Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Происходящие в настоящее время изменения на старшей ступени среднего общего образования ставят учащихся перед непростым и ответственным решением: школьники должны выбрать наиболее подходящий и соответствующий их склонностям профиль. Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности правовой культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся и их допрофессиональной подготовки. Переход экономики нашей страны на рыночные отношения и развитие различных форм предпринимательства расширяет возможные контакты с зарубежными партнёрами и сферы сотрудничества. Знание основ деловой переписки для осуществления профессионального обмена информацией становится востребуемым на современном этапе. Предлагаемый курс относится к числу межпредметных курсов в профильной подготовке и ставит своей практической целью сформировать представление о базовых категориях деловой переписки и обеспечить межпредметное восприятие учебного материала, когда английский язык выступает средством получения знаний, а содержание материала развивает навыки учащихся в устной и письменной коммуникации на английском языке. Данный курс направлен на развитие навыков делового общения на английском языке и предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы. Курс соответствует основным положениям концепции старшей профильной школы и может быть востребован теми, кто хочет избрать профессию, требующую знания основ делопроизводства и деловой переписки, а также теми, кто выберет карьеру в языковой сфере. |
Цель курса: познакомить учащихся с основами ведения деловой переписки на английском языке в соответствии с международными стандартами, развить навыки делового общения на английском языке, необходимые для успешных взаимоотношений с деловыми партнёрами в будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- научить оформлять деловые бумаги, составлять резюме, электронные сообщения, вести переписку в соответствии с требованиями международного делового этикета;
- развить навыки письменной речи и стилистическое чутьё, обогатить словарный запас;
- приобрести знания, необходимые в поиске работы на современном рынке труда и способствующие быстрому росту карьеры, в том числе и в зарубежных организациях;
- повысить культурологическую эрудицию, необходимую для общения с носителями иноязычной культуры.
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов и рассчитан на 17 часов в год. “Вводный курс делового письма” содержит новые знания, представляющие познавательный интерес для учащихся.
Содержание курса представлено следующими темами:
10-й класс
- резюме;
- общая характеристика делового письма;
- сопроводительное письмо;
- благодарственное письмо;
- письмо – запрос;
11-й класс
- письмо – подтверждение;
- письмо – поздравление;
- письмо – приглашение;
- электронное письмо.
Процесс обучения по данному курсу предполагает использование различных приёмов и форм организации речевой деятельности учащихся:
- чтение и обсуждение прочитанного;
- комментирование понятий;
- редактирование писем;
- перевод;
- заполнение схем писем;
- работа с электронными письмами;
- написание писем делового характера.
Критерии оценки письменных работ:
- лингвистическая правильность;
- соответствие заданному стилю (формальному, неформальному, дружественному, т. д.);
- соответствие письма принципам и правилам деловой корреспонденции.
Требования к уровню усвоения курса
В конце изучения курса учащиеся должны:
- освоить основные фразы – клише, свойственные деловой переписке на английском языке;
- знать международные стандарты ведения деловой переписки, структурные компоненты деловых писем, форматы писем;
- знать стили и содержание деловых писем;
- уметь написать и оформить резюме, благодарственное письмо, письмо – запрос, письмо – подтверждение, письмо – поздравление, письмо – приглашение, электронное письмо.
Основная форма контроля за уровнем достижений учащихся – предъявление творческой работы – деловых писем, составленных в соответствии с заданным стилем и использованием изученной лексики.
Учебно-тематический план
10-й класс
Тема | Кол-во уроков | Формы проведения | Образовательный продукт | ||
1. Резюме: |
|||||
1. Что такое резюме. 2. Форматы резюме. 3. Структура резюме. 4. Обобщающее занятие. |
1 1 2 1 |
Чтение с комментированием понятий. Чтение и анализ резюме Чтение и анализ составных частей резюме. Определение различных видов резюме, составление своего резюме. |
Беседа, заполнение таблицы Практическая работа: определение форма- тов резюме. Тест на знание лексики. Практическая работа: составление резюме. |
||
II. Общая характеристика делового письма: |
|||||
1 Стили делового письма. 2.Адрес и дата делового письма. 3.Советы по написанию делового письма. 4. Обобщающее занятие. |
1 1 1 1 |
Введение и отработка лексики, анализ
стилей и элементов деловых писем. Обсуждение образцов написа- ния адреса и даты делового письма. Чтение и обсуждение прочитанного. Самостоятельная работа: выбор правильных вариантов написания адреса, даты, определение элементов письма. |
Определение функ- ций,
характерных для определенного стиля. Тест на правильность написания адреса и даты. Тест на знание терминологии. Письменный тест: адрес, дата, элементы делового письма. |
||
III. Сопроводительное письмо: |
|||||
1.Характеристика сопроводительного
письма. 2.Два типа сопроводительного письма. 3. Обобщающее занятие. |
1 1 1 |
Чтение текстов и отработка новой
терминологии. Анализ и сравнение типов сопроводительного письма. Определение типов сопроводительного письма, функций его составных частей. |
Беседа. Тест на знание лексики. Практическая работа: написание сопроводи- тельного письма к своему резюме. |
||
IV. Благодарственное письмо: | |||||
1. Как оформить благодарственное письмо. 2. Практическое занятие. |
1 1 |
Чтение и анализ последова- тельности
написания благодарственного письма. Составление благодарственного письма в соответствии с задачей |
Определение порядка написания
частей благодарственного письма. Написание благодарственного письма. |
||
V.Письмо – запрос: |
|||||
1.Что такое письмо-запрос. 2. Практическое занятие. |
1 1 |
Знакомство с основными чертами и
причинами составления письма- запроса. Анализ написания писем- запросов. |
Тест на знание лексики. Написание письма- запроса в различных ситуациях. |
||
Итоговое практическое занятие. | 1 |
Составление различных видов делового письма. | Презентация и защита своего письма. |
Содержание курса
1. Резюме (5 часов)
- Что такое резюме. Что не следует писать в резюме.
- Форматы резюме. Структура резюме.
II. Общая характеристика делового письма (4 часа)
- Причины написания делового письма. Стили делового письма.
- Порядок расположения элементов делового письма.
- Адрес и дата делового письма. Советы по написанию делового письма.
III. Сопроводительное письмо (3 часа)
- Характеристика сопроводительного письма. Советы по написанию сопроводительного письма. Два типа сопроводительного письма.
- Структура сопроводительного письма.
IV. Благодарственное письмо (2 часа)
Как оформить благодарственное письмо. Структура благодарственного письма.
V. Письмо-запрос (2 часа)
Что такое письмо – запрос. Причины написания письма- запроса. Характерные черты письма- запроса.
Литература
- Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10–11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
- Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по английскому языку. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, 2007.