Учимся писать письма

Разделы: Начальная школа


Цель: Обучить учащихся правилам написания и построения письма.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств. Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление.
  2. Развивать навык грамотной речи, обогащать словарный запас учащихся. Научить учащихся строить собственное высказывание, переводить устную речь в письменную.
  3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к своим близким.

Оборудование: компьютер, проектор, сумка с письмами, карточки, презентация (приложение 4).

Ход урока

I. Постановка проблемы и выведение темы и цели.

- Ребята, отгадайте загадку:

Сбоку – марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь –
За море умчится. (Письмо)

- Верно, ребята, это письмо. (Слайд 1)

- Обратимся к словарю С.Ожегова

«Письмо – написанный текст, посылаемый кому-нибудь для сообщения чего-нибудь»

- Получали вы когда-нибудь письма?

- Как узнали от кого оно?

- Для чего нужны письма?

- Попробуйте сформулировать тему урока (учитель может скорректировать)

- Писали ли вы когда-нибудь письма?

- Сегодня мы поговорим о том, как правильно написать письмо.

II. Знакомство с конвертом.

- Отгадайте следующую загадку:

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Конверт)

- Что это?

- Правильно, чтобы отправить письмо, его нужно положить в конверт. (Слайд 2)

- Рассмотрите конверт

- Что пишут на конверте? Кого указывают?

- Как называют человека, который отправляет письмо? (Слайд 3)

- Того, кто пишет письмо, отправляет его, называют отправителем.

- А как называют человека, которому приходит письмо?

- Того, кому адресовано письмо, называют адресатом. «Адресат» от немецкого слова «адрес».

- Сегодня мы будем учиться писать письма.

Работа с моделью (приложение 1).

III. Составление схемы-модели.

- Ребята, вы сами писали кому-нибудь письма?

- С какими трудностями столкнулись при написании?

Просмотр отрывка из м/ф «Трое из Простоквашино», где почтальон Печкин учит Шарика и Матроскина писать телеграмму.

- Сегодня мы вместе с героями этого мультфильма научимся писать письма.

IV. Знакомство с частями письма.

Анимация: дядя Федор пишет письмо своим родителям. (Слайд 4)

Дорогие мои родители, папа и мама!

Я Вас очень люблю, но и зверей я тоже люблю. А вы не разрешаете мне их заводить. Поэтому, я уезжаю в деревню, и буду там жить.

Ваш сын дядя Федор.

- На что похоже письмо? Верно это текст. Докажите!

- Какие части в тексте обычно выделяем?

- У письма, как и у текста, есть начало, основная часть и концовка.

- Что включает в себя начало? Прочитайте.

- О чем говорится в основной части?

- Как завершается письмо?

V. Составление таблицы-схемы. Работа в группах.

(В начале урока дети рассаживаются по группам).

Почтальон Печкин вручает письма и дает задание:

- Определите отправителя, адресата и выделите части письма.

- Но чтобы не ошибиться, давайте повторим их еще раз. (Слайд 5)

После обсуждения оратор группы сообщает о результатах анализа писем. Результаты заносятся в таблицу-схему: (Слайд 6)

 

 

Письмо 1.

Письмо 2.

Письмо 3.

 

Н
А
Ч
А
Л
О

Здравствуй, дорогой дядя Федор!

Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо.

Здравствуй, дядя Федор! Давненько не было от тебя писем.

 

О
С
Н
О
В
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь

Поздравляем тебя с Новым годом. Расти веселым, здоровым, упорным в труде.

Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо.

Погода у нас хорошая. Снегу намело по колено. Шарик с Матроскиным поссорились. Начинают раздел имущества. Скоро печку делить начнут, а потом избу.

 

К
О
Н
Ц
О
В
К
А

Кот Матроскин и пес Шарик.

Дядя Федор.

Приезжай поскорее.
Почтальон Печкин.

- Поможет ли эта работа вам при написании писем? Чем поможет?

- Письма имеют разное предназначение. Одни письма поздравляют адресата.

В других о чем-то просят, а в-третьих, сообщают о событиях.

VI. Коллективный анализ с целью определения вида письма.

Отражение анализа в таблице.

Письмо 1.

- Прочитайте первое письмо.

- С какой целью оно написано?

- Как бы вы его назвали? Это письмо-поздравление.

- По какому поводу посылают письмо-поздравление?

- Кому мы отправляем такие письма?

- Как мы обращаемся к родным и близким?

Письмо 2.

- Прочитайте второе письмо.

- Как обращается дядя Федор к родителям?

- Фраза «Получили Ваше письмо» говорит о состоянии переписки.

- А что можно написать о состоянии переписки, когда писем долго нет?

- Что содержит основная часть?

- С какой целью написано это письмо?

- Как его можно назвать?

- Верно это письмо-просьба.

- О чем могут просить люди в своих письмах?

Письмо 3.

- Прочитайте третье письмо.

- Что содержится в начале письма?

- Какая фраза говорит о состоянии переписки?

- Что сообщается в основной части письма?

- Как можно назвать это письмо? Это письмо-информация.

- Чем заканчивается письмо?

 

 

Письмо-поздравление

Письмо-просьба
(пожелание)

Письмо-информация

 

Н
А
Ч
А
Л
О

Здравствуй, дорогой дядя Федор!

Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо.

Здравствуй, дядя Федор! Давненько не было от тебя писем.

 

О
С
Н
О
В
Н
А
Я

Ч
А
С
Т
Ь

Поздравляем тебя с Новым годом. Расти веселым, здоровым, упорным в труде.

Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо.

Погода у нас хорошая. Снегу намело по колено. Шарик с Матроскиным поссорились. Начинают раздел имущества. Скоро печку делить начнут, а потом избу.

 

К
О
Н
Ц
О
В
К
А

Кот Матроскин и пес Шарик.

Дядя Федор.

Приезжай поскорее.
Почтальон Печкин.

- Какие виды писем узнали?

VII. Работа в группах по усвоению структуры письма.

(Группам раздаются разные шаблоны с текстом письма).

- Расположите карточки в таблице-схеме по порядку: приложение 2.

VIII. Представление работ и их коллективный анализ. (Слайд 7)

Объяснение смысла пословиц.

- А сейчас мы попробуем сами написать письмо, используя полученные знания.

И помогут нам пословицы.

1. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

2. Краткость – сестра таланта.

IХ.Творческое задание группам (практическая работа)

- Постарайтесь выполнить работу в течение 5-7 минут.

Задание 1 группе:

- Написать письмо своему другу с просьбой прислать семена редких растений для посева на школьном участке.

Задание 2 группе:

- Написать письмо-информацию своим родителям о пребывании в спортивном лагере. Постарайтесь, чтобы письмо получилось интересным. Можете дополнить письмо рисунком.

Задание 3 группе:

- Написать письмо-поздравление своей бабушке. Постарайтесь доставить радость своим письмом.

Х. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Когда было особенно интересно? Какие трудности возникали? Чему мы научились?

- В сумке ещё два письма. Со своими пожеланиями обращаются ваши друзья детские писатели Л.Кассиль и М. Горький. Вы познакомитесь с ними дома и следующий урок мы начнем с обсуждения этих писем.

(Задание дается по вариантам).

ХI. Домашнее задание. (Слайд 8)

- Определите вид письма, выделите части. Определите, писатель это отправитель или адресат?

Приложение 3

Список литературы:

  1. «Речевые уроки»: Кн. для учителя нач. классов / Т.А. Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
  2. «Словарь русского языка»: Ок. 53000 слов\ С.И.Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 1200 с.
  3. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Журнал «Воспитание школьников», 2008, № 1.