Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодится в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С.Я.Маршак
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные социальные навыки, познаются ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни. Поэтому социальное проектирование стало одним из основных направлений работы гимназии.
Проведенное нами анкетирование свидетельствует о том, что подавляющее количество школьников не склонны к какому-либо сопротивлению социальным действиям государства. Также прослеживается крайне не заинтересованное отношение школьников к различным видам социально значимой деятельности: организация общественных дел, сохранение порядка в школе, участие в художественной самодеятельности, проявление милосердия и проведение благотворительных акций. К сожалению, большинство школьников рассматривают получение образования как продвижение по карьерной лестнице. Не отрицая необходимость быть добрым, честным, порядочным учащиеся стремятся к прагматизму – материальное и личное благополучие, способность выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни.
Показательны в этом плане, к примеру, ответы на вопрос, с какой целью школьники хотят достичь материального благополучия, свидетельствующие о том, что 72% собираются жизнь прожить исключительно в удовольствиях и наслаждениях. Таким образом, приходится констатировать, что социальный заказ, сформулированный в многочисленных правительственных документах на формирование социально активной, социально самоопределившейся личности школьника выполняется недостаточно. Данная проблема
отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом “Об образовании” Российской Федерации. Закон в своем содержании несколькими статьями обосновывает необходимость деятельности образовательных учреждений по социальному самоопределению учащихся. В частности, Статья 9 пункт 2 гласит, что образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. В Статье 14 раскрываются общие требования к содержанию образования. П. 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Для решения исключительно социальноориентационных задач необходимо активизировать самопознание школьниками своих индивидуальных особенностей; развивать функцию самооценивания при соотнесении представления о самом себе с представлением о требуемом уровне развития социально важных качеств; развивать у учащихся стремление к саморазвитию.
Применяя в рамках гимназии технологию социального проектирования, позволило повысить уровень социальной активности гимназистов. Одним из интенсивных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование. Технология формируют в детях понимание того, что от их действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей. В наше время, социальное становление происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность. Вот почему так важно сформировать поведенческие навыки в школе, которые выступали бы основой для формирования личности. При этом, гимназия выступает своеобразным жизненным полем, где приобретаются навыки социального опыта.
В широком смысле социальный проект – это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Социальное проектирование – вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Социальное проектирование предполагает определение целей, они у нас следующие:
- Привлечение школьников к решению актуальных социальных проблем данного местного сообщества;
- Включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем силами самих учащихся;
Результаты, которые мы ожидаем от выполнения проекта следующие:
- Социальная адаптация учащихся;
- Изменение общественного мнения;
- Подготовка учащихся к дальнейшей жизни;
Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. В практики гимназии используются различные виды социальных проектов, среди них такие как:
- Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача)
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Многие проекты, рожденные совместными усилиями, педагогов и учащихся уже реализованы. Наиболее удачными из них по праву можно считать:
Большая работа проведена по проекту “История моей семьи – история моей школы” разработанного к юбилею гимназии.
“Школьное информационное пространство” – где речь шла о создании в школе журналистской организации. Функционирования информационного пространства школы, сопровождается созданием механизма гибкого реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в городском и глобальном информационном образовательном пространстве, выделением тех элементов новых информационных технологий, которые полезны школьнику не только сейчас, но и не потеряют актуальности и по окончанию им учебного заведения. В результате в гимназии стала издаваться школьная газета, которая информирует большое число учеников о всех событиях и мероприятиях, происходящих в школе.
Работа с проектами может быть полностью выбрана из целей, поставленных детьми в реальной жизни. Проект “ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…” в котором поднята проблема профилактики безнадзорности и беспризорности.
Цель проекта: формирование социально-активной гражданской позиции учащихся, активизация развития у детей и подростков отрицательного отношения к распространению и употреблению психоактивных веществ, формирование навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака, и наркотиков, ценностного отношения к своему здоровью; совершенствование профилактической работы, развитие творческих способностей детей и подростков, повышение творческой активности подрастающего поколения.
Проектирование школьных дел создает условия для постоянного взаимодействия родителей со своими детьми. Проект “Аллея юности” – где появляется поле для более активного участия родителей в жизни классов и школы.
Великую роль играет социальное проектирование и в воспитательной работе. В рамках созданной детской организации был реализован социальный проект “Становление лидера”.
В рамках реализации проекта были проведены различные профилактические мероприятия на укрепление личностных ресурсов, развитие жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, формирование и развитие ресурсов семьи. В этом году дан старт новому проекту.
“Вера, надежда, любовь” по развитию волонтерского движения в гимназии.
В школе складывается ещё одна добрая традиция – участвовать в конкурсе социально-значимых проектах, участвовать во Всероссийской акции “Я – Гражданин России”. Три года гимназия является победителем акции на муниципальном уровне.
2007 год проект “Наше здоровье в наших руках” – хорошее настроение, желание вести активный образ жизни, быть всегда в форме, вот девиз данного проекта.
2008 год проект “Красотой спасется мир” – благоустройство детской площадки. Проект принёс победу на городском и областном уровне, став участником Всероссийской акции.
2009 год принес нам еще одну победу проект “Ключ к здоровью”, где поднята проблема школьного питания. Проект поддержан организаторами конкурса, идеи наших гимназистов показались им интересными.
“Конечно, проблема весьма актуальная, но очень сложная для вас, так нам говорили многие люди, с которыми приходилось встречаться. Но такая непростая задача, которую мы поставили, приводила к мысли, что нужно попробовать. Ведь мы не ищем лёгких путей, а хотим внести свой маленький вклад в решение насущной проблемы. И найти ключ к здоровью”.
Коллективная проектная деятельность создает особую атмосферу в школе. У учащихся, учителей и родителей появляется ощущение единства действий и целостного коллектива школы. Формируется благоприятный микроклимат в ученических классных коллективах. Возникает ядро актива, цементирующее коллектив. Проявляется массовая инициатива.
В этих условиях вырабатывается умение сотрудничать в классе и школе. Лучше согласуются планы и поведение. Организуется взаимодействие и взаимопомощь. Непрерывно вырабатываются и корректируются правила отношений между учащимися, учителями и родителями. Сближаются и примиряются противоречия. Притираются характеры.
Защищая проекты, на различных семинарах, конкурсах, встречах с руководителями городской администрации, ребята и преподаватели гимназии награждаются грамотами за высокие результаты и активное участие в проектной деятельности.
“Мы выступили очень достойно. Зал провожал нас аплодисментами и криками “Молодцы!”. Было очень приятно. Значит путь проделанный нами от заведующей нашей столовой до мера города Александрова и Совета Народных Депутатов, был проделан не зря. Мы убедились, что можем внести свой вклад в решение такой важной проблемы Мы готовы отстаивать свою активную жизненную позицию и внести свой посильный вклад в улучшение жизни своей Родины, имя которой – Россия”.
Участие в социальных проектах позволяет учащимся реализовать себя всесторонне. Растет познавательная активность детей, их организаторские и творческие задатки. Мы уверенны, что именно в наших возможностях создание воспитательной среды, позволяющей включить учащихся в разнообразные виды воспитывающей общественно полезной созидательной деятельности. Социальное проектирование позволяет привлечь учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Презентация проекта “Ключ к здоровью”. Приложение