Цели:
- Обучить письму строчной буквы Й, элементам быстрого и красивого письма, формировать умение правильно сидеть за партой (осанка, положение тетради и ручки); дать элементарные понятия о космосе.
- Развивать внимание, мышление, память, речь. Мышцы рук, пространственное воображение.
- Воспитывать аккуратность, любовь к прекрасному, чувство коллективизма.
Оборудование: образцы правильного и неправильного написания слов, картина космоса, два космонавта с секретным заданием, прописи, слоги-слияния, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Повторение пройденного материала
Учитель: У нас сегодня урок письма, а вот какой букве он посвящён вы узнаете отгадав загадку:
Это буква не простая:
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит (Й)
– С какой же буквой мы продолжим знакомство?
– Какой это звук гласный или согласный?
– Почему? Докажите.
– Ещё какой?
Дети: Звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
Игра “Поймай Й”
– Хлопните в ладоши 1 раз если услышите (й)
(Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, машина, имя, чай.)
2. Основная часть
1. Беседа
У.: У нас урок не простой, а космический. Предстоит нам с вами полёт в космос. Отправляются туда крепкие, здоровые, умные, аккуратные. Вот и нам перед полётом надо поупражняться в красивом письме, размять пальчики.
2. Работа в прописи.
У.: Откройте учебник на стр. 23. Прочитайте буквы написанные на строке.
Д.: И, ш, й, п, т, р.
У.: Какой элемент общий в первых 3-х
буквах?
– В остальных буквах?
– Выпрямите спины, пристегните ремни, приступаем
к разминке.
– Запишите по одной букве, прокомментируйте
написание.
– Молодцы, первую часть разминки выполнили.
3. Игра “Переполох”
У.: К нам на планету “Земля прислали 2 слова,
первое написал Незнайка, а второе Знайка.
– У Незнайки отметьте ошибки.
А у Знайки места соединений букв и элементов,
домики гномика и гнёздышки птичек.
– Отметьте ошибки на доске.
4. Физкультминутка
Побежали (2 раза), ёжики (2 раза),
Наточили (2 раза), ножики (2 раза),
Прискакали (2 раза), зайчики (2 раза),
Кто всех милее? Кто всех смелее7
Кто веселее? Кто всех смешнее?
Кто аккуратнее?
Кто всех дружнее?
5. Письмо слов
У.: Молодцы ребята. Поупражнялись, отдохнули, теперь пора нам отправиться в космическое путешествие на корабле “Восток”
Звучит музыка.
– Пристегните ремни, входим в космическое пространство.
– Перед нами 9 планет, они движутся вокруг Солнца (среди них Земля), поэтому эта система называется Солнечной.
– Мы летим в космическом корабле и каждой планете нам надо послать шифровку, тогда мы узнаем название планеты.
– Прочитайте слова на с. 23 , которые получились из “айка”, добавив буквы г, м, з, л, ш, ч, с.
Д.: Чайка, майка, гайка, зайка, лайка, шайка, сайка.
У.: Давайте их зашифруем и отправим на разные планеты.
6. Развитие речи
У.: Составьте предложение с любым из этих слов.
– А теперь прочитайте название планет, которым мы послали шифровки, вылетев с Земли.
7. Звукобуквенный анализ
У.: Прочитайте слово, которое мы зашифровали.
Д.: Гайка.
У.: Разделите его на слоги. Сколько слогов? Какой первый? Сколько звуков? Какие? Если первый согласный, второй гласный, что получается?
Д.: Слог – слияние.
У.: Какой слог-слияние?
Д.: Твёрдый.
У.: Какой звук дальше?
Д.: Й.
У.: Что можете сказать об этом звуке?
Д.: Согласный, всегда мягкий и т.д.
У.: Составьте схему этих слов, она у всех одна. Но среди этих слов, спряталось одно, схема которого отличается от других, найдите его. Почему схема отличается?
Д.: Ч – всегда мягкий.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
А) смотрим влево, вверх, вправо, вниз – 5 раз
Б) смотрим вправо, вверх, влево, вниз – 5 раз
В) делаем глазами восьмёрку – 5 раз
Г) руки на пояс, голову влево, глаза опустили на
локоть(считаем до 5), голову повернули вправо,
глаза опустили на локоть (считаем до 5) – 5 раз
Д) смотрим на вытянутый вперёд большой палец
(считаем до 5). Затем далеко в лес (считаем до 5) –
5 раз.
9. Рассказ учителя
У.: Ребята, мы с вами отправились в космическое путешествие, а кто был первым космонавтом мира?
Д.: Ю.А. Гагарин.
Звучит музыка.
У.: Итак: 12 апреля 1961 года группа людей подошла к космическому кораблю “Восток”. Закончились последние приготовления. Друзья проводили космонавта до кабины корабля. Он занял место в кресле полулёжа и застегнул пояс. Гагарин был сосредоточен, но спокоен.
Прозвучала команда: “Пуск”. Взревел двигатель, подножие ракеты окуталось клубами дыма, из которого вырвались языки огня.
“Поехали!” – раздался голос Гагарина, и огромная ракета, вздрогнув. Медленно оторвалась от земли. Ракета пошла в небо и скрылась из глаз.
– Так побывал в космосе первый в мире человек Юрий Алексеевич Гагарин.
– Переверните страничку и прочитайте фамилии известных космонавтов, которые после Гагарина летали в космос.
Д.: Терешкова, Леонов, Комаров, Шаталов, Попович, Елисеев, Береговой, Климук.
У.: Когда у нас в стране отмечается день Космонавтики?
Д.: 12 апреля.
10. Работа над предложением
У.: Прочитайте вопрос, который нам задают.
Д.: Кто первым полетел в космос?
У.: Как вы на него ответите?
– Сколько слов в предложении?
– Какое первое? Второе? И т. д.
– Как начинается предложение? Заканчивается?
– Как вы напишите слово Гагарин?
– Почему?
– Прокомментируйте предложение.
– Записав его мы попадём на последнюю планету “Плутон”.
Д.: Первым в космос полетел Гагарин.
3. Итог урока
1. Игра “Поле чудес”
У.: Тут спрятана шифровка из космоса. Какую букву по счёту хотите открыть? Я её прокомментирую, а вы угадайте.
(На доске спрятано слово “Молодцы”)
(Например первая буква: Ставим ручку на одну третью снизу в рабочей строке, “качалочка”, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя одной трети, выписываем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины и т. д.)
– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что делали на уроке?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Спасибо вам за урок!