Пропорция и пропорциональная зависимость

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: систематизация и обобщение ЗУН по теме;
  • Развивающая: развитие речевых навыков и психических качеств;
  • Воспитательная: формирование познавательного интереса к математике.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    закрепление тезауруса (понятийного аппарата) по данной теме;
    отработка и закрепление практических навыков решения типовых и нестандартных задач на пропорциональную зависимость;
    отработка навыка решения практических задач в рамках межпредметных связей;
    создание каждым учеником собственной системы приемов, позволяющих решать различные задачи по теме “Пропорция”.
  • Развивающие:
    развитие мышления через выполнение развивающего задания технологии “ИнтеллекТ”.
  • Воспитательные:
    воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
    отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля, коммуникативного общения в процессе групповой работы.

Оборудование:

  • тетради,
  • дидактический материал, отражающий разноуровневый подход,
  • ТСО.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Формулирование учителем целей и задач урока. Сообщение плана проведения урока. Пояснение к раздаточному материалу.

2. Актуализация ЗУН учащихся: (Разминка – устная фронтальная работа – 7мин.)

Отработка тезауруса с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).

3. Промежуточный контроль (работа в группах, индивидуальная работа 4 учащихся уровня А) 3-5мин (Работа в группах, оценивание баллами от 1 до 3). Приложение 2

Задание для группы “Строители”:

Определить тип зависимости:

  • Ценой одного окна и стоимостью нескольких окон при постоянном их количестве? (Прямая, чем дороже окно, тем дороже стоимость.)
  • Количеством окон и их стоимостью при постоянной цене? (Прямая, чем больше окон, тем больше платим денег.)
  • Количеством окон и их ценой при постоянной их стоимости? (Обратная, чем дороже одно окно, тем меньше их количество.)

Задание для группы “Шумахеры”:

Определить тип зависимости:

  • Скорость и расстоянием при постоянном времени движения? (Прямая, чем больше скорость, тем больше расстояние можно пройти при постоянном времени.)
  • Временем движения и скоростью при постоянном пути? (Обратная, чем больше скорость движения, тем меньше времени затратим на определенный путь.)
  • Временем и расстоянием при постоянной скорости? (Прямая, чем больше времени затратим, тем больше расстояние проедим.)

Задание для группы “Экономисты”:

Определить тип зависимости:

  • Количеством принтеров с одинаковой производительностью и временем их работы (обратная, чем больше принтеров, тем меньше времени они затратят).
  • Количеством станков с одинаковой производительностью и количеством продукции (прямая, чем больше станков, тем больше прибыль)
  • Производительность труда и количеством рабочих (обратная, чем выше производительность, тем меньше количеством рабочих).

Задание для группы “Химики”:

Определить тип зависимости:

  • Количеством серной кислоты в растворе одного объема и ее процентное содержание (прямая, чем больше масса кислоты, тем выше ее процентное содержание).
  • Процентное содержание спирта в воде и температура замерзания этой жидкости (обратная, чем больше спирта, тем ниже температура).
  • Качество бензина и литровая мощность двигателя (прямая, чем выше качество, тем больше мощность).

Задание для работающих у доски

(В случае верного выполнения команде добавляется 1 балл, проверка после определения зависимости):

(запись условия, пропорции, определение зависимости)

1 карточка: Запас продуктов хватит для 45 человек на 96 дней. На сколько дней хватит этих запасов для 30 человек? (обратная, уменьшение людей в 1,5 раза, увеличение дней в 1,5 раза – 144 дня).

2 карточка: Бригада, работая по 7,5 часов в день, убрала поле за 6 дней. За сколько дней было убрано поле, если бы бригада работала по 9 часов в день? (обратная, увеличение времени в 1,2 раза, уменьшение дней в 1,2  раза – 5 дней).

3 карточка: Чернослив составляет 26% массы сухого компота. Сколько чернослива в 380 кг сухого компота?

4 карточка: Реши уравнение, применив основное свойство пропорции:

Задание для всех (в случае верного ответа команде добавляется 1 балл):

  • Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
  • Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

4. Отработка и закрепление умений и навыков решения типовых задач с помощью пропорции с использованием разноуровневых заданий (работа в группах) – 10 мин.

(Уровень А решает методом пропорции, уровень В и С отвечают на вопросы во сколько раз изменилась одна величина по отношению к другой). Проверка (за каждую задачу – 2 балла)

Задание для группы “Строители”:

1. 8 человек рабочих оканчивают некоторую работу в 18 дней, за сколько дней окончат ту же работу 9 человек? (Количество человек увеличилось в раз, следовательно, количество дней уменьшиться в раз, т.е.

2. Десять работников должны закончить работу за 8 дней. Когда они проработали 2 дня, то оказалось необходимым кончить работу через 3 дня. Сколько еще нужно нанять работников?

3. Одна артель плотников, состоящая из 28 человек, может построить дом в 54 дня, а другая – из 30 человек – в 45 дней. Какая артель работает лучше? (Находим, что 1 чел., из одной артели работает 1512 дней, а 1 чел., из второй артели работает 1350 дней, следовательно, производительность второй артели выше).

Задание для группы “Шумахеры”:

1. Автомобилист заметил, что со скоростью 60 км/ч он проехал через реку за 40 сек. На обратном пути он проехал мост за 30 сек. Определите скорость автомобиля на обратном пути.

(Количество времени затраченное на обратный путь в раза меньше, следовательно, скорость на обратный путь в раза больше, т.е.

2. Автомобиль проехал 310 км, истратив 25 л бензина. Какое расстояние может проехать автомобиль на полном баке, вмещающем 40 л?

3. Подводная лодка, идя со скоростью 15,6 км/ч, пришла к месту назначения за 3 ч 45 мин. С какой скоростью она должна была идти, чтобы пройти весь путь на 45 мин быстрее?

Задание для группы “Экономисты”:

1. Четверо рабочих могут выполнить некоторую работу за 18ч. Сколько еще надо пригласить рабочих, чтобы выполнить всю работу в 1,5 раза быстрее?

2. Машина грузоподъемностью 2,5 т может перевезти некоторый груз за 18 рейсов. За сколько рейсов перевезет этот груз машина, грузоподъемность которой на 1 т меньше?

3. Одна бригада, состоящая из 3 человек, может вырыть колодец за 12 дней, а другая – из 4 человек – за 10 дней. Какая бригада работает лучше?

Задание для группы “Химики”:

1.Сколько серной кислоты в растворе массой 75 г, если концентрация раствора составляет 12%?

2. Машина весит 1400 кг. В ней содержится 980 кг металла. Найти процентное содержание металла в машине. (Найдя отношение, массы металла к массе машины, т.е.

3. В 4000 г раствора содержится 80 г соли. Какова концентрация соли в данном растворе?

Наиболее сложная задача от группы проверяется на доске (3 учащихся выходят к доске и записывают решения).

В это время идет обсуждение решений других задач.

Подведение итога:

  • характеристика типов пропорциональной зависимости;
  • проговаривание алгоритма решения задач с использованием пропорции;
  • практическое применение данного вида задач в строительстве, экономической сфере, в банковском деле и др.

5. Физкультминутка

6. Выполнение задания на предметном материале, развивающего мышление с самопроверкой (индивидуальная работа каждого члена группы)

Уровень А

Задание: Прочитать тексты предложенных задач. Определите, является ли прямой пропорциональной или обратной пропорциональной зависимость между величинами. В столбце “П,О” представленной ниже таблицы поставьте букву “П”, если зависимость прямая, букву “О”, если зависимость обратная и прочерк, если нет зависимости.

3 мин.

Тексты задач П,О +/-
1 6 батонов хлеба весят 3 кг. Сколько весят 30 таких батонов?    
2 В 100 г раствора содержится 4 г соли. Сколько соли содержится в 300 г раствора?    
3 5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров?    
4 Строительные работы могут выполнить 10 рабочих за 13 дней. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить те же работы за 5 дней?    
5 Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на 12 кг ягод?    
6 Для приготовления молочной каши на 4 стакана крупы берут 400 г молока. Сколько надо взять крупы на 600 г молока?    
7 Катер за 6 ч проплыл по реке 38,6 км. Какое расстояние он проплывет за 9 ч?    
8 4 человека выпивают 8 литров молока за 16 минут. Сколько человек выпьет 8 литров молока за 8 минут?    

Запиши количество “+” и поставь себе оценку

Уровень В

Задание: Прочитать тексты предложенных задач. Определите, является ли прямой пропорциональной или обратной пропорциональной зависимость между величинами. В столбце “П,О” представленной ниже таблицы поставьте букву !П”, если зависимость прямая, букву “О”, если зависимость обратная и прочерк, если нет зависимости.

3 мин.

Тексты задач П,О +/-
1 7 маляров могли бы покрасить забор за 18 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 12 маляров?    
2 В 1000 г раствора содержится 8 г соли. Сколько соли содержится в 300 г раствора?    
3 9 батонов хлеба весят 6 кг. Сколько весят 15 таких же батонов?    
4 Для изготовления 24 приборов необходимо 56 т металла. Сколько металла необходимо для изготовления 36 таких же приборов?    
5 Для варки варенья из черники на 16 кг ягод берут 12 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на 24 кг ягод?    
6 Для 14 коров хватит заготовленного корма на 36 дней. На сколько дней хватит этого корма для 12 коров?    
7 Для приготовления манной каши на 5 стакана крупы берут 500 г молока. Сколько надо взять крупы на 600 г молока?    
8 теплоход за 3 ч проплыл по реке 38,6 км. Какое расстояние он проплывет за 9 ч?    
9 Для 45 человек необходимо 90 кг продуктов. Сколько необходимо продуктов для 64 человек?    
10 Строительные работы могут выполнить 10 рабочих за 13 дней. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить те же работы за 5 дней?    

Запиши количество “+” и поставь себе оценку

Уровень С

Задание: Прочитать тексты предложенных задач. Определите, является ли прямой пропорциональной или обратной пропорциональной зависимость между величинами. В столбце “П,О” представленной ниже таблицы поставьте букву !П”, если зависимость прямая, букву “О”, если зависимость обратная и прочерк, если нет зависимости.

3 мин.

Тексты задач П,О +/-
1 8 однотипных деталей весят 28 кг. Сколько весят 27 таких же деталей?    
2 В 300 кг сплава содержится 213 кг железа. Сколько железа содержится в 456 кг сплава?    
3 Сколько весят 25 батонов белого хлеба? Если 16 батонов такого же белого хлеба весят 36 кг.    
4 Для изготовления 24 КАМАЗов необходимо 156 т металла. Сколько металла необходимо для изготовления 36 таких же КАМАЗов?    
5 7 маляров могли бы покрасить забор за 18 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 12 маляров?    
6 Сумма двух чисел, одно из которых на 5 больше другого равна 240. Найдите эти числа.    
7 Для приготовления супа “Харчо” на 3 стакана риса берут 500 г бульона. Сколько надо взять риса на 600 г бульона?    
8 Теплоход за 13 ч проплыл по реке 38,6 км. Какое расстояние он проплывет за 9 ч?    
9 Для выживания 12 человек покупают 36 кг продуктов. Сколько необходимо продуктов для выживания 64 человек?    
10 Строительные работы могут выполнить 20 рабочих за 13 дней. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить те же работы за 7 дней?    
11 Для варки варенья из винограда на 16 кг ягод берут 6 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на 34 кг ягод?    
12 В 1000 г раствора содержится 8 г соли. Сколько соли содержится в 300 г раствора?    

Запиши количество “+” и поставь себе оценку

Ответы:

Уровень А п п о о п п п о
Уровень В о п п п п оп п п о
Уровень С п п п п он п п п о п п

7. Подвести итоги работы групп.

(Оценить деятельность учащихся на уроке с учетом работы групп).

8. Решение задач продвинутого уровня с использованием пропорции (фронтальная письменная работа) 8 мин (по времени)

1. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

(Так как количество кур увеличилось в 4 раза, и количество дней увеличилось в 4 раза, следовательно, количество яиц увеличиться в 16 раз, т.е. 3 ∙ 16 = 48 яиц).

2. Для стада коров фермер заготовил корма на 30 дней. На сколько дней хватит этих кормов, если поголовье сократиться на 40%?

(Так как поголовье сократилось на 40%, т.е. уменьшилось в раза, то при обратной зависимости, количество дней увеличится в раза, следовательно,

9. Подведение итога урока (2 мин)

Учитель:

  1. Над какой темой мы сегодня работали?
  2. С помощью какого метода мы учимся решать задачи?
  3. С каким видом новых задач мы сегодня познакомились?

10. Домашнее задание (карточки с набором задач разного уровня).

Уровень В

  1. Из 1 кг свежего мяса получается 620 г варенного. Сколько нужно взять свежего мяса для приготовления 124 порций вареного мяса по 100 г каждая?
  2. На участке железной дороги старые рельсы длиной 6 м заменили новыми, длина которых 9м. сколько нужно рельсов для замены 720 старых?
  3. Длина канала имени Москвы равна 128 км. Определите длину изображения этого канала на карте, масштаб которой 1: 25000000.
  4. Решите уравнение:

Уровень А

  1. Из 0,3 т свежих яблок получается 57 кг сушеных. Сколько сушеных яблок получится из 4,5 тонны свежих?
  2. Сколько нужно рабочих, чтобы выполнить задание за 56 дней, если 16 рабочих выполнили такое же задание за 84 дня?
  3. Масштаб карты 1: 150000. Чему равно расстояние на местности, если на карте оно равно 12,6 см?
  4. Решите уравнение:

Уровень С

  1. Для покраски 7,5 м2 пола израсходовано 1,5 кг краски. Сколько нужно краски для покраски пола в комнате размером 4,5 х 8,6 м?
  2. Радиус переднего колеса кареты равен 0,2 м, а заднего – 0,8 м. Какое расстояние проехала карета, если ее переднее колесо сделало на 3600 оборотов больше, чем заднее? (Уравнением)
  3. Решите уравнение:
  4. Деловой костюм стоил 600 руб., во время летнего сезона его цена повысилась на 25%. На сколько процентов необходимо снизить новую цену, чтобы она сравнялась с первоначальной?