Цель:
- познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование:
- картинки с изображением вулканов;
- карта России;
- поддоны;
- картон,
- клей;
- сода;
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
- листы бумаги;
- цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
- чайные ложки;
- пипетка.
Предварительная работа: изготовление макета гор.
Ход занятия
К детям в гости приходит девочка Знайка (кукла). Она знает что дети закончили изучение темы “Камни”, а теперь изучают горы.
Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.
Посмотри какой мы сделали макет гор.
(Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2-х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
– В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь, а то мы мало, что знаем о вулканах.
Знайка: Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”
Воспитатель: Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Знайка, скажи, как называется эта часть вулкана?
Знайка: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Знайка: Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы, я смотрю у вас тут и кратер в ней имеется?
Воспитатель: Да конечно, Знайка.
Дети: Да, хотим.
Знайка: Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.
(Знайка и воспитатель “шепчутся”.)
Воспитатель: Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.
Кукла усаживается на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву?... Мне Знайка дала формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем “запустить” наш вулкан, а Знайка посмотрит, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в “жерло” вулкана. Наблюдаем “извержение “ вулкана.
Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно” . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
Воспитатель: Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт. А мы с ребятами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме “Вулкан”.
Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки подходящие для заполнения “Папки исследователя”.(Дети работают с ней по разным темам)