Учебная программа для молодых воспитателей "Родничок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.

Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны, которые заключаются затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого воспитателя.

Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности.Что нужно изменить в работе каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не потерял интерес к профессии?

В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности на современном этапе интегрированный педагогический коллектив планирует:

  • больше уделять внимания методике планирования и анализу воспитательной работы;
  • добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
  • учить молодых специалистов современным образовательным технологиям;
  • воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины. Помощь, оказываемая администрацией начинающим воспитателям, не проходит бесследно. Все они закрепляются на своих рабочих местах и в дальнейшем, на наш взгляд, не собираются расставаться с профессией.

Учебно-тематический план
(1-й учебный год)

№ п/п

Темы

Количество занятий
Теоретических Практических Всего
1. Диагностика молодых педагогов - 1 1
2. Нормативные документы в дошкольном образовании 2 1 3
3. Образовательные программы в дошкольном образовании 1 1 2
4. Программа “Радуга” Т.Н. Дороновой 1 - 1
5. Разделы программы “Радуга” Т.Н. Дороновой 5 2 7
6. Педагогическая диагностика в ДОУ 3 2 5
7. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2 1 3
8. Проблемы адаптации детей в ДОУ 1 1 2
9. Итоговое обследование педагогов - 1 1
10. Предметно-развивающая среда в ДОУ 3 2 5

Учебно-тематический план
(2-й учебный год)

№ п/п

Темы

Количество занятий
Теоретических Практических Всего
1. Диагностика молодых педагогов - 1 1
2. Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании 2 1 3
3. Организация и проведение занятий в ДОУ 2 1 3
4. Взаимодействие с семьей 3 1 4
5. Организация и проведение родительских собраний в ДОУ 2 1 3
6. Принципы организации сюжетной игры в ДОУ 3 2 5
7. Психическое развитие детей дошкольного возраста 6 2 8

Содержание
(1-й учебный год)

№ п/п Темы Теоретические занятия Практические занятия
1. Диагностика молодых педагогов

--------

Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова; ранжирование на шкале основных ЗУНов.
2. Нормативные документы в дошкольном образовании Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка; Задание 1: найти основные определения из “Закона об образовании РФ”, приемлемые дошкольному образованию

Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста

3. Образовательные программы в дошкольном образовании Понятия “комплексные” и “парциональные” программы; Обзор современных образовательных программ для детей дошкольного возраста (сообщение).
  • Программа “Радуга” Т.Н. Дороновой; программа “Развитие” Л.А. Венгер; программа “Кроха” Г.Г. Григорьевой; программа “Детство” В.И. Логинова
  • Программа “Юный эколог” С.Н. Николаевой;
Задание 1: изготовить карточку: выбрать и выписать плюсы и минусы любой комплексной или “парциональной” программы, выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки.
Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя, отчество воспитателя) – к занятию
4. Программа “Радуга” Т.Н. Дороновой Цели и задачи программы; основные ее разделы; особенности программы; принципы программы;

--------

5. Разделы программы “Радуга” Т.Н. Дороновой
  • Конструктивная и продуктивная деятельность;
  • Математика;
  • Развитие речи;
  • Познавательное развитие;
  • Грамота;
  • Физическое развитие;
  • Музыкальное развитие;
Задание 1: выписать цели и задачи программы “Радуга” для своей возрастной группы по всем разделам

Задание 2: выписать требования к предметно-развивающей среде своей возрастной группы

6. Педагогическая диагностика в ДОУ Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики Задание 1: разработать таблицу для занесения результатов диагностики детей на начало и конец учебного года

Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений

Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике

7. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ Творческое задание: написание плана работы по теме самообразования на месяц

Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ;

8. Проблемы адаптации детей в ДОУ Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы
9. Итоговое обследование педагогов

--------

 
10. Предметно-развивающая среда в ДОУ Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований

Учебно-тематический план
(2-й учебный год)

№ п/п Темы Теоретические занятия Практические занятия
1. Диагностика молодых педагогов

--------

 
2. Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ; Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода
3. Организация и проведение занятий в ДОУ Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста Задание 1: разработать конспект занятия по любому разделу программы “Радуга” Т.Н. Дороновой

Задание 2: просмотр и анализ фрагментов занятий с детьми дошкольного возраста.

4. Взаимодействие с семьей Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультация);

Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями);

Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение);

Задание 1: Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования и тестирования;

Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей;

 

5. Организация и проведение родительских собраний в ДОУ Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний Задание 1: презентация новых форм работы с родителями.
6. Принципы организации сюжетной игры в ДОУ Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры
7. Психическое развитие детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей второго, третьего, четвертого, пятого, шестого года жизни; Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада (обмен мнениями). Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников

Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы