Цели:
- познакомить учащихся с основными событиями второго этапа Крымской войны, обратив внимание, что оборона Севастополя решала исход войны;
- рассказать о героях Севастополя;
- рассмотреть основные положения Парижского мира, причины поражения России, значение войны для истории;
- способствовать развитию у учащихся умений работать с картой, текстом учебника, дополнительной литературой, выделять причинно-следственные связи, анализировать, делать вывод;
- воспитывать у учащихся интерес к истории, чувство патриотизма, уважение к подвигу простых русских солдат.
Предварительная подготовка:
Урок проводится с компьютерной поддержкой. В процессе урока на экран выводятся карта “Крымская война”, фрагменты панорамы “Оборона Севастополя”, памятники П.С. Нахимову и затопленным кораблям.
В ходе подготовки учащиеся-экскурсоводы получают сообщения, подбирается стихотворение о Родине, музыка.
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2008.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учитель задает вопросы.
- Когда была Крымская война?
- Каковы причины Крымской войны?
- Какие страны участвовали в Крымской войне?
- Какие два этапа выделяют в ходе Крымской войны?
- Расскажите о первом этапе войны (октябрь 1853 – апрель 1854)
II. Изучение нового материала.
Записывается тема урока, познавательное задание.
Каково значение Крымской войны в истории России?
По ходу урока записывается план и краткий конспект.
1. Главные события второго этапа Крымской войны. Апрель 1854 – февраль 1856.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно, по материалам учебника выписать основные события II этапа Крымской войны. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. § 14, п. 3. Записи проверяются.
- Атаки англо-французских кораблей, попытки высадки десантов на берега Балтийского, Белого морей, в районе Петропавловска-Камчатского.
- Россия выводит войска из дунайских княжеств.
- Сражение на реке Альме 8 сентября 1854 г. (неудачное для русских).
- Оборона Севастополя.
2. Оборона Севастополя (сентябрь 1854 – август 1855 гг.)
Сообщение ученика “Общая характеристика обороны города” (используется материал учебника §14, п.3)
Оборону города-крепости возглавил начальник штаба Черноморского флота адмирал В.А. Корнилов. Он приказал окружить город оборонительными сооружениями. Они возводились под руководством талантливого инженера Э.И. Тотлебена. Все население Севастополя встало на защиту родного города. Для предотвращения захода неприятельских судов в Севастопольскую бухту было решено затопить у ее входа часть кораблей Черноморского флота. На берег сошло 10 тысяч матросов. Оборона города длилась 11 месяцев. 5 октября 1854 г. погиб Крнилов. Новым руководителем стал вице-адмирал П.С. Нахимов.
Затем учитель предлагает совершить заочную экскурсию в музей-панораму “Оборона Севастополя”. Дети закрывают глаза, звучит музыка. Совершается путешествие во времени.
На экране слайд. Здание музея.
Учитель. В Севастополе находится музей-панорама “Оборона Севастополя”. Здесь находится широко известное произведение батальной живописи. Автор панорамы – Франц Алексеевич Рубо. Создавалась картина с 1901 по 1904 г. Полотно 14 м х 115 м, площадь – 1000 м2. Панорама рассказывает об одном из дней обороны Севастополя 6 июня 1855 г. 75-тысячная русская армия отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
На экране слайд. Фрагмент панорамы с изображением Н.И. Пирогова.
1 экскурсовод. На перевязочном пункте Малахова кургана – хирург Н.И. Пирогов. Он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.
На экране слайд. Фрагмент панорамы с изображением Дарьи Севастопольской.
2 экскурсовод. Вы видите отражение атаки французов на батарею Никифорова. Женщина с коромыслом на плече – Дарья Севастопольская. Простая русская женщина стала первой в русской армии сестрой милосердия.
На экране слайд. Фрагмент панорамы с изображением П. Кошки и Ф. Заики.
3 экскурсовод. Матросы П. Кошка и Ф. Заика возвращаются из ночной вылазки. П. Кошка был прекрасным разведчиком, добывал полезные сведения, захватывал вражеских солдат, приносил оружие.
На экране слайд. Фрагмент панорамы с изображением П.С. Нахимова.
4 экскурсовод. На оборонительной башне – П.С. Нахимов. Его видели в самых опасных местах. Он воодушевлял защитников своим спокойствием, храбростью. Адмирал выходил на бруствер и подолгу наблюдал в подзорную трубу за неприятелем. “Ждет свинца”, – с тревогой говорили солдаты. Нахимов решил погибнуть с Севастополем. 28 июня 1855 года он был смертельно ранен.
5 экскурсовод. Героическую оборону Л.Н. Толстой запечатлел в “Севастопольских рассказах”. Он в чине артиллерийского подпоручика принимал участие в обороне города. В первом рассказе Толстой писал: “Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский …”
На экране слайды. Памятник П.С. Нахимову (скульптор Н.В. Томский) и памятник затопленным кораблям (скульптор Адамсон).
Учитель. В конце августа 1855 года началась последняя атака Севастополя. Враг захватил Малахов курган, а это господствующая высота. Дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Простые солдаты и матросы выполнили свой долг, они защищали Родину, ведь воинский долг на Земле неизменеизменен.
Ученица читает отрывок из стихотворения В. Фирсова “Чувство Родины”
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость
Или горькая нужда?!
Все проходит.
Остается – Родина,
То, что не изменит никогда.
С ней живут,
Любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь.
Над грозою
Торжествует радуга,
Над бедою
Торжествует жизнь!
Затем учащиеся записывают в тетрадь героев обороны Севастополя, а также название третьего пункта плана.
3. Парижский мир
Учитель дает задание: “Выпишите условия Парижского мира, используя стр. 89 учебника”. Затем задание проверяется.
4. Причины поражения России
Сначала идет устное обсуждение вопроса “Каковы причины поражения России в Крымской войне?” Затем учащиеся записывают их в тетрадь:
- экономическая отсталость;
- военно-техническая отсталость;
- непродуманное командование.
После этого обсуждается познавательное задание, и учащиеся самостоятельно записывают вывод по уроку.
Вывод: Престиж России на международной арене был подорван. Поражение показало, что Россия отстает в своем развитии и нуждается в преобразованиях. Война продемонстрировала огромный героизм и патриотизм русского народа.
III. Домашнее задание. § 14.