Тема: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо с изученной буквой.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф; научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся.
- Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих согласных звуков, развивать орфографическую зоркость при чтении текстов.
- Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.
Оборудование: Кассы букв, слоговые таблицы, таблицы со словами, модели- схемы звуков, раздаточные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Урок наш будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути.
Учитель на доске открывает карту.
- Во время нашего путешествия мы будем делать небольшие остановки, и выполнять различные задания.
- Итак, наше путешествие начинается!
II. Повторение пройденного
- А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путь, нам предстоит узнать. Для этого прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина на стр. 194. («Русская Азбука» В.Г.Горецкий)
а) Чтение отрывка хорошо читающим учеником.
- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На корабле)
б) Вторичное восприятие текста.
- Из какой сказки А.С.Пушкина взят отрывок? («Сказка о царе Салтане…»)
- Наше путешествие мы совершим на корабле.
- А как называется наш корабль, мы узнаем, прочитав рассказ на листочках. («Каравелла». Приложение 1)
а) Образец чтения хорошо читающим учеником.
б) Работа по содержанию.
- Прочитайте первый абзац и подумайте, какая погода стояла на море?
- С кем автор сравнивает ветер? Почему?
в) Выборочное чтение.
- Прочитайте рассказ про себя и найдите отрывок, в котором автор описывает море.
Чтение отрывка.
- С кем автор сравнивает море? (Когда на море сильный ветер, он поднимает высокие волны с белой пеной, которая похожа на кудрявые гривы лошадей. Кто был на море, тот наверняка видел такие волны.)
- А как же называется корабль, на котором мы будем совершать морское путешествие?
- Итак, мы отправляемся в морское плавание на каравелле.
- Рассмотрите изображение каравеллы.
На доске вывешивается рисунок с изображением Каравеллы. (Приложение 2)
- Может кто-то догадался, какой корабль называют каравеллой? (Каравелла – морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами. Имеет 3-4 мачты.)
На доске появляется надпись "каравелла".
- Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен капитан корабля. Но чтобы с ним познакомиться, необходимо выполнить следующие задания:
1. Загадка
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)
2. Повторение пройденного о буквах
- Посмотрите на ленту букв. Как много букв русского алфавита мы уже знаем! Обратите внимание на цвет нашей ленты и ответьте на вопросы:
- На какие 2 группы мы можем разделить эти буквы? (Гласные и согласные)
- Какие буквы называются согласными? А гласными?
- Назовите гласные буквы.
- Что вы можете о них рассказать? (Гласные буквы обозначают звуки, которые произносятся без преград, с голосом. Гласные верхнего ряда указывают на твёрдость согласного звука, гласные нижнего ряда – на мягкость.)
- Чтобы открыть портрет нашего капитана, назовите гласные, которые могут обозначать 2 звука. (я, ё, ю, е).
- Когда они обозначают два звука?
- А когда они обозначают один звук?
Учитель открывает портрет. (Приложение 3)
- Итак, нашим капитаном будет мальчик. Его имя тоже содержит 4 буквы. А как его зовут, вы узнаете, прослушав небольшой рассказ, который напечатан на ваших листочках.
Рассказ «Адмирал Федя». (См. Приложение 1)
а) Образец чтения учителем.
- Как зовут нашего капитана?
б) Прослушайте ещё раз рассказ и скажите, что вёл Федя на верёвочке? (Катер, линкор, лодку, флот)
-Что такое флот?
(Флот - из французского; буквально – «то, что плавает». Совокупность всех военных или торговых судов государства или судов какого-либо водного бассейна. Военно-морской флот. Торговый флот. Балтийский флот.)
III. Новый материал
- Наш корабль заходит в первый порт «Новознайкино».
- Как вы думаете, почему он так называется?
- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают; научимся писать строчную букву; будем писать слова, предложения и читать тексты; узнаем много нового и интересного про нашу Родину. Так что будьте внимательны и активны!
1. Знакомство с новыми звуками
- С какого звука начинается слово флот?
- Произнесите его.
- Что вы можете о нём сказать? (Согласный, твёрдый, глухой)
- Назовите «цепочкой» каждый последующий звук.
- Выложите звуковую модель слова. (Один ученик выкладывает звуковую схему слова у доски, остальные работают на местах.)
Проверка:
- С какого звука начинается слово Федя?
- Произнесите его.
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (Далее работа ведётся аналогично предыдущей.)
-С какими звуками мы познакомились? (Согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким.)
2. Игра «Где звук?». Физминутка
- Когда услышите новые звуки [ф], [ф’], будете вставать, если таких звуков нет – сидите.
Слушайте внимательно, т.к. надо будет объяснить, где в слове находятся данные звуки (в начале, в середине, в конце слова) и объяснить какой он, твёрдый или мягкий.
фартук |
винт |
волны |
жираф |
фокусник |
ширма |
конфета |
туфли |
фикус |
фонтан |
ковры |
голова |
3. Знакомство с буквами Ф, ф
- Два звука [ф], [ф’] обозначает буква Ф. (Показ букв)
- Почему здесь напечатаны 2 буквы? (Заглавная и маленькая)
Работа с кассой букв
Найдите буквы Ф, ф.
- На что похожа буква?
- Послушайте, что пишет А.Шибаев:
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
- Выложите слова: флот, Федя. (Один ученик - у доски, другие – на партах.)
- Почему в слове Федя вы использовали заглавную букву?
- Когда ещё необходимо писать заглавные буквы?
Закрепление
- Ребята, так как же зовут нашего капитана? (На доске открывается имя капитана.)
- С какой буквы начинается его имя?
- Какие звуки она обозначает?
4. Закрепление оптического восприятия буквы
- Прочитайте ещё раз текст «Адмирал Федя» и подчеркните слова с буквой Ф.
5. Письмо строчной буквы ф
- Второй порт, который мы посетим – порт «Написалкино».
- Как вы думаете, чем мы буде здесь заниматься?
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
а) Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф.
- Показ строчной буквы ф.
- Из каких элементов состоит буква? (Прямой наклонной линии и двух овалов.)
- Объяснение написания буквы учителем.
- Письмо буквы « в воздухе».
- Письмо в прописях.
б) Чтение слогов с доски (таблицы)
в) Работа в прописях. Письмо слогов с буквой ф.
Мы приплыли в порт «Игралкино».
Загадка
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Игра «Глаз – "фотограф"»
Оборудование: наборное полотно и карточки букв (ь т ф р о ).
Описание игры. На наборном полотне устанавливаются буквы. Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ученику предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.
Кто запомнит больше слов с буквой Ф
Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты…фокстерьера! Фу!
6. Знакомство с парными по звонкости-глухости согласными буквами В – Ф
- Мы подплываем к порту «Соединялкино».
а) Возьмите карточки с буквами.
- Какие буквы изображены? (Согласные)
- Что вы можете рассказать о согласных буквах? (Обозначают звуки, которые произносятся с преградами; могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.)
- Произнесите звук [ф]. Какой он? Почему? Как работает речевой аппарат?
- Подумайте, есть ли ещё согласный звук, при произнесении которого речевой аппарат работает так же? (Звук [в])
- Послушайте, как я произнесу звуки [ф], [в].
- Чем отличаются эти звуки? ([ф] произносится без голоса – глухой, [в] произносится с голосом – звонкий.)
- Так что вы можете сказать о звуках [в] и [ф] ? (Парные по звонкости – глухости.)
б) Чтение слоговой таблицы на стр.196.
в) Вспомните, какие ещё парные согласные вы знаете и соедините их.
Работа на листочках. (Приложение 5)
7. Работа с «Русской Азбукой» (стр. 195)
- Чтение слов из учебника («цепочкой).
- Чтение слов с доски:
шарф
кофта
форма
8. Работа в прописях
Письмо слов с буквой ф.
Физминутка
Мы читали и писали
И немножечко устали
Физкультминутку проведём
И все вместе отдохнём.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите,
Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру:
Все присядем, скажем «У»,
Быстро встанем, скажем «А».
Нам пора уж за дела.
IV. Закрепление пройденного
- Последний порт, который мы сегодня посетим – порт «Закреплялкино».
- Беседа по иллюстрации на стр. 194-195.
- Что изображено?
- Какой это транспорт?
- Кто помнит, при правлении какого царя в России началось кораблестроение?
Воронеж – колыбель российского флота. Пётр I – первый русский флотоводец.
Великий русский поэт А.С.Пушкин, чьё имя знают не только в каждом уголке русской земли, но и во всём мире, написал такие строки о создании русского флота и о завоевании земель, выходящих к Финскому заливу и Балтийскому флоту.
а) Образец чтения учителем (стр.195).
б) Чтение хорошо читающим ребёнком.
в) Чтение слов, встречающихся в стихотворении:
прорубить
простор
суждено
г) Чтение текста про себя и разбор содержания:
- Как понимаете слово «суждено»?
- Как вы понимаете выражение «Прорубить окно в Европу»?
До правления Петра I в России не было своего флота и не было выхода в море. Именно при царствовании Петра I, в результате Северной войны, были завоёваны земли, которые открыли нам выход в Балтийское море. Это и было названо «окном в Европу», т.к. теперь и российские корабли могли вести торговлю с другими странами по водному пути.
- А как вы понимаете выражение «все флаги в гости будут к нам»?
Мы с вами уже говорили о том, что каждое государство имеет свой государственный флаг. Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов.
- Обратите внимание на лодку с солдатами.
На корме лодки мы видим белый флаг с голубым крестом. Это Андреевский флаг – кормовой флаг русского флота. Белый с диагонально голубым крестом. Учреждён Петром I 306 лет назад.
Бело-сине-красный флаг появился в России тоже как морской флаг. В январе 1705 года Пётр I издал указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим торговым судам. А в 1724 году это решение было подтверждено морским уставом: «Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трёх колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течении полутора веков верой и правдой служил торговле России.
На доске появляются слова: Пётр I, Андреевский флаг.
в) Чтение отрывка про себя.
г) Выразительное чтение отрывка вслух.
10. Чтение и запись предложений
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
Пётр I – первый русский флотоводец. На каждом корабле есть свой флаг.
- Как вы понимаете слово флотоводец?
V. Итог урока
- Мы проделали длинный путь. И пока мы плыли от одного порта к другому, то проплывали многие страны и города.
- Давайте прочитаем названия некоторых из них. (Чтение текста. См. Приложение 1)
- Почему слова Феодосия, Флоренция, Франция напечатаны с заглавной буквы?
- Как называется эта буква?
- Что вы о ней знаете?
- Что ещё нового и интересного узнали на уроке?
В память о нашем уроке, я раздам рисунки с изображением каравеллы. Вы можете заштриховать или разукрасить её.
Домашнее задание
Стр. 194-196 читать.