Целью проведения данного конкурса является развитие профессиональных навыков и способностей у учащихся выпускных групп.
Задачи:
- обучающая: повторение основных понятий и определений.
- развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
- воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности.
Оборудование: компьютеры Intel Celeron 2,6 GHz, программное обеспечение Office 2003, 2007, мультимедиапроектор.
Участники конкурса: учащиеся профиля “Оператор ЭВМ” – 11 класс
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Приветствие. Постановка целей и задач. Объяснение правил конкурса.
Уважаемые гости мы приветствуем вас на конкурсе профессионального мастерства “Лучший Оператор ЭВМ 2008 года”. Дорогие учащиеся! Целью проведения данного конкурса является выявление самого знающего, интеллектуально развитого учащегося по специальности “Оператор ЭВМ”
Правила конкурса.
Конкурс состоит из трех этапов.
1 этап – презентация. Все участники конкурса (8 человек) прошедшие отборочный тур презентуют самостоятельно созданные программные продукты с помощью презентации Power Point. Время до 3 минут. После данного этапа проводится аукцион на лучшую презентацию программы, после которого остается 5 участников для участия во вором этапе.
2 этап – эстафета. Определение очередности выступлений среди основных участников. Для того чтобы определить, кто будет первым выбирать дорожку, по которой будет идти, необходимо пройти эстафету. Время на выполнение 10 минут. После эстафеты, выигравший участник становится первым участником 3 этапа, и он выбирает себе дорожку, по которой будет идти.
3 этап – финиш. Представлены три дорожки: красная, зеленая, желтая, синяя и белая. Если участник выбирает красную дорожку, то он должен ответить на два задания и не имеет право на ошибку. При выборе зелёной дорожки участник должен правильно ответить на два задания, но при этом может один раз ошибиться. Если участник выбирает желтую дорожку, то он должен ответить правильно на два задания, но при этом может ошибиться два раза. Выбирая, синею дорожку, участник должен ответить на два вопроса, но при этом получает одну подсказку. И при выборе белой дорожке участнику предоставляется право на одну подсказку и одну ошибку, при ответе на два вопроса.
После прохождения всех этапов, с согласия экспертной комиссии определяется победитель конкурса. Победителю вручается диплом на звание “Лучший оператор ЭВМ 2008 года” и приз. Все участники, прошедшие в третий этап получают поощрительные призы.
2. Основное действие.
Прежде чем приступить к игре позвольте вам представить наш совет, который будет следить за ходом игры, определять правильность и полноту ваших ответов и просто украшать сегодняшнее мероприятие – это:
1. _____________________________________________________
2. _____________________________________________________
3. _____________________________________________________
4. _____________________________________________________
5. _____________________________________________________
6. _____________________________________________________
1 этап. Уважаемые учащиеся вам предлагается представить разработанные вами программные продукты. Регламент 2 минуты. Уважаемые гости после выступлений всех учащихся мы с вами проведем аукцион, где определим 5 наилучших участников, которые продолжат борьбу.
2 этап. Необходимо выбрать, кто из вас первый будет выбирать дорожки, и решить очередность ответов на задания. Для этого вам предлагается пройти эстафету. Она заключается в двух заданиях.
1 – задание: Каждому участнику найти определенное количество ошибок в предложенном алгоритме (приложение 1).
2 – задание: Составить алгоритм начисления зарплаты согласно следующему правилу: 1) если стаж работы сотрудника менее 5 лет, то зарплата 30 тыс. тенге; 2) при стаже работы от 5 до 15 лет – 60 тыс.тенге; 3) при стаже свыше 15 лет зарплата повышается с каждым годом на 10 тыс.тенге.
Участники, закончившие выполнение задания поднимают флажок-готовности, экспертная комиссия, проверяет правильность выполнения и допускает к выполнению второго задания. Кто первым справится с заданиями, тот первым будет выбирать дорожку, ведущую к финишу.
3 этап. Участники выбирают дорожки (красная, зеленая, желтая, синяя, белая) и очередность ответов на вопросы.
Прежде чем начать отвечать на вопросы, обратите внимание на представленные категории. За названием каждой категории находится соответствующий вопрос. При выборе определенной категории вы должны как можно точнее и полнее ответить на предложенный вопрос, тем самым экспертная комиссия оценить ваши теоретические знания в области компьютерных технологий. Время на обдумывание вопроса полминуты.
Категории:
1. Основы информационной технологии.
2. Железо.
3. Операционная система.
4. Прикладное программное обеспечение.
5. Текстовый процессор MS Word.
6. Электронная таблица MS Excel.
7. Базы данных MS Access.
8. Алгоритм.
9. Глобальные сети Internet.
10. Локальные сети.
Вопросы и ответы по категориям
1. Вопрос: Сравните два термина, дайте им определение: информатика и информация.
Ответ: Информатика – это наука, которая изучает хранение, обработку и передачу информации. Информация – это фундаментальное понятие науки, сведение об окружающем мире.
2. Вопрос: Назовите основные и дополнительные устройства ПК. Дайте краткую характеристику каждому из них.
Ответ: Основные: системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Дополнительные: принтер, факс, сканер, модем, колонки и т.д.
3. Вопрос: Дайте понятие операционной системе. Приведите примеры ОС.
Ответ: ОС – это комплекс программ, предназначенный для наиболее эффективного использования всех средств ЭВМ в процессе решения задачи, для повышения удобства работы с ней. Примеры: Windows, MS-DOS, Lunex и т.д.
4. Вопрос: Назовите отличия и сходства таких прикладных программ: MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint.
Ответ: MS Word – текстовый процессор, MS Excel – табличный процессор, MS Access – система управления базами данных, MS PowerPoint – программа для создания презентаций. Их отличия: они выполняют каждая свою функцию. Сходства: похожий интерфейс рабочего окна.
5. Вопрос: Чем отличается редактирование текстового документа от форматирования?
Ответ: Редактирование – изменение, удаление, добавление текста. Форматирование – оформление текста (изменение шрифта, размер шрифта, цвет, заливка, рамки и т.п.)
6. Вопрос: Какие действия можно выполнить в электронной таблице MS Excel?
Ответ: Набор текста, создание таблиц, решение задач с помощью формул и функций, вставка диаграммы и графиков, вставка картинок и т.д.
7. Вопрос: Какие типы полей вы знаете? Назовите функции этих полей.
Ответ: Текстовое, числовое, денежное, логическое, поле MEMO, счетчик, поле объекта OLE, гиперссылка, мастер подстановок.
8. Вопрос: Назовите типы алгоритмов. Назовите их сходства и отличия.
Ответ: Линейный, разветвленный, циклический. Сходства: каждый алгоритм имеет начало и конец, у каждого алгоритма есть ввод данных и вывод данный. Различия: линейный выполняет последовательно одну команду за другой, разветвленный – имеет условия, на которое можно ответить только да или нет, циклический – имеет один или несколько циклов.
9. Вопрос: Что такое домен? Назовите наиболее известные домены.
Ответ: Домен – это объем понятия, именованное пространство (множество) значений чего-либо. Домен пишется после названия сайта. Примеры доменов: ru, com, kz, org и т.д.
10. Вопрос: Что такое локальная сеть? Назовите топологию локальных сетей.
Ответ: Локальные сети – это сеть, которая действует в пределах одного учреждения или в пределах 2 км, подсоединена посредствам кабеля и хаба. Топология: кольцевая, звездная, линейная
Участники отвечают на вопросы, выбирая категории. Экспертная комиссия определяет правильность ответов. По окончании данного этапа определяется победитель конкурса “Лучший оператор ЭВМ 2008 года”. Победитель получает диплом, приз. Оставшиеся участники получают утешительные призы.
Подведение итогов
Итоги подводит экспертная комиссия.