Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ позволяет оценить общую математическую подготовку учащихся. Самый большой плюс ЕГЭ: повысилась ответственность учителя, ученика и родителя за получения свидетельства. Хорошо, что экзамен принимает не тот учитель, который преподавал у выпускника, т.е. идея независимой экспертизы математических знаний, заложенная в ЕГЭ, хороша. Не секрет, что ученики имеют разный уровень обученности. Поэтому подготовить выпускника даже на уровень А весьма проблематично. Для подготовки учащихся составлена рабочая программа.
В МОУ СОШ №85 4 выпускных класса: общеобразовательный, физико-математический, гуманитарный, колледжный.
Результаты ЕГЭ-2009 по математике МОУ СОШ №85. Сдавали 102 выпускника.
Количество баллов | Сдавшие в % |
21–38 | 37 |
41–50 | 25 |
52–60 | 16 |
62–68 | 16 |
70–82 | 6 |
Полученные результаты ЕГЭ сопоставим с оценками в аттестат.
Отметка | Количество человек | % |
3 | 45 | 44 |
4 | 33 | 32 |
5 | 24 | 24 |
Большее количество баллов до 41 получил общеобразовательный, далее – гуманитарный, меньше – математический. С 44 по 58 баллов лидирует 11Г, не удивительно, данный класс образовался с 10 класса, во вторую смену были занятия по высшей математике (3 месяца). С 60 по 82 балла получил 11Б (физико-математический), класс создан с 8, поэтому сказывается математическая подготовка. 11В и 11Г в меньшинстве.
Средний балл учащихся по математике.
Россия | менее 43% |
Ульяновск | 43,2% |
Ульяновская область | 42% |
МОУ СОШ №85 | 47,15% |
Вашему вниманию представляется используемая мною программа подготовки к ЕГЭ для физико-математического класса МОУ СОШ №85 г.Ульяновска.
Рабочая программа по теме: “Подготовка к ЕГЭ”
1. Пояснительная записка.
Цель: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Преподавание спецкурса строится как повторение и углубление вопросов, предусмотренной программой основного курса. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по теме и решение задач в виде тестов с выбором ответа. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной ситуации). Особая установка спецкурса: целенаправленная подготовка учащихся к единому государственному экзамену.
Класс 11.
Количество часов: 1 в неделю, всего 34 ч в год.
2. Содержание курса.
Блок 1. Выражения и преобразования (6 ч).
- Степени и корни.
- Тригонометрические выражения.
- Логарифмические и показательные выражения.
Блок 2. Функциональные линии (8 ч).
- Область определения функции.
- Множество значений функции.
- Четность и нечетность функции. Периодичность функции.
- Производная функция. Геометрический и физический смысл производной.
- Наибольшее и наименьшее значение функции. Монотонность функции, экстремумы.
Блок 3. Уравнения и неравенства. Системы уравнений (12 ч).
- Тригонометрические уравнения.
- Показательные уравнения.
- Логарифмические уравнения.
- Иррациональные уравнения.
- Комбинированные уравнения.
- Системы уравнений.
- Нестандартные методы решения уравнений (использование областей существования функций, использование неотрицательности функций, использование ограниченности функций, использование свойств синуса и косинуса, использование производной).
- Логарифмические и показательные неравенства.
Блок 4. Задания с параметром (4 ч).
- Уравнения с параметрами.
- Неравенства с параметрами.
- Системы уравнений с параметром.
- Задачи с условиями.
Блок 5. Геометрия (4 ч).
- Решение планиметрических задач по темам: “Треугольник”, “Параллелограмм. Квадрат”, “Трапеция”, “Окружность”.
- Решение стереометрических задач по темам: “Пирамида”, “Призма и параллелепипед”, “Конус и цилиндр”, “Комбинация тел”.
3. Требование математической подготовки учащихся.
Блок 1. Выражения преобразования.
Цели: обобщить и систематизировать методы преобразования числовых выражений.
Учащиеся должны знать:
- методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень, логарифмы;
- способы преобразования тригонометрических и показательных выражений.
Учащиеся должны уметь:
- применять методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень, логарифмы на практике;
- применять способы преобразования тригонометрических и показательных выражений на практике.
Блок 2. Функциональные линии.
Цели:
- научить навыками “чтения” графиков функции,
- научить методам исследования функции по заданной ее формуле.
Учащиеся должны знать:
- свойства функции,
- алгоритм исследования функции,
- геометрический и физический смысл производной,
- функциональные методы решения уравнений и неравенств
Учащиеся должны уметь:
- находить область определения функции, множество значений функции;
- исследовать функции на экстремум, четность, периодичность;
- находить производную функции;
- находить наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы функции;
- использовать функциональный подход в решении нестандартных уравнений и неравенств.
Блок 3. Уравнения и неравенства. Системы уравнений.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся в решении уравнений, систем уравнений и неравенств.
Учащиеся должны знать:
- основные методы решения уравнений,
- основные методы решения неравенств,
- методы решения систем уравнений,
- нестандартные приемы решения уравнений и неравенств.
Учащиеся должны уметь:
- применять методы решения уравнений на практике,
- применять методы решения систем уравнений на практике,
- использовать свойства монотонности функции при решения логарифмический и показательных неравенств.
Блок 4. Задания с параметром.
Цели: рассмотреть различные методы решения уравнений и неравенств с параметрами.
Учащиеся должны знать:
- методы решения уравнений и неравенств с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
- применять методы решения уравнений и неравенств с параметрами.
Блок 5. Геометрия.
Цели:
- обобщить и систематизировать основные темы курса планиметрии и стереометрии;
- отработать навыки решения планиметрических и стереометрических задач.
Учащиеся должны знать:
- свойства геометрических фигур (аксиомы, определения, теоремы),
- формулы для вычисления геометрических величин.
Учащиеся должны уметь:
- применять свойства геометрических фигур для обоснования вычислений,
- применять формулы для вычисления геометрических величин,
- записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.
4. Календарно-тематическое планирование.
См. таблицу в Приложении
Литература:
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007, 2008. Математика/ А.Г.Клово. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007, 2008.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион, 2007.
- В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М. Эксмо, 2008.
- Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10 кл. общеобразоват.учреждений: базовый и профил. уровни (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Алгебра и начала анализа: учеб. Для 11 кл. общеобразоват.учреждений: базовый и профил. уровни (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Математика. ЕГЭ – 2008. Тематические тесты. Часть I (А 1 – А10, В 1 – 3). Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
- Математика. ЕГЭ – 2008. Тематические тесты. Часть II (В 4 – 11, С 1, С 2). Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.