Цели:
- Формирование знаний причин болезней, мер профилактики.
- Формирование умений исследовать проблему, обозначенную учителем.
- Формировать ключевые компетентности: решения проблемы, коммуникативную, информационную.
Оборудование:
- Учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир. 4 класс. (Человек и природа). Стр. 54–56;
- компьютер, экран, проектор;
- Приложение 1 “Презентация к уроку” в PowerPoint;
- Приложение 2 “Дерево проблем”;
- Приложение 3 “Дерево целей”;
- ватман (3 листа.);
- листы в клетку (3 шт.);
- клей (3 шт.);
- фломастеры или маркеры (6 шт.);
- карточки с надписями и без надписей (у каждой команды);
- 3 стола (один стол состоит из 2 парт).
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Девиз нашего урока: Наше здоровье в наших руках.
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 1.
Класс делится на 3 группы (по 8 человек). Каждая группа садится за свой стол. Напоминаются правила работы в группе.
II. Формулировка темы, цели урока
– Прочитайте тему нашего урока.
(Тема записана на доске.)
– Какова цель урока? (Определить причины болезни.)
III. Работа по теме урока
Ученикам предлагалось дома самостоятельно прочитать стр. 54–56 и выделить причины болезни.
– Назовите причины болезней, о которых вы прочитали в учебнике. (Микробы, несоблюдение гигиены, переохлаждение…)
– Какие меры профилактики вы знаете? (Одеваться по погоде, гигиена …)
IV. Исследование проблемы
1. Обозначение проблемы
– Врачи подсчитали, что простудой и гриппом дети болеют в 5 раз чаще, чем всеми другими инфекциями вместе взятыми.
– Отсюда проблема “Высокий уровень простудных заболеваний среди учащихся”.
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 2.
2. Построение дерева проблем
– Нам предстоит составить дерево проблем.
– На каждом столе лежат карточки с надписями.
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 3.
– Вам нужно выбрать, что является причиной данной проблемы, а что следствием. Причины располагаются под проблемой в своей последовательности, которую вы должны установить сами и показать стрелками. А следствия – над проблемой.
– У вас есть ещё пустые карточки. В них вы можете написать свои причины и следствия и дополнить дерево проблем.
– На каждом столе есть клей, помощь которого вы будете приклеивать карточки. Есть маркеры (фломастеры). Ими вы будете рисовать стрелки, делать дополнительные записи на карточках.
Напоминаются правила работы в группе.
Групповая работа (10 мин)
Презентация.
Один человек от группы озвучивает своё дерево проблем. Двое держат ватман.
Обобщение.
Учитель обобщает сказанное учениками, показывает и комментирует общее дерево проблем. Приложение 2. “Дерево проблем”.
Обратить внимание учащихся на поиск причин первого уровня.
– Какова главная причина? (Размышления детей.)
3. Построение дерева целей
– А теперь построим дерево целей.
Перевод проблемы в цель.
– Какую цель мы хотим видеть? (Низкий уровень простудных заболеваний среди учащихся.)
– Какие следствия тогда будут? Какие цели?
Приложение 3. “Дерево целей”.
– Ответом на вопросы в дереве целей будет наш проект.
V. Работа над проектом (начало)
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 4.
На уроке только даётся задание:
– Придумать название коллективному проекту.
– Какой продукт в результате работы над проектом хотим получить?
Вся дальнейшая работа над коллективным проектом будет продолжена во внеурочное время.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Какая тема урока сегодня была?
– Кем мы сегодня были? (Исследователями.)
– Какую проблему сегодня исследовали?
– Кому понравилось быть исследователями?
– Оцените свою деятельность на уроке. (Методика “Лесенка”.)