Цель урока:
- Рассмотреть задачи с альтернативным содержанием, которые способствуют развитию интереса, любознательности, творческой активности.
- Показать, как изученные на уроках темы могут быть использованы в интересных ситуациях, выходящих за рамки традиционно решаемых на уроке задач.
“Альтернатива – необходимость выбора между двумя или несколькими, исключающими друг друга, возможностями”. (Современный толковый словарь)
1. Опрос. Проверка домашнего задания.
1 учащемуся – доказать теорему о средней линии треугольника.
2 учащемуся – доказать теорему о средней линии трапеции.
3 учащийся – решает задачу из домашней работы.
Задача. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD делит сторону ВС на 2 части 2 см и 6 см. Найдите периметр прямоугольника. Сколько решений имеет задача?
Решение 1. (2 + 8) * 2 = 20(см.)
Решение 2. (6 + 8) * 2 = 28(см)
Ответ: Р = 20 см или Р = 28 см.
Во время опроса классу предлагается задача:
Биссектрисы двух углов прямоугольника делят его сторону на три части, каждая из которых равна 3 см. Найдите периметр прямоугольника.
Решение 1. (3 + 9) * 2 = 24(см)
Решение 2. (6 + 9) * 2 = 30(см)
Ответ: Р = 24 см или Р = 30 см.
2. Решение задач.
Сегодня мы с вами решаем не совсем обычные задачи. Задачи, в которых по данному условию можно начертить два различных чертежа и получить два решения. Такие задачи называются задачами с альтернативным решением. (Сформулировать определение слова “альтернатива”.)
№ 1. Диагонали трапеции делят ее среднюю линию на три отрезка, два из которых равны 8 см и 7 см. Найдите основания трапеции.
Решение. 1) Если АМ = МВ, ВС || MN, то АК = КС, ВР = ДР, т.е. МК – средняя линия АВС, МР – средняя линия АВД, PN – средняя линия ВДС.
2) АВС. МК = 8 см, ВС = 8 * 2 = 16(см) 2) АВС. МК = 7 см, ВС = 7 * 2 = 14(см)
3) АВД.
МР = 8 + 7 = 15(см)
АД = 2МР = 30 см
Ответ. ВС = 16 см, АД = 30 см или ВС = 14 см, АД = 30 см.
№ 2. В АВС проведены высота ВД и средняя линия МО (М лежит на АВ, О лежит на ВС). Прямая МО пересекает высоту ВД в точке К.
- Докажите, что АМОС, СОКД, АМКД – трапеции.
- Найдите среднюю линию трапеции АМОС, если АД = 8 см, СД = 2 см.
Решение. 1). МО || АС, АМ не параллельна ОС, следовательно, АМОС – трапеция. Далее доказывается аналогично.
2) АС = 8 + 2 = 10(см)
МО = 0,5 АС = 5 см
ЕF = (5 + 10) : 2 = 7,5(см)
3) АС = АД – СД, АС = 8-2 = 6(см), АД = 8 см,
МО = 0,5 АС = 3см
ЕН = (АС + МО) : 2, ЕН = (6 + 3) : 2 = 4,5(см)
Ответ. Средняя линия трапеции АМОС равна 7,5 см или 4,5 см.
№ 3. (Резерв.)
В параллелограмме АВСД точка М – середина стороны ВС. Биссектрисы углов А и Д разбивают отрезки ВМ и СМ пополам. Найдите стороны параллелограмма, если его периметр равен 70 см.
Решение.
Пусть ВЕ = х см, тогда ВF = АВ = 3х см, ВС = 4х см. (3х + 4х) * 2 = 70 14х = 70 х = 5 АВ = 15 см, ВС = 20 см. |
Пусть ВF = х см, тогда АВ = ВF = x см, ВС = 4х см. (х + 4х) * 2 = 70 10х = 70 х = 7 АВ = 7 см, ВС = 28 см. |
Ответ. АВ = 15 см, ВС = 20 см или АВ = 7 см, ВС = 28 см.
3. Итог урока.
– Понравились ли вам сегодняшние задачи? Какая задача понравилась больше всех?
– Я надеюсь, что теперь вы будете читать текст задачи более вдумчиво, стараться предвидеть различные ситуации.
4. Домашнее задание.
Решите задачи.
№ 1. Биссектрисы двух углов прямоугольника делят его сторону на части, равные 4 см, 2 см, и 4 см. Найдите периметр прямоугольника.
№ 2. Диагонали трапеции делят ее среднюю линию на три отрезка, один из которых равен 3 см. Найдите среднюю линию трапеции, если большее основание равно 14 см.