Цель:
- Проверка знаний учащихся по народному творчеству. Систематизировать и дополнить знания уч-ся по народным промыслам России. Расширить знания о вышивке. Закрепить знания по северной вышивке при выполнении практической работы.
- Воспитательная: Воспитание эстетического вкуса, терпения, аккуратности, уважения к труду. Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к прикладным видам деятельности.
- Развивающая: Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к прикладным видам деятельности.
Задача урока: Познакомить учащихся с видами народного творчества. Закрепить знания обработки края салфетки строчкой “Кисточка”.
Тип урока: Комбинированный.
Метод ведения урока: Наглядный, метод упражнений.
Материально-техническое оснащение: Образцы различных видов вышивки, журналы с вышивками, выставка творческих проектов, выставка изделий народного прикладного творчества, льняной лоскут, ножницы, булавки, игла, нитки мулине, образец мережек в тетрадях учащихся и на доске, инструкционные карточки для выполнения мережек, учебник.
Оформление доски: Тема урока, карта народных промыслов России, образцы вышивок.
План урока
1. Организационный момент
- внешний вид учащихся
- отметить отсутствующих
- проверка готовности к уроку
- объявление темы и цели урока
2. Вводный инструктаж
- Сообщение познавательных сведений по ремеслам
- Опрос учащихся
- Повторение материала по вышивке, ТБ
- Демонстрация шва учителем (показ трудовых приемов)
3. Текущий инструктаж: упражнение
- Контроль за соблюдением ТБ
- Контроль качества, произведение дополнительного инструктажа, проверка правильности выполнения приемов вышивки.
4. Заключительный инструктаж
- Анализ работы учащихся
- Выставление оценок
- Запись домашнего задания
- Повторение основных элементов новой темы
Ход урока
1. Проверка готовности учащихся к уроку:
- Наличие на рабочих местах тетрадей, ниток, лоскута льняной ткани, ножниц, иглы в игольнице.
- Отметить в классном журнале отсутствующих учеников.
Объявление темы и цели урока:
– Сегодня у нас урок-введение по теме «Вышивка». Цель нашего первого урока – систематизировать те знания по народному творчеству, которые вы получили в 5-м, 6-м классах и дополнить знания о новых видах прикладного искусства. На втором уроке мы с вами узнаем дополнительные сведения о вышивке, как народном искусстве и закрепим знания выполнения строчки «Кисточка» на образце изделия.
2. Вводный инструктаж:
– Как вы думаете: что такое промысел? Вы знакомились с этим термином на уроке истории.
– Это мелкое ремесленное производство, т. е. изготовление необходимых людям вещей: обуви, одежды, посуды, украшений ручным способом.
– А почему промыслы называют народными?
– Промыслы называют народными, так как издавна народ, изготавливая какую-либо вещь, сохранял свое умение, передавал следующему поколению, при этом не терялись традиции.
– Верно, народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений. Для того чтобы нам познакомиться подробно с народными промыслами нашей страны, я предлагаю сегодня на уроке посетить выставку умельцев России. Здесь пока немного экспонатов (учитель показывает экспонаты на столе, называет места, откуда "родом" эти произведения искусства). А сейчас я попрошу вас стать гидами на выставке и рассказать об одном из экспонатов (проверка домашнего задания).
Учащиеся рассказывают об одном из видов народного творчества на примере экспоната, принесенного из дома, показывают на карте расположение селения и демонстрируют изделие. После рассказа устанавливают образец на выставку и прикладывают табличку с названием ремесла. В результате сообщений учащихся на столе образуется выставка народных промыслов.
– Посмотрите, какая прекрасная выставка получилась у нас на уроке. Прошло множество десятилетий, а мы не перестаём удивляться мастерству народных умельцев. Нас восхищают прекрасные произведения народного творчества. Многие хранятся в музеях нашей страны и даже за рубежом. В этих работах проявляется самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость сюжетов, узоров, красок. Сегодня мы услышали о многих видах прикладного творчества, а о чём ещё не упомянули?
– О вышивке.
– Искусство вышивания имеет многовековую историю, из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приёмов, цветовыми сочетаниями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. В русской вышивке большую роль играет геометрический орнамент и условные форм растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры и т. д.
(Учитель показывает карточки (см. рис.) с символами и рассказывает, что они обозначали в древней русской вышивке).
– С вышивкой, как видом народного творчества, мы начали знакомиться в 5-м и 6-м классах в разделе «Рукоделие», говорили об инструментах, материалах, приспособлениях, как подготовить ткань к вышиванию, изучали простейшие ручные швы, знакомились с видами вышивки. Давайте немного вспомним.
Задание 1
Ученице предлагаются 10–12 образцов различных видов вышивки.
Необходимо разложить их, сортируя на ручную и машинную вышивки.
Объяснить, по каким признакам произведен отбор.
Задание 2
На доске предложены 6 различных видов вышивки. Необходимо определить
вид вышивки и булавкой приколоть этикетку с названием этого вида.
Пока девочки готовятся, давайте вспомним, повторим пройденный материал. Какие инструменты и приспособления применяются для вышивания?
– Ножницы, иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента, карандаш, калька, копировальная бумага.
– Какую иглу лучше использовать для вышивания?
– Иглы берутся специальные, со скругленным острием, № 2–5 для работы на льняных тканях. Ушко должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
– Какие нитки лучше использовать для вышивания?
– Лучше всего мулине, т. к. они имеют стойкую окраску, блеск и прочность.-
– Как готовится нитка для вышивки?
– Оба конца длинной нити продеваются в ушко иглы, оставляя свободной петлю. Узелки на нитках не делаются, закрепление делают петлей.
Учитель и учащиеся проверяют задания у доски.
– Какие правила ТБ при работе с иглами, ножницами мы должны соблюдать? (Учащиеся рассказывают правила ТБ)
– В 5-м классе мы познакомились с русскими швами. Строчки какой вышивки мы изготавливали в 6-м классе?
– Образец строчек северной вышивки.
– Какая строчка лежит в основе большинства мережек?
– “Кисточка”.
На столах находятся карточки – инструкционные карты по выполнению строчки “Кисточка”. Они вам знакомы. Прочитайте, вспомните, как выполняется эта строчка. Сегодня на уроке мы начинаем изготавливать салфетку в технике северной вышивки (учитель показывает образец). Наша задача сегодня начать обрабатывать края будущего изделия строчкой “Кисточка”. Обратите внимание на самоконтроль: Стежок по краю строчки должен располагаться с небольшим наклоном к краю мережки, а пучок нитей перехвачен горизонтальным стежком. Шов выполняется слева направо. Лоскут у вас подготовлен к работе, приступайте к обработке края салфетки.
Учитель подходит к каждой ученице по очереди и, в случае затруднения выполнения строчки, показывает на своем образце приемы выполнения.
3. Текущий инструктаж.
Контроль учителем за соблюдением правил ТБ. Контроль качества выполняемого задания. В случае затруднения или выполнения шва с ошибками учитель проводит дополнительный инструктаж.
4. Заключительный инструктаж
Учитель проверяет выполненные строчки по краю салфетки, дает рекомендации, выставляет оценки, обосновывая их. Домашнее задание – закончить строчку “Кисточка” по краям салфетки. Повторение новой темы: Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что понравилось? Урок закончен, спасибо, до свидания.