Введение
Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны, которые заключаются затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого воспитателя.
Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности.Что нужно изменить в работе каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не потерял интерес к профессии?
В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности на современном этапе интегрированный педагогический коллектив планирует:
- больше уделять внимания методике планирования и анализу воспитательной работы;
- добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
- учить молодых специалистов современным образовательным технологиям;
- воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины. Помощь, оказываемая администрацией начинающим воспитателям, не проходит бесследно. Все они закрепляются на своих рабочих местах и в дальнейшем, на наш взгляд, не собираются расставаться с профессией.
Учебно-тематический план
(1-й учебный год)
№ п/п | Темы |
Количество занятий | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 |
3. | Образовательные программы в дошкольном образовании | 1 | 1 | 2 |
4. | Программа “Радуга” Т.Н. Дороновой | 1 | - | 1 |
5. | Разделы программы “Радуга” Т.Н. Дороновой | 5 | 2 | 7 |
6. | Педагогическая диагностика в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
7. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
8. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | 1 | 1 | 2 |
9. | Итоговое обследование педагогов | - | 1 | 1 |
10. | Предметно-развивающая среда в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
Учебно-тематический план
(2-й учебный год)
№ п/п | Темы |
Количество занятий | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 |
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 |
3. | Организация и проведение занятий в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
4. | Взаимодействие с семьей | 3 | 1 | 4 |
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
7. | Психическое развитие детей дошкольного возраста | 6 | 2 | 8 |
Содержание
(1-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Диагностика молодых педагогов | -------- |
Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова; ранжирование на шкале основных ЗУНов. |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка; | Задание 1: найти основные
определения из “Закона об образовании РФ”,
приемлемые дошкольному образованию Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста |
3. | Образовательные программы в дошкольном образовании | Понятия “комплексные” и
“парциональные” программы; Обзор современных
образовательных программ для детей дошкольного
возраста (сообщение).
|
Задание 1: изготовить карточку:
выбрать и выписать плюсы и минусы любой
комплексной или “парциональной” программы,
выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать
и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя, отчество воспитателя) – к занятию |
4. | Программа “Радуга” Т.Н. Дороновой | Цели и задачи программы; основные ее разделы; особенности программы; принципы программы; | -------- |
5. | Разделы программы “Радуга” Т.Н. Дороновой |
|
Задание 1: выписать цели и задачи
программы “Радуга” для своей возрастной группы
по всем разделам Задание 2: выписать требования к предметно-развивающей среде своей возрастной группы |
6. | Педагогическая диагностика в ДОУ | Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики | Задание 1: разработать таблицу для
занесения результатов диагностики детей на
начало и конец учебного года Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике |
7. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ | Творческое задание: написание плана
работы по теме самообразования на месяц Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ; |
8. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ | Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы |
9. | Итоговое обследование педагогов | -------- |
|
10. | Предметно-развивающая среда в ДОУ | Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы | Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований |
Учебно-тематический план
(2-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Диагностика молодых педагогов | -------- |
|
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ; | Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода |
3. | Организация и проведение занятий в ДОУ | Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста | Задание 1: разработать конспект
занятия по любому разделу программы “Радуга”
Т.Н. Дороновой Задание 2: просмотр и анализ фрагментов занятий с детьми дошкольного возраста. |
4. | Взаимодействие с семьей | Основные направления работы ДОУ по
повышению психолого-педагогической культуры
родителей (консультация); Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями); Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение); |
Задание 1: Практикум: разработка
тестов и анкет для родителей воспитанников,
обработка результатов анкетирования и
тестирования; Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей;
|
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний | Задание 1: презентация новых форм работы с родителями. |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками | Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры |
7. | Психическое развитие детей дошкольного возраста | Особенности психического развития детей второго, третьего, четвертого, пятого, шестого года жизни; Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада (обмен мнениями). | Задание 1: составить
психологический портрет 2 детей своей группы с
учетом выделения ярких психических особенностей
данного возраста дошкольников Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы |