Тема: Действия с натуральными числами.
Цели и задачи:
образовательные: обобщить и систематизировать знания, формировать умения и навыки при решении задач и примеров на действия с натуральными числами. Осуществить контроль усвоения знаний слабыми учениками;
развивающие: развить логическое мышление учащихся, обучать самостоятельно углублять знания, развивать память, внимание, сообразительность, умение рассуждать, пропедевтика информатики и физики;
воспитательные: формировать самостоятельность, воспитывать познавательную активность, внимательность, аккуратность, учится преодолевать трудности, сформировать у учащихся положительный мотив учения.
Оборудование:
- таблицы законов сложения, вычитания и умножения натуральных чисел;
- плакат с изображением плана путешествий по планете «Арифметика»;
- сигнальные светофорчики;
- плакат с изображением Незнайки;
- модель ромашки с вопросами;
- индивидуальные разноуровневые карточки.
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы повторим решение заданий с использований свойств сложения, вычитания, умножения и деления; будем отрабатывать умение и навыки нахождения неизвестных компонентов уравнений и решения задач.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель обращается к классу:
- С помощью сигнальных светофорчиков проверьте правильность вычислений.
На доске записаны примеры из домашней работы.
Учитель проводит опрос учащихся по свойствам сложения, вычитания, умножения.
Учащиеся поднимают красный светофорчик, если ответ неверный, желтый – верный. При этом поясняют, где допущена ошибка.
На доске появляется плакат со свойствами (Приложение 1)
Учащиеся по буквенной записи свойств сложения, вычитания, умножения должны дать словесную формулировку.
3. Закрепление изученного материала
Дидактическая игра «Полет на планету «Арифметика»
Учитель обращается к классу:
- Сегодня мы совершим путешествие на планету «Арифметика», население которой составляют натуральные числа. План нашего путешествия изображен на плакате. (Приложение 2)
В путешествие отправляется весь класс и вместе с нами наш друг Незнайка. Мы побываем на площади «Точности и ясности» где вспомним правило отыскания неизвестных компонентов действий, посетим «Волшебный сад», в котором встретимся с цветами ромашками и ответим на их вопросы. Затем наш путь будет лежать через «Озеро неизвестности» к «Дому невыученных уроков».
В дороге нам помогут строки стихотворения:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь – будет труден.
Никогда не давались легко,
Достижения людям.
Учащиеся изучают план путешествия по плакату с изображением станций.
Учитель предлагает учащимся приступить к заданиям.
Задание 1. Приступить к операции «Компьютер» - проверить «блок памяти» и исправить неполадки (ошибки в вычислениях).
На доске записаны равенства.
- (357 + 189) - 157 = 11
- 4 × 7 × 25 = 700
- 85 : 0 = 0
- 643 - (243 + 398) = 2
- 4 × (3х - 7) = 3х - 28
Учащиеся исправляют ошибки с места, комментируя правильное решение.
Задание 2. Исправив «неполадки», проконтролировать работу ЭВМ (устно).
а) увеличьте число 28 на 2;
б) найдите разность 56 и 15;
в) уменьшить число 126 в 3 раза;
г) делимое равно 45, частное – 15, найдите делитель;
д) найдите произведение чисел 24 и 3.
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
Учитель обращается к классу: Центр управления полетом отмечает тех членов экипажа, кто работал хорошо, их берем в ракету, а остальных зачисляем условно. Продолжаем путешествие в ракете. Но чтобы в нее попасть, нам необходимо выполнить следующее задание.
Задание 3. Выполнить действия.
На доске появляется плакат с заданиями. (Приложение 3)
Учитель вызывает к доске 3 учащихся из разных групп.
Учащиеся I группы выполняют задания у сопла ракеты (самостоятельно), II группы – с левой стороны ракеты (самостоятельно), III группы – с правой стороны ракеты (с учителем). Затем проверяют решение II и III группы.
Занявшим места в ракете, определить параметры: скорость, время, расстояние.
Задание 4. Решите задачу.
Для групп задание записано на карточках. (Приложение 4)
Учитель проверяет решение задачи на доске, а по окончании решения задачи I группы – за доской вместе с данной группой учащихся.
Учащиеся II и III группы решают задачу совместно на доске и в тетрадях, а учащиеся I группы – самостоятельно, один учащийся группы – за доской.
На ракете мы прилетели в «Волшебный сад».
Задание 5. Конкурс «Ромашка».
В «Волшебном саду» каждому члену экипажа предлагает сорвать по лепестку и ответить на вопросы. (Приложение 5, рис.1)
Учащиеся срывают лепестки и отвечают устно на вопросы.
Учитель обращается к учащимся:
- Вы хорошо поработали, пора и отдыхать.
Учитель включает магнитофон с записью пения птиц.
Проводит с учащимися физкультминутку.
1) повороты вправо-влево, наклоны вправо- влево с использованием таблицы умножения (правильный – неправильный ответ учителя).
Учащиеся выполняют упражнение.
2) находит в «Волшебном саду» ромашку, в сердцевине которой записана таблица с заданием.
Найти все числа от 1 до 25. (Приложение 5, рис.2)
Учащиеся выполняют упражнение глазами.
Учитель предлагает продолжить путешествие.
Задание 6. Решить уравнение.
В «Озере Неизвестности» плавают рыбы уравнения. Их нужно поймать, на доске появляется рыба с записанными на ней уравнениями. (Приложение 6)
Задание предлагает выполнить по группам.
Учитель работает с III группой.
Учащиеся III группы проговаривают правила нахождения неизвестных компонентов уравнений, II группа работает самостоятельно (один учащийся за доской), I группа - самостоятельно.
Учитель проверяет решение уравнений Iгруппы с помощью переносной доски.
«Выловив» всех рыб учитель предлагает отправиться дальше. На ракете «прилетают» к «Дому невыученных уроков». Жители этого дома решили построить себе дворец и стали закупать строительные материалы. Поскольку они считают плохо, то попросили Незнайку произвести расчеты. Но он все перепутал. Ребята, надо помочь нашему другу.
Задание 7. Решить задачу.
Купили кирпич, гвозди и доски. Кирпич стоит 960 рублей, доски дешевле кирпича на 140 рублей и дороже гвоздей в 4 раза. Сколько стоит весь строительный материал.
Учащиеся решают задачу в тетради, один – на доске.
Экипаж возвращается домой, а Незнайка решил погостить в стране «Арифметика».
4. Итог урока
Учитель обращается к учащимся:
- Удачным ли было наше путешествие? Почему?
- При решении каких заданий, мы применяли свойства натуральных чисел?
Объявляет и комментирует оценки, поставленные за работу учащимся, как работал класс на уроке, кто особенно старался.
5. Домашнее задание
Учитель обращается к учащимся:
- Ребята, Незнайка шлет всем письмо с просьбой о помощи и дает каждому задание. (Приложение 7)
Путешествие завершено.
Учащиеся получают индивидуальные разноуровневые задания.