.
IV. Самостоятельная работа
(Тихо звучит музыка.)
V. Выставка работ учащихся и рассказ о понравившемся животном
VI. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какой призыв мы можем сказать всем людям Земли?
- «Любите животных! Не обижайте, помогайте им в трудную минуту!»
Закончить урок я хочу стихотворением Б.Заходера «Все на свете».
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки плохие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны
И если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все, все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
Список используемых источников
1. О.В.Казакова, Н.А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 2 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336с. – (В помощь школьному учителю)
2. М.А. Козлова, «Я иду на урок в начальную школу»: Природоведение: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000, 320 с.
3. А.А.Плешаков, «Окружающий мир. Мир вокруг нас». Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях – М.: «Просвещение», 2008, 144 с.
4. Фотографии и картинки взяты из сети Интернет: http://www.rambler.ru, http://www.yandex.ru