1. Программное содержание:
- расширить временные представления у детей, уточнить отношения раньше – позже;
- закрепить представления о сравнении совокупностей предметов с помощью составления пар, умения правильно выбирать знак <, > или =;
- тренировать деятельную способность в присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке;
- устанавливать связь между числом предметов и цифрой, устанавливать правильную последовательность чисел в числовом ряду;
- развивать внимание, мыслительные операции, речь.
2. Методические приёмы:
- игровые;
- наглядные;
- словесные (загадки, отрывок из сказки “Колобок”).
3. Предварительная работа:
- дидактическая игра “Когда это бывает?”, математические настольно-печатные игры, “Игротека”, “1, 2, 3 – сосчитай!”, “Собери урожай”, подвижная игра “Найди пару”, чтение и пересказывание русских народных сказок.
4. Словарная работа:
- раньше, позже, больше, меньше, равно, пара, числовой отрезок.
5. Организация детей:
- работа в подгруппах.
6. Индивидуальная работа:
- с Алиной, Булатом – закреплять умения присчитывать и отсчитывать единицы на числовом отрезке.
7. Материалы к занятию:
- демонстрационный – картинки для развития временных представлений: зимняя зарисовка, весна, лето, осень; картинки – части суток: утро, день, вечер, ночь; числовой отрезок, цифры – карточки, знаки <, >, =; мяч-колобок, 4 картинки – задачи, лесенка знаний;
- раздаточный – рабочие тетради “Раз – ступенька” часть I; знаки <, >, =; цифры-карточки; модель числового отрезка; картинки-карточки для сравнения совокупностей; картинки на бытовую тему для групповой работы на развитие временных представлений.
Ход занятия
I. Учитель. Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь, улыбнитесь гостям, друг другу. Сегодня вы будете ещё раз подниматься по лесенке знаний, каждое выполненное задание – это шаг на верхнюю ступеньку (вывешиваю лесенку). Чтобы оказаться на верхней ступеньке лесенки вы, ребята, должны быть какими?
– Сейчас вы познакомитесь с новыми понятиями: раньше, позже.
- Загадки:
Вился, вился белый рой,
Сел на землю, стал горой,
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)
Когда бывает снег? Что раньше, а что позже: весна или зима?
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом.)
Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето прийти сразу после зимы? О каком времени года не было загадки? Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
- Посмотрите на доску, где выставлены картинки о частях суток; назовите и расположите части суток по порядку.
- (Дети организуются на 3–4 группы.) Раздаю картинки на бытовую тему на развитие временных представлений раньше – позже:
1) дети с воспитателем идут по дороге (раньше), увидели бабушку и помогли ей нести сумку (позже);
2) брат с сестрой гуляли и увидели собачку (раньше), взяли её с собой домой (позже);
3) ребята и зверята гуляли по лесу (раньше), нашли красивую заснеженную ель, отряхнули снег и завели хоровод (позже) и др.
– Дети, рассмотрите картинки, обсудите между собой и расскажите, какие события произошли раньше, а какие позже.
II. Физкультминутка “Часики”
(Дети ставят руки на пояс и выполняют наклоны вправо, влево.).
Смори скорей, который час:
Тик-так, тик-так!
Налево – Раз! Направо – два!
Мы тоже можем так!
III. Откроем рабочие тетради
На картинке отношения раньше – позже обозначаются стрелкой.
1. Посмотрите.
– Раньше был хлебный колос, позже его смололи,
из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
– Одуванчик золотой постарел и стал седой. Каким
был одуванчик раньше, позже?
– Что раньше было яйцо или цыплёнок, а что позже?
2. Иллюстрацию, к какой сказке вы видите во втором задании? С кем встретился Колобок раньше Волка? А с кем позже?
– Ребята, вы сделали первый шаг. Выполнили первое задание: узнали и закрепили понятия раньше, позже. И поднялись на первую ступеньку лесенки знаний.
VI. Физкультминутка “Колобок”.
Дети делают круг и приседают на корточки, “лиса” – в центре круга. Игроки перекатывают мяч – “колобок” друг другу так, чтобы он убегал от лисы.
V. Следующее задание.
1. – Рассмотрите картинки. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Дорисовать предметы или дописать цифры, а потом соединить картинку с нужным числом точек).
– Выполните задание самостоятельно (один и детей выполняет задание на доске).
– А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание.
– На второй картинке я нарисовал мяч, потому что в окошке цифра 1 и соединил картинку с одной точкой.
– На третьей записал в окошко цифру 5, потому что на картинке 5 шаров и соединил с пятью точками.
– На четвёртой картинке нарисовал три круга, потому что в окошке цифра 3 и соединил с тремя точками.
– На пятой записал в окошке цифру 4, потому что на картинке 4 гриба и соединил с четырьмя точками.
– Ребята, вы дорисовали предметы, дописали цифры и сделали ещё один шаг, поднялись на вторую ступеньку лесенки.
2. (Прикрепляю картинки – задачи на магнитную доску.)
– Дети, посмотрите на картинку, придумайте небольшой рассказ к ней и задайте вопрос так, чтобы можно было подобрать подходящее выражение.
По картинкам – задачам (ответы детей):
- Играли три кошки, одна ушла (3 – 1 = 2). Сколько кошек осталось?
- 5 щенят играли с мячом, 2 щенка убежало, сколько щенят осталось? (5 – 2 = 3)
- 4 курочки клевали зерно, одна курочка подошла к ним, сколько курочек стало? (4 + 1 = 5)
- 2 снеговика веселились, к ним пришло ещё 2 снеговика с подарками. Сколько стало снеговиков? (2 + 2 = 4)
– Дети, вы составили рассказ к каждой картинке, задали вопросы к нужным выражениям, сделали ещё один шаг и оказались на третьей ступеньке лесенки знаний.
3. – А сейчас, вы поработаете на числовом отрезке. В какую сторону по числовому отрезку перемещается колобок при сложении? При вычитании? (ребёнок объясняет).
– Чтобы к числу 2 прибавить 1, колобку надо сделать шаг вправо, ещё шаг вправо + 1 и ещё + 1 вправо, и ещё + 1 вправо. Колобок остановится на цифре 5.
– Чтобы убавить число 4 на 1, колобку надо сделать шаг влево, и ещё на 1 – шаг влево: 4 – 1 – 1 = 2.
(Все действия выполняются на магнитной доске одним из детей).
– Вы выполнили действия на числовом отрезке и сделали шаг, поднялись на четвёртую ступеньку лесенки.
4. – В этом задании вы будете правильно выбирать знак >, <, =.
Как можно сравнить две группы предметов по количеству? (Пересчитать, составить пары.).
Что нужно сделать вначале? (Записать в окошках число листьев – 5, ягод – 4).
Что сделать потом? (Составить пары и обвести красной линией листики и ягоды.)
Что осталось без пары? (Листик.)
Чего больше, чего меньше, на сколько? (Листьев больше, чем ягод на 1.)
Какой знак поставим между числами?
И так же ещё аналогичное задание (если успеют).
– Дети, вы поднялись на самую верхнюю пятую ступеньку лесенки знаний, сделали ещё шаг. Выполнили все задания. Молодцы.
VI. Итог занятия
– Ребята, что вызвало у вас затруднение?
Что бывает раньше – дождь или радуга?
Что бывает позже – день или вечер?
Нарисуйте дома 2 картинки про то, что было раньше, а что позже.