В помощь педагогу предлагаю методические рекомендации по организации рефлексии урока. Рефлексия урока – это самосозние совместной деятельности педагога и учащихся, самоактуализация педагогико-ученического труда на уроке. В рефлексию входит знание и познание самого себя, своих мыслей, чувств, выяснение того, как другие (партнеры по общению) понимают и воспринимают “рефлексирующего”. “От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весть спектр значимых деятельностей” (А.В. Хуторской). Рефлексия помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы в знаниях материала, наметить планы на будущее. Оценить эту деятельность можно на разных этапах урока (рефлексия настроения и эмоционального состояния).
Вижу актуальность, оригинальность и результативность самосознания в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Так как в режиме КИМ рефлексия направлена на выстраивание смысловой цепочки, сравнивая способы и методы, применяемые другими, со своими. На основе технологии КИМ предлагаю рефлексию урока-ситуации “Выбор героя – покорность судьбе или проявление нравственных качеств человека?” на примере повести В. Быкова “Сотников”. Самосознание постараюсь выстроить в двух плоскостях: организация рефлексии учащегося и организация рефлексии педагога.
Урок-ситуация проведен в парадигме развивающего обучения, выстроен в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Тип учебной ситуации: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1. Выбор и обдумывание темы. Раздел “Литература периода Великой Отечественной войны” делится на темы: “Поэзия периода ВОВ”, “Лейтенантская проза”, “Женщина на войне” и др. Одна из тем, которая входит в данный раздел, “Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях” предусмотрена рабочей программой, продолжает военную тематику с целью показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров.
2. Выход на проблемный вопрос. Предварительно встретившись с учащимися, обсудив тему, мы вышли на проблемный вопрос: “Выбор героя – покорность судьбе или проявление нравственных качеств человека?” Актуальность этой проблемы мы с учащимися увидели в том, что каждый из нас делает в жизни какой-либо выбор, часто попадает в затруднительное положение. Но, делая выбор, человек либо покоряется обстоятельствам, либо проявляет силу своего характера: настойчивость, целеустремленность, умение находить компромисс; делает нравственный выбор перед собственной совестью. Как педагог стараюсь помочь учащимся найти ту единственную дорогу, о которой, обернувшись назад, они не пожалеют. Эта дорожка может оказаться не всегда гладкой, но по ней надо пройти достойно, проявив лучшие свои качества. Ситуация нравственного выбора является едва ли не самой распространенной и в литературных произведениях, в которых заметен обостренный интерес к нравственному миру человека (В. Распутин “Живи и помни”, М. Шолохов “Судьба человека”, В. Кондратьев “Сашка”, В. Гроссман “Жизнь и судьба” и т.д.). Предложила учащимся рассмотреть проблему нравственного выбора на примере повести В. Быкова “Сотников”. Уже в обсуждении темы и ее актуальности учащийся участвует в рефлексивном пространстве, соглашаясь и не соглашаясь с коллективным мнением.
3. Творческие микрогруппы. Участники урока в количестве 23 человек учатся по профессии “повар”. В группе есть как сильные, так и слабые учащиеся. У многих сформировался интерес к чтению художественных произведений, умение анализировать прочитанное. Однако в процессе саморазвития интересен каждый человек. Как раз задача педагога: не разделять учащихся на “сильных” и “слабых” и давать им разноуровневые задания, а создать для них комфортную атмосферу на уроке, помочь раскрыть их творческий потенциал, включить каждого обучающегося в действие самоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты. Данная технология предусматривает работу в творческих микрогруппах, так как, разрешая проблему, появляется несколько точек зрения. Учащиеся по интересам и точкам зрения рассаживаются по группам, выражают свое первое ощущение по поводу предстоящего урока. Пишут на листочках, какие эмоции испытывают на данный момент или рисуют свое состояние души. Настроиться на урок помогало музыкальное сопровождение и выставка музейных экспонатов о войне.
Данная технология предусматривает наличие трех пространств: целевое, поисковое (продуктивное) и рефлексивное.
4. Организация целевого пространства было организовано через проблемный ввод в тему на основе ключевых слов (выбор, покорность, нравственность). Учащиеся сами ставят цели урока, что развивает потребность в познании. Педагог корректирует их. В каждой ситуации проектируется две цели. Первая всегда направлена на выработку позиции, точки зрения, убеждений, ценностных ориентаций. Иными словами, первая цель всегда мировоззренческая, философская: осмысление, что человеческие качества помогают выжить в тяжелых испытаниях судьбы и найти свое место в жизни, или, что ценность личности должна определяться критериями нравственных норм.
Вторая цель предметная. Их может быть несколько. Реализация предметной цели обеспечивает осуществление цели мировоззренческой: осознание, что каждый человек делает свой сознательный выбор. Исследование на примере героев В. Быкова, был ли у них выбор в экстремальных условиях. Определение собственного отношения к проблеме. Это достигается рефлексией. Именно реализация двух целей, изменяя сознание, “выращивает” у обучающихся новые потребности. Учащийся, помимо общей зоны целей, проектирует индивидуальные, так как каждый в результате должен на основе своих способностей удовлетворить свою потребность, получить личную выгоду. (Например: Как бы я поступил на месте героев Быкова? Пригодится ли такой урок мне в жизни?).
При целеполагании совместно с учащимися стремилась опираться на их жизненный опыт и знания военной тематики. Именно конкретность и определенность цели позволяет оценить результативность урока.
В ходе урока решались следующие задачи:
– организовать деятельность учащихся
по расширению знаний по теме;
– вызвать интерес к занятию, придать ему
проблемно-творческий характер, что отвечает
личностным интересам и потребностям учащихся;
– развить у учащихся саму потребность в
творческой деятельности в самовыражении,
самоактуализации через различные виды работы.
Реализация целей урока осуществлялась через задания коллективного и индивидуального характера. Для реализации целей и задач проектируются действия, к действиям подбираются средства. Учащиеся сами определяют средства для целевого пространства, что помогает развить активность, творчество, формировать собственную позицию, проявлять свои способности. От средств зависит, удастся ли создать благоприятную среду для развития-саморазвития учащихся (словари, текст произведения, алгоритм, карточки, раздаточный материал, ТСО и т.д.).
5. Организация поискового пространства началось уже с обсуждения домашнего задания: построить древо понятий с целью выявления сущности слов “выбор” и “нравственность”. Сконструированное выводное знание на данные слова анализируется учащимися. Здесь рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Работа на уроке проходила в сотрудничестве с учащимися, которых направляла на самостоятельную, познавательную и творческую деятельность. Структурные элементы взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому на основе рефлексии эмоционального настроения.
Работа на уроке проходила по алгоритму. Анализ цитаты Н. Коржавина (эпиграф). На фоне документального фильма о ВОВ чтение стихотворения М Львова “Чтоб стать мужчиной, мало им родиться…”. Знакомство с краткой биографией В. Быкова. Обмен информацией о произведениях и героях писателя. Краткий пересказ повести “Сотников”. Заполнение таблицы (структура текста). Сообщение учащихся: “Чем питались партизаны в годы ВОВ?” Сообщение связано с завязкой повести (главные герои Рыбак и Сотников отправляются на задание – добыть пропитание для отряда) и уместная связь с профессией учащихся. Работа с текстом (карточки 1, 2): выписать цитаты, благодаря которым можно проследить за мыслями, действиями, эмоциональным состоянием, проявлением нравственных качеств героев. Разрешение проблемной ситуации: был ли выбор у героев в последний час? Как бы вы повели себя на месте Сотникова? Рыбака? Фрагмент художественного фильма о последних минутах жизни Сотникова – обсуждение. Выразительное чтение текста финальной сцены – обсуждение. Ситуация жизни: выбор человека – покорность судьбе или проявление нравственных качеств? Подбор цитат (приложение на столах) разных авторов, соответствующих теме урока, где прослеживалась связь поколений. Посчитали уместным для сравнения затронуть афганскую и чеченскую войны. Пригласили на урок выпускника, участника военных действий в Чечне Ларичева Евгения. Исполнение песни учащегося под гитару.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием, например, незаконченного высказывания (Я не знал… Теперь я знаю…). В поисковой деятельности учащиеся проявили способность делать выводы, обобщать, аргументировать, отстаивать свою позицию, соотнести литературный материал со своим временем, показали умение работать с информацией. На этапе решения проблемы в творческой микрогруппе каждый учащийся подтягивается до уровня группового понимания ее. Каждая группа отстаивала свою позицию. Принималось как индивидуальное, так и групповое мнение.
6. Организация рефлексивного пространства позволяет разрешить противоречие между потребностями и способностями обучающегося. В этом результативность саморазвития человека, которая возрастает, если учащийся осознает собственную и совместную только что произведенную деятельность, осознает способ, который привел его к удовлетворению. Каждый участник урока оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Учащиеся по очереди высказываются одним предложением: сегодня мне понравилось, я выполнял задания, было необычным, сегодня я узнал, теперь я могу, чувствую…– осознание возникших трудностей, неудач и интересных моментов. Урок заканчивается через достаточно известный прием синквейна (“стихотворение” состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое мнение к уроку-ситуации, проблеме). Например:
Выбор | Выбор героя |
Гуманный и нравственный Искать, находить и решать Нельзя покоряться судьбе Вперед! И побеждать! |
Покорный иль нравственный? Сломаться, сдаться или терпеть? Лучшие человеческие качества Человеку необходимо иметь! |
Рефлексия носила оценочный характер. В оценочную карту учащийся ставит себе оценку, затем члены группы оценивают его деятельность и лишь потом педагог. Такая система учит адекватно оценивать себя и других, самокритично относиться к своей деятельности.
7. Домашнее задание: написать сочинение “Быть человеком – это чувствовать, что ты за все в ответе” (Экзюпери) послужит продолжением рефлексии. Учащиеся получили дифференцированное домашнее задание с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими. Этап рефлексии показал, что урок достиг своей сверхзадачи, т.к. рефлексивная деятельность будет осуществляться и после урока.
8. Выход на новую проблему дает возможность избежать причины своих ошибок не только по содержанию, но и по способу общения, наметить пути их исправления, что порождает новые способы деятельности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместно проделанная плодотворная работа педагога с учащимися, позволяющая совершенствовать учебный процесс, успешно решать основную задачу литературы: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию полноценной личности.
Перед уходом из класса учащиеся вновь выражают в словах или рисунках свое настроение.
Все использованные на уроке методы, приемы, формы, средства служили осуществлению поставленных целей. Считаю, что цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся. Состоялось очередное разрешение противоречий между потребностями и способностями обучающегося.